Долина Адыр-су. Джаловчат. 21.07.21гНакануне я весь день гадала, что же мне делать в этот день, если погода испортится. Мама еще за два дня мне сообщила, что прогноз на 21-22 июля с дождями, причем затяжными. Когда я поднималась на Чегет довольно много общалась с туристами и заодно спрашивала прогноз. Все говорили, что дожди обещают, но вроде кратковременные, да еще во второй половине дня. При планировании я на Терскол отвела 5 дней, этот резервный собиралась потратить на отдых или если будет непогода. А получилось, что я уже все 4 маршрута я прошла, организм , конечно, с радостью бы отдохнул, но район Терскола мне уже поднадоел, хотелось двинуть в новую долину. А по плану следующей у меня была долина Адыр-су. И тут была загвоздка. Жить я собиралась в а/л Уллу-Тау в 12 км от Баксанского ущелья. Связь там отсутствуют напрочь, с электричеством непонятно, а какие-то магазинчики вроде есть, но ассортимент неизвестен. В общем, в случае непогоды явно лучше торчать в районе Терскола, чем в верховьях Адыр-су, куда, кстати, еще надо было как-то добраться. Но утром опять светило солнце, и я решила рвануть на первой маршрутке в Верхний Баксан и постараться дойти до а/л Уллу-Тау.
Честно говоря, покидать кемпинг в Терсколе было жалко - тут было вполне уютно, и не надо было таскать громадный рюкзак.
Все уверенно говорили, что первая маршрутка идет в 8 утра из Азау, только было непонятно в 8 она уже в Терсколе или еще в Азау. Да и где она останавливается мнения расходились. Зная местные нравы я вышла из кемпинга еще в 7 утра и вскоре была на остановке.
Решила тут и ждать. Где-то через полчаса ко мне присоединились еще трое туристов. Около 8 пришла маршрутка снизу и уехала в Азау. Мы с облегчением вздохнули, значит, скоро она и нас заберет, но когда она вернулась, оказалась полная! Водитель очень недовольный был, при этом явно хотел денег заработать. Ребят до Нальчика как-то распихал, меня взяли стоя. Мой рюкзак опять еле влез. Но ниже народ тоже хотел ехать. По ходу мы взяли еще человек 5, водитель явно боялся выезжать на трассу со стоящими, но тех, кому не нужен был Нальчик, не отказывался брать стоя. Высадил он меня прямо у поворота на Адыр-су, взяв 100 руб за проезд ( многовато, по-моему, но спорить бесполезно).
Поселок Верхний Баксан находится на другой стороне реки, а с этой стороны какие-то участки, пастбища, и в общем никого не было. А у меня по плану было где-то здесь оставить закладку. Поясню для тех, кто не в теме. Это старый туристический прием - если маршрут кольцевой или петлями, нет смысла тащить лишнюю еду и вещи, их стараются где-то оставить. Вариантов несколько - у местных жителей, у спасателей или просто спрятать в кустах или камнях. Я предпочитаю последний способ, но надо тщательно упаковывать еду , а то за несколько дней продукты могут либо замокнуть, либо их погрызут звери и грызуны. У нас в Финляндии, например, появились какие-то странные жучки. Много они, конечно, не съели, но кое-что попортили. В этот раз я заранее продумала этот момент и часть продуктов уже из дома упаковала в пластиковые ведерки. Правда, по ходу у меня возникло желание оставить еще пару пакетов с вещами, не нужными мне в ближайшие 3 дня. В общем, получалось очень увесисто, было желание избавиться побыстрее. Я думала тут будет лес, но эти пастбища были тоже неплохим вариантом, и я довольно быстро нашла подходящее место в камнях. Прикинула, что потом тут можно будет и переночевать. Освободилась от груза, позвонила маме, сообщила, что связи 3 дня не будет и потопала в ущелье
Всего через 800 м после поворота дорога заканчивается знаменитым подъемником на Докторский перевал.
Подъемник работает с 9 до 18, была уже половина десятого и стояла очередь из машин, а еще сюда привезли пару групп на экскурсионных автобусах, чтобы посмотреть ущелье и подъемник.
Хотелось побыстрее подняться, думала посмотреть узкую часть ущелья потом, но на обратном пути тоже не сложилось. Место интересное, но надо ловить момент, когда там нет туристов.
Честно говоря , подъемник меня пугал. Я по ровному-то с большим рюкзаком шла с трудом, а тут лестница, людей много, промежуточной площадки никакой нет, подниматься надо без отдыха.
Но все оказалось не так страшно. Держалась одной рукой за поручень и равномерно шла вверх. Когда кто-то догонял или шел сверху, прижималась к перилам и меня обходили. Напугала меня платформа, она все время стояла, и я про нее забыла. Увидела, что она движется в последний момент. Край ее идет довольно близко от лестницы, я не была уверена, что она не заденет рюкзак и прижалась к перилам. Вроде запас там все же есть приличный. Вниз спускали как раз машину и рюкзаки.Как-то я не догадалась, можно было, наверное, попросить с какой-нибудь машиной поднять и мой. Хотя с другой стороны, все так медленно. Наверх она меня не догнала.
Верхняя часть лестницы оказалась под более резким углом.
К сожалению, я не догадалась засечь время подъема, но как-то это было очень недолго. До отъезда читала , что на этом подъемнике сорвалась машина с известной журналисткой с Кубани, и она разбилась насмерть. Странно, ведь перевозка людей на платформе запрещена. Но это Кавказ, тут правила редко соблюдаются. Каких-то следов трагедии я не увидела.Справа вдоль склона горы идет еще одна лестница. Я об этом узнала только наверху. Можно ли там подняться, не знаю, но вроде все ходят только вдоль подъемника.
Наверху асфальта уже нет, зато сразу начинается лес, и народу мало. Немного отдохнула и потопала к пограничному посту, до него от подъемника менее полукилометра.
На посту была очередь. Все показывали пропуска, я тоже протянула. Не могла понять , почему их тут требуют , ведь до границы еще километров 15. Потом сообразила, что пропуск можно было не доставать, здесь необходим только паспорт. Почти сразу за погран.постом есть место у родника со столами. Далее довольно разбитая грунтовка постоянно ползет вверх.
Уклон местами очень приличный, жарко, хотя дорога шла в лесу, да еще машин оказалось очень много, а от них пыль, и довольно узко, проезжают рядом. Это был, наверное, самый тяжелый переход за весь поход. Никто подвезти не предложил, хотя кроме коммерческих групп было много и тех, кто на своих машинах, причем весьма просторных. Мне кажется, в Штатах уже бы кто-нибудь остановился. Наверное, думали, что я кайфую под этим рюкзаком :-). Отдыхала очень часто. Надеялась уже до обеда быть в альплагере, но понимала, что двигаюсь очень медленно и таким темпом дотащусь до лагеря к вечеру. Прошла пару мест, где стояли запреты на установку палаток, потом видела табличку "бивуак". А тут можно? Правила так до конца и не поняла. В какой-то момент, я вспомнила, что немного раньше а/л Уллу-Тау будет а/л Новый Джайлык, и скорее всего там тоже можно напроситься на ночлег. Эта мысль меня на какое-то время взбодрила. В последнее время замечаю, что если приходится куда-то тащиться с грузом ( что пешком, что на велосипеде), но известно, что потом придется сюда же возвращаться, меня это сильно демотивирует. Мне очень хочется избавиться от рюкзака. Вот и тут я понимала, что сейчас я тащусь с тяжелым рюкзаков вверх, потом вниз будет полегче, конечно, но все равно с этим самым рюкзаком опять придется тут идти. И тут я подумала, а зачем мне этот самый а/л? Условия там весьма спартанские, идти далеко, еще и платить придется. Если бы здесь где-то найти подходящее место для лагеря, то можно тут и остаться, но место нужно укромное, с дороги не видное. Опыт у меня в поиске подходящей ночевки большой, поэтому я быстро прикинула, что выше дороги как раз в этом месте, похоже, есть какая-то поляна. Правда, склон крутой. Оставила рюкзак, слазила наверх налегке.
Наверху оказалась даже не поляна, а довольно большое пастбище. Можно целый кемпинг отгрохать :-)
Трава высокая, нетоптаная, ни коров, ни людей, но есть руины каких-то построек. Отлично, в них я спрячу рюкзак. Воды с этого края нет, а к склону я не ходила - проще брать с собой бутылки и наливать воду где-нибудь по дороге. В конце концов рядом шумит Адыр-су, вода в ней мутная, выше жилье, не лучший вариант, но если другой не будет, то сойдет.
Из запланированных 12 км до а/л Уллу-тау я прошла только около 5. Зато время еще обеденное, и я могу еще сходить куда-нибудь. Открыла свой список маршрутов и поняла, что единственный вариант, который я могу успеть до темноты - ледник Джаловчат. Перекусила, спрятала большой рюкзак и спустилась обратно на дорогу. Здесь она подходит к реке, и довольно шумно.
Шагать налегке было так приятно! Я в этот день пообещала ногам, что ботинки мы одевать не будем, поэтому шла в кроссовках. Я совсем немного не дошла до обозначенного на карте "укрытия". Оказалось, что это просто беседка. Довольно страшненькая на вид, но вроде целая, в дождь, действительно, может служить укрытием. А еще метров через 400 , где на карте обозначено место со столом, есть и стол, и контейнер для мусора, и главное, есть отличный родник.
Пока перекусывала снизу пришла большая группа туристов. Тут практикуется такой вариант - вещи от подъемника везут машиной, а туристы топают своим ходом. Эти были похожи на студентов, шли в Уллу-Тау. Скорость движения у них была выше моей, но они растягивались, собирались вместе, отдыхали дольше меня, в результате двигались с моей скоростью. С ними я так и дошла до Джаловчата, а потом встретилась на следующий день.
Странновато смотрится мостик сбоку от дороги, но , видимо, частенько тут дорогу заливает.
Много следов селей, хотя склоны довольно далеко
Дорога все время идет в лесу, поэтому гор не видно, и только перед мостом появляются вершины
Это второй мост после подъемника. Перед мостом тоже беседка. Дорога переходит на левый берег Адыр-су.
Здесь шикарнейший лес. Стоят запреты на разведение костров, а вот табличек, запрещающих кемпинг нет. Но я подозреваю, что их просто кто-то выкинул. Хотя лес большой и если углубиться, то можно спокойно стоять. Через километр долина Джаловчат.
Тропа начинается прямо за мостом. Здесь пасутся коровы и среди деревьев виднеется угловатое здание. Я подумала, что это какой-то приют, не знала, жилой он или нет. Быстро дошла до него. Рядом оказалось еще постройка, в обеих от жары расположились коровы. Рядом и вода есть.
Я не задерживаясь пошла вверх по дороге
Сбоку иногда попадались какие-то бетонные кубы, а дорога больше напоминала просеку, шла ровно вверх, что для гор совсем не характерно. Потом до меня дошло - это бывший бугель. Заканчивается эта просека на открытом месте, тут надо не уйти влево по дороге, а по тропе дальше двигаться параллельно ручью. Он внизу, а тропа идет по приятному склону
Оглянувшись назад я увидела далеко внизу дорогу и строения - это лагерь Новый Джайлык, туда я пойду завтра.
Где-то тут начался дождь. Я достала плащ и решила немного переждать, так как дальше были просветы. Закончился он быстро, и я продолжила подъем.
На фото видна небольшая острая вершинка и справа от нее гребень. Вот собственно, это и оказалась конечная точка маршрута, но я этого еще не знала.
Далее надо пересечьт один из ручьев, тут большие камни, тропа теряется. На обратном пути мне пришлось воспользоваться навигатором чтобы найти тропу на противоположном берегу.
Далее довольно долго шла по моренному гребню.
Слева ледник и снежные вершины, прямо - характерная вершинка.
Смотрю, под ней гуляет целое стадо серн. Пыталась их пересчитать, но сбилась. По моим прикидкам штук 40. Много "детей".
Шкура облезает и смотрится на спинах как пена :-).
Тут меня уже начало беспокоить время. Было уже 17 часов. Я решила, что если за полчаса не дойду, то надо поворачивать в любом случае.
Последний взлет - довольно крутая сыпуха, но короткая.
В 17.25 я поднялась к Джаловчатским ночевкам у ледника.
Тут очень холодно, лед прямо совсем рядом.
Нижняя часть ледника больше напоминает замерзшее озеро, и из него вытекает ручей Джаловчат.
Возможно тут можно еще прогуляться куда-то, но я быстро съедаю батончик и тороплюсь вниз - надо хотя бы на дорогу выйти до темноты. На спуске хорошо видна долина реки Куллумколь-Су, маршрут туда у меня тоже запланирован.
По гребню вниз спускаться всегда почему-то немного страшнее, чем подниматься
Периодически что-то совсем слегка подкапывает, но обещанного нормального дождя, к счастью, так и не было.
В 19 часов спустилась к угловатой постройке. Коровы ее покинули, и я рассмотрела табличку, гласящую, что это "спортивный поезд", и что построен он в Чехословакии. Не совсем понятно, где тут катались на горных лыжах, склон заросший. Хотя время прошло судя много. Спускаюсь на дорогу и быстрым шагом иду вниз - до наступления темноты менее часа.
Подъемник уже не работает, поэтому машин на дороге почти нет, меня обогнали только пограничники и вроде еще кто-то проехал. В роднике умылась, набрала воду и в 20 часов я была на месте. Без фонаря успела поставить палатку. День удался :-)
Итоги дня. До а/л я не дошла, зато нашла хорошую стоянку.,экономила силы и деньги. Правда, теперь все маршруты удлинятся, так как от альплагеря было заметно ближе. Маршрут на Джаловчат у меня был из необязательных, просто туда есть тропа, вот я его в список и включила. По факту он оказался очень приятным и разнообразным. От основной дороги 2,7 км и 800 м набора высоты. Я поднималась 2,5 часа, спускалась 1,5. Кроме коров у подъемника и серн наверху я никого больше не встретила. Но тропа хорошая, несложная, как я потом слышала из альплагеря туда водят группы. В общем, рекомендую.