все изображения взяты из открытых источников в интернете
На протяжении столетий этот французский островок, это восьмое чудо света, являющееся в наши дни частью Нормандии, считается одним из самых загадочных уголков планеты. Мон-Сан Мишель это место, где люди уже на заре человечества пытались говорить с небом. За свою долгую историю остров видел таинственные обряды друидов, оказывался в эпицентре сражений и даже был свидетелем спора святого и дьявола. О том, что остров Мон-Сен-Мишель необычное место, говорят и легенды о его происхождении.
Кельты
Давным-давно, когда остров этот был частью материка, близ которой простирались заливные луга, приглянулась гора эта кельтскому богу света Белу, и он решил сделать ее священным местом.
Гонимые воинственными англо-саксам кельты вынуждены были переселиться на материк в V веке.
Тогда же на побережье налетел страшный шторм, и взбесившееся море буквально отрезало гору от суши . С тех пор одинокий скалистый холм, отделенный от материка почти шестикилометровой полосой моря, стал местом для молитв и обрядов.
Во времена языческих кельтов гора была посвящена богу Солнца и называлась Том Белен. Мрачную необитаемую скалу называли тогда Могильной Горой, на которую переселялись души умерших. В глубине скалы совершались языческие обряды с приношением человеческих жертв,
Окутанная тайнами и легендами на протяжении тысячелетий, загадка древних друидов возбуждает интерес и по сегодняшний день. По окончании приготовлений к жертвоприношению и пиру под деревом они обращаются к дубу, как всеобщему исцелителю,
с приветствием и приводят к нему двух белых быков, которых до этого никогда не привязывали за рога. Жрец в белом одеянии свершали секретные обряды
Затем совершаются жертвоприношения, во время которых бога молят не лишать милости тех, кого он уже одарил своими благословенными дарами».
Практиковали ли они жертвоприношения людей, чтобы потом по внутренностям предсказывать будущее?
Романтичные историки древности утверждали, что в галльскую эпоху на Томблен было святилище девяти отшельниц-пророчиц, которых боялись и поклонялись.
Они владели магией и повелевали стихиями, укрощая шторма в море и содействовали благополучному судоходству в бурных водах.
Для того, корабль благополучно приплыл к месту назначения моерплаватели были вынуждены посылать ведьмам двадцатилетних невинных юношей.
Хитрые женщины лишали юношей невинности и на следующий день отправляли обратно домой, повесив им на шею ракушки как символ целомудрия.
Римская империя и Цезарь
Кельтская речь и религиозные традиции продолжали жить под эгидой Рима, и они должны были измениться и приспособиться к римской идеологии. Среди привилегированных классов широко использовалась латынь. Кельтские жрецы – друиды – попали под официальный запрет, однако причиной тому были не только их жестокие религиозные обряды, которые якобы оскорбляли чувствительность римлян (в римском мире человеческие жертвоприношения давно прекратились), но и то, что они угрожали римскому политическому господству.
Так как друиды считали устную передачу данных важной для своего выживания и продолжения веры, отсутствие письменного закрепления знаний, а также беспощадная военная машина Древнего Рима привели к упадку религии и всего их образа жизни. Тем не менее римляне переняли и еще долго сохраняли ритуал поклонения заходящему солнцу на Могильной горе.
В лучах погружающегося в море светила рождались ослепительные легенды: и одна из них гласит, что сам Юлий Цезарь, однажды посетив остров, распорядился похоронить себя среди камней этого загадочного места, и завещание императора было исполнено.
Едва утихли страсти, бушевавшие в Риме после убийства правителя, доверенные рабы поместили тело Цезаря в золотых сандалиях в специально приготовленный золотой саркофаг, тайно перевезли его на Мон-Томб и похоронили в одной из пещер.
С падением Римской империи и последующим обращением многих кельтов в Христианство, Церковь впитала в себя много элементов друидизма. И к 7 веку нашей эры друидизм был либо уничтожен, либо вынужден уйти в подполье.
Архангел Михаил и святой Обер
Вполне понятно, что ни с эпоху кельтов ни в эпоху древних римлян гора Сен-Мишель, естественно, не носила имени персонажа Ветхого и Нового заветов, На смену языческой Могильной горе приходят новые легенды. Одна из них гласит, что великолепная, будто замершая между небом и землей Могильная гора так понравилась архангелу Михаилу, что он решил основать на ее склонах аббатство и взять его под свое покровительство. По роковой случайности сатана тоже положил глаз на этот остров, а потому между князем тьмы и архангелом разгорелся спор - кто же будет владеть им?
Вскоре было принято решение: Мон-Томб достанется тому, кто возведет более величественный храм. Работа закипела нешуточная, и вскоре два великолепных собора были представлены на суд Господа. По понятным причинам победа в этом споре была присуждена Михаилу, но его творение оказалось столь прекрасным, что построенный им храм ангелы взяли на небо, а вот собор, сотворенный сатаной, достался людям.
Он-то и стал сердцем нового аббатства. А остров, отошедший архангелу, поменял свое название на Мон-Сен-Мишель, что означает «гора святого Михаила».
Миниатюра «Битва Архангела Михаила с драконом» выполненена для Великолепаного часослова герцога Беррийского братьями Лимбург в 1414-1416 ш
Святой Михаил — в христианской религии фигура особенная. Не просто архангел, но воин и заступник. Именно он, согласно Апокалипсису, должен встать во главе небесного воинства в последней битве добра со злом. Кроме того, Бог возложил на него миссию «проводника душ»: архангел Михаил должен сопровождать праведных к небесному Иерусалиму, защищать их от подстерегающих на пути демонов и помогать открывать тяжелые райские ворота.
Архангел Михаил, "знаменосец Иисуса в святом ангельском войске", чье имя в переводе звучит, как "Кто равен Богу", один выступил против Сатаны и его ангелов: "Он бился с драконом и ангелами его, и сбросил его с неба, и одержал великую победу... Он был князем Синагоги, а Господь сделал его князем Церкви".
Архангел Михаил, в черно-золотых латах, надетых поверх голубой туники, налетая слева на расправленных крыльях, уже нанес дракону смертельный удар мечом. Руки и босые ноги Архангела в красно-золотом оперении, а его лик и волосы сияют огнем, "подобно молнии". Кажется, что дракон, чья кровь сочится на землю, представлен здесь на грани своего сокрушительного падения в бездну.
Символично, что призрачная апокалиптическая битва происходит над аббатством Мон-Сен-Мишель В отличие от других замков Франции, которые возводились как оборонительные сооружения, или для удовольствия знати, Мон-Сен-Мишель основан как монастырь. Его история началась с легенды: в 708 году архангел Михаил явился в видении епископу Авраншу Святому Оберу и потребовал от него "на месте, которое называется Тумба (лат. - "могильный холм") и которое со всех сторон омывается морем", во славу его возвести часовню на горе.
Святой Обер родился в 660 году в семье лордов Генета, в одной из самых известных семей Галлии. Не раз сопровождал он своего отца на малюс, так назывались собрания, где свободные франки, имевшие право носить оружие, решали вопросы о войне и мире. В это время, когда все разговоры все были о ловушках, резне и пытках, находились люди смиренные, предназначенные для милости и жалости. Одним из таких людей и был Обер. После смерти отца раздал он всё свое наследство бедным и перешел в церковное сословие. Милосердный и мудрый прелат, он был избран епископом Авраншским в 704 году после смерти своего предшественник. Он любил уединение и часто размышлял о бедственном положении простых людей. В то время лес Сисси простирался до самой Горы Могилы, как и во времена кельтов. Епископ любил удаляться в этот лес один.
И вот однажды он уснул и приснился ему ангел, спускающийся со скалы и одетый в сверкающие доспехи и шлем.
Ангел прикоснулся мечом к вершине скалы, и скала обрушилась в море. На ее месте возникла церковь, полная воинов, а над ними хор ангелов их камня пел великолепную небесную мелодию. Епископ проснулся и пытался понять смысл удивительного сна. Желая очистить дух и тело постился епископ три дня, после чего Ангел вновь явился ему во сне.
Обер осмелел и спросил, как зовут пришельца. Ангел направил меч на епископа, так напугав его, что бедный Обер склонился над священным писанием, страницы которого вдруг стал быстро перелистывать набежавший откуда-то ветер, а голос сверху прогремел: «Я – Михаил, и я защищаю тех, кто сражается за Христа. Ты построишь храм во имя мое здесь, чтобы дети этой земли взывали ко мне, и я мог прийти им на помощь».
Испугался Обер явлению такому необычному, заподозрив, уж не дьявольское ли наваждение то было, уж не демон ли взывает. Еще пуще стал поститься епископ, удвоил он раздачу милости и не ходил больше а Могильную Гору. Чем больше он сторонился ее, тем больше что-то сильное влекло его туда. Как он не сопротивлялся, но неведомая сила всё равно привела его на остров, и вновь уснул на горе Обер.
В третий раз Архангел Михаил, вновь вторгшийся в мирный сон священника, был окружен уже грозным и величественным сиянием. Он сердито повторил свой прежний приказ и в доказательство серьезности намерений стукнул нерешительного нормандца лучистым перстом по лбу. Пробудившись ото сна, Отбер нащупал на черепе вмятину и, уже не раздумывая, отправился к Могильной горе, чтобы начать строительство.
В это конечно сложно поверить, но сохранено свидетельство этого события. В Аванше, где находятся мощи святого Оберта, на его черепе действительно есть вмятина.
Тем более что в черепе епископа Обера, основателя аббатства Мон-Сен-Мишель, который хранится в сокровищнице базилики Église Saint-Gervais
После этого чуда такой покой воцарился в душе Обера, что он уже не сомневался в своем предназначении своем. Вот так и стала языческая Могильная гора знаменитой христианской святыней, а святой Михаил – ангелом-хранителем королевской и рыцарской Франции.
Епископ Обер приступил к строительству часовни, и чудеса сопровождали столь богоугодного дело: и место для закладки фундамента было очерчено утренней росой, и пропавшая корова нашлась на том месте, где предполагалось заложить первый гранитный камень, а громадный валун, занимавший площадку на вершине горы, легко скатился вниз от прикосновения ноги ребенка.
И еще одно чудо случилось здесь при строительстве аббатства. Каменистый остров посреди моря был лишен пресной воды, но Архангел Михаил еще раз явился епископу Оберу и стукнул посохом по камню, из которого забил фонтан кристальной воды.
Так началось строительство несокрушимого небесного замка, соединившего религиозную и небесную архитектуру, ставшего как пристанищем монахов-бенедиктинцев, так и надежным французским форпостом
Побывавший в Нормандии Ги де Мопассан был так потрясен величеством Мон Сан-Мишель, что написал рассказ «Легенда о горе Святого Михаила».
Чтобы укрыться от злобы дьявола, сосед его, святой Михаил, построил себе посреди океана это жилище, достойное архангела. И действительно, только великий святой и мог создать себе такую обитель.
Но так как он все-таки боялся нападения лукавого, то окружил свой замок зыбучими песками, еще более предательскими, чем море.
Дьявол жил в убогой хижине на берегу, но владел лугами, заливаемыми соленой водой, великолепными тучными землями, где росли обильные хлеба, богатыми долинами и плодородными виноградниками по всей стране. Архангел же царил над одними песками, так что сатана был богат, а святой Михаил беден, как нищий.
После нескольких лет поста святому надоело такое положение, и он задумал войти в сделку с дьяволом. Но дело было нелегкое, так как сатана крепко держался за свои урожаи.
Святой раздумывал полгода и наконец однажды утром отправился на землю. Дьявол сидел у двери и ел суп. Заметив архангела, он сейчас же поспешил к нему навстречу, поцеловал край его рукава, пригласил войти и подкрепиться.
Выпив чашку молока, святой Михаил начал свою речь:
— Я пришел предложить тебе выгодное дело.
Дьявол чистосердечно и доверчиво отвечал:
— Идет!
— Так вот... Ты уступишь мне все свои земли.
Встревоженный сатана хотел было возразить:
— Но...
Святой прервал его:
— Выслушай сначала. Ты уступишь мне свои земли. Я возьму на себя заботу о них, обработку, уход, посев, удобрение — словом, все. Жатву же будем делить пополам. Согласен?
Дьявол, лентяй по природе, согласился.
Он попросил только в виде надбавки немного той отличной рыбы, краснобородки, которую ловят вокруг одинокой горы. Святой Михаил обещал.
Они ударили по рукам, сплюнули в сторону в знак того, что дело слажено, и архангел снова заговорил:
— Послушай, я не хочу, чтобы ты на меня жаловался. Выбирай, что тебе больше нравится: вершки или корешки?
Сатана воскликнул:
— Я беру себе вершки.
— Ладно! — ответил святой. И она удалился.
Прошло полгода, и в огромных владениях дьявола все было засеяно морковью, репой, луком, чесноком и всякими другими растениями, корни которых мясисты и вкусны, но листья годны разве только на корм скотине.
Сатана ничего не получил и захотел уничтожить договор, называя святого Михаила "обманщиком".
Но святой приохотился к земледелию и, опять отправившись в дьяволу, сказал ему:
— Я тут ни при чем, уверяю тебя... Так уж случило, я не виноват. И, чтобы возместить тебе убытки, я предлагаю тебе на этот год взять корешки.
— Идет! — сказал сатана.
Следующей весной все владения злого духа были покрыты тучными колосьями хлебов, овсом, великолепным рапсом, льном, красным клевером, горохом, капустой, артишоками — всем, что может созревать под солнцем в виде зерен или плодов.
Сатана опять остался ни с чем и окончательно разозлился.
Он отобрал у архангела свои луга и нивы, оставаясь глухим ко всем новым предложениям соседа.
Прошел целый год. С высоты своего одинокого замка святой Михаил смотрел на далекую плодородную землю и видел дьявола, руководящего работами, собирающего жатву, молотящего хлеб. И, чувствуя свое бессилие, он был вне себя от гнева. Не имея возможности больше дурачить сатану, он решил отомстить и пригласил его к себе на обед в ближайший понедельник.
— Я знаю, — сказал он, — тебе не повезло в делах со мной. Но я не хочу, чтобы между нами оставалась вражда, я надеюсь, что ты придешь ко мне пообедать, я угощу тебя вкусными блюдами.
Сатана, такой же обжора, как и лентяй, тотчас согласился. В назначенный день он разоделся в лучшее платье и отправился на гору.
Святой Михаил усадил его за роскошный стол. Сначала подали паштет с начинкой из петушиных гребешков и почек, а также с мясными сосисками; потом двух громадных краснобородок в сметане; потом белую индейку с каштанами, варенными в вине; потом барашка, нежного, как пирожное; потом овощи, таявшие во рту, и прекрасный горячий пирог, дымившийся и распространявший аромат масла.
Пили чистый сидр, пенистый и сладкий, за ним — крепкое красное вино, а каждое блюдо запивали старой яблочной водкой.
Дьявол пил и ел, как бездонная бочка, так много и так плотно, что его совсем вспучило и он уже не мог с собой совладать.
Но тут святой Михаил, грозно поднявшись, закричал громовым голосом:
— В моем присутствии! В моем присутствии, каналья! Ты смеешь... в моем присутствии...
Сатана, растерявшись, бросился бежать, а архангел, схватив палку, кинулся за ним.
Они бежали по низким залам, кружились вокруг столбов, взбирались на наружные лестницы, скакали по карнизам, прыгали с трубы на трубу. Несчастный демон чувствовал себя до того плохо, что готов был испустить дух, и, убегая, пачкал жилище святого. Наконец он очутился на последней террасе, на самом верху, откуда открывался весь огромный залив, с далекими городами, песками и пастбищами. Дальше бежать ему было некуда, и святой, дав ему в спину здорового пинка ногой, подбросил его, как мячик, в пространство.
Он дротиком взлетел к небу и тяжело упал перед городом Мортен. Рога и когти его глубоко вонзились в скалу, сохранившую навеки следы падения сатаны.
Он встал, хромая, да так и остался на веки вечные калекой, глядя издали на роковую гору, вздымавшуюся, как башня, в лучах заходящего солнца; он понял, что всегда будет побежден в этой неравной борьбе, и, волоча ногу, направился в отдаленные страны, оставив врагу свои поля, свои холмы, свои долины и луга.
Вот как святой Михаил, покровитель Нормандии, победил дьявола.
продолжение следует
