Тут мой муж нарисовал подробное описание аэропорта Манилы. , и я решила его отдельно от своего отчета опубликовать. Чтобы не мешать все в кучу.
Если что-то неправильно, Филиппинские гуру поправьте, пожалуйста.
Особенно, я думаю, она будет полезна для новичков, которые не любят читать рассказы туристов. ИНСТРУКЦИЯТри вещи, на поиски которых в аэропорту Манилы лучше не тратить время (сугубо личная точка зрения):
1) Камера хранения багажа – об этом много сказано предыдущими ораторами, спасибо им большое – избавили от необходимости делать неприятные открытия
2) Шатл-бас между терминалами – предыдущие ораторы не упоминали о таковом, и правильно делали, такси между терминалами по счётчику (с учётом посадки 30 песо) обойдётся рублей в шестьдесят российских – кому здесь еще нужен шаттл-бас??
3) Тандуай – его надо прикупить заранее, местный дьютик продажи данного напитка если и осущестляет, то найти можно с большим трудом.
Для быстрого и безвредного использования интернационально-местного аэропорта имени Бениньо «Ниноя» Акино (впрочем, все остальные аэропорты всех стран мира не исключение), расположенного недалеко от города Манила (о. Лузон, Филиппины), необходимо заранее продумать последовательность всех своих движений, начиная от выбора авиакомпании и времени прибытия в Манилу и до выхода на посадку на следующий стыковой рейс, который собственно и должен доставить утомлённых путников прямо в райский уголок, тщательно припрятанный на каком-нибудь из многочисленных островов Филиппинского архипелага.
В том случае, если времяпровождение в столичном мегаполисе, а именно толкание в типично-азиатских пробках и вдыхание эксклюзивного манильского смога, является одной из целей вашего путешествия за десять тысяч километров от Москвы, необходимость тщательного выбора рейса, которым вы прибудете в Манилу, а может даже в Кларк, теряет смысл – маленький желтый (или большой белый) автомобиль с весёлым водителем (в долгой дороге может и оптимистичную филиппинскую песню затянуть) доставит в любую точку города за очень скромное по меркам средней России вознаграждение.
Безусловно, Манила – вполне достойный город для остановки на пару или тройку дней, имеющий не одно и не два заслуживающих внимания места, но скорее всего, целью человека, уже уставшего от отпуска, начавшегося с многочасового перелёта, является купание в бирюзовой водичке с активной внутренней жизнью, или лежание на белом песочке под толстой пальмой с угрожающе нависающей верхушкой из кокосовых плодов в количестве штук пяти, плюс ещё один самый здоровый держа в руках и вытягивая из его недр через соломинку сами знаете что. С блаженной улыбкой. Вместо всего этого легко можно получить поездку по средней степени ширины и разбитости проспекту среди немереного количества чихающих джипни и разных других грузовичков из аэропорта в центр города с последующим посещением, например Президентского дворца Малаканьян, где, оказывается, совершенно запрещено фотографировать и фотографироваться (в Маниле есть места, указанные во всех путеводителях как достопримечательности, где запрещена фотосъёмка). Возможно, кто-нибудь заинтересуется шопингом, такое приятное занятие - делать покупки среди многотысячных толп местных жителей и немногочисленных приезжих, от этой суеты голова может слегка загудеть, но это не должно помешать приобрести всё самое необходимое для дальнейшей жизни в как отпуске, так и по его окончании, особенно сувениры, куда ж без них, только одна проблема – как всё это добро запихнуть в уже упакованный багаж, да ещё так, чтобы его вес не превысил норму, провозимую бесплатно (уместно будет напомнить, что СебуПасифик, к примеру, на Боракай бесплатно везёт 10 кг с человека). Дальше – ужин и ночь в отеле (здесь Манила изобилует широким выбором на любой вкус и толщину кошелька), а утром – обратная дорога в аэропорт (пробки, джипни, и т.д. – придётся выехать из отеля с запасом часика два до регистрации).
Ну а когда море призывает с такой страшной силой, что на осмотр столицы Филиппин время тратить нет желания, да и денежки жалко, вот тогда и нужно использовать NAIA как 100-% транзитный аэропорт. Такая же ситуация может сложиться у путешествующих по нескольким островам – последовательное перемещение с одного острова на другой совершенно не гарантировано, расписание вылетов-прилётов в высокой долей вероятности приведёт вас обратно в Манилу для пересадки на очередной рейс.
Теперь самое время поделиться некоторыми закономерностями, подмеченными в работе авиакомпаний, летающих над Филиппинами. Все доместиковые рейсы стартуют из Манилы, начиная с раннего утра и возвращаются как правило при дневном свете, т.е. время вылета самого позднего рейса с какого-нибудь острова около 17-00. Проблема заключается в том, что даже в высокий сезон на остров может быть всего один рейс в день, и скорее всего он улетит из Манилы утром и в обед уже вернётся обратно. И до следующего дня больше туда ничего не полетит (имеются в виду самолёты, выполняющие регулярные рейсы). Поэтому идеально было бы прилетать в международный терминал Манильского аэропорта глубокой ночью или утром как можно раньше. Кажется, всё просто, рейсов много, т.к. все известные авиаперевозчики летают в Манилу, а многие и по два рейса в день, но на практике это выглядит так: практически все ночные рейсы из Эмиратов (Абу-Даби и Дубаи) или Катара прилетают в Манилу к обеду, а утренние – к вечеру. В это время на острова местные рейсы уже закончены, добро пожаловать в Манилу на ночлег (кому рано вставать – пожалуйте, Аэропорт Отель Манила). Можно подумать, что это устроено специально для пассажиров, вылетающих с Филиппин на Запад – большинство обратных рейсов вылетают из Манилы во второй половине дня или вечером. Похоже, что самым первый из международных рейсов в Манилу приходит рейс «Сингапурских авиалиний» (вылет из Чанги 09-30, прилёт в 13-00). Кроме этого, он самый удобный для россиян, прилетающих в Сингапур из Москвы теми же «Сингапурскими авиалиниями» в шесть часов утра по местному времени. Если мы сравним тариф Сингапурских а/л с какими-нибудь Арабскими, разница может быть существенно не в пользу первых, но если вычесть из стоимости билета стоимость стыковки в Маниле (хотя бы только отель), особенно если эта стыковка лишняя и её можно избежать, то экономия на авиабилете теряет смысл, вернее сказать, перелёт дорогим тарифом в итоге приведёт к уменьшению стоимости поездки. Парадокс.
Ещё один известный способ потратить поменьше денежек на билет (и побольше - на отдых) – перелёт лоукост-авиакомпанией. В случае с Филиппинами AirAsia не поможет, т.к. их рейсы производятся в аэропорт Кларк. А это не совсем Манила, точнее совсем не Манила. Стыковка между Кларком и NAIA возможна, конечно,но это два разных аэропорта в двух разных городах и потребуется заложить на нее гораздо больше времени.
Единственное, есть возможность быстрого и недорогого перелета из одного аэропорта в другой компанией Zest Air. При определенных обстоятельствах это может быть довольно удобно. Правда, скорее, не на "вход", а на "выход" с Филиппин.
Единственная альтернатива для тех, кто не хочет в Кларк - это СебуПасификЭйр, только, исходя из стоимости перелёта, например «Куала-Лумпур – Манила», по сравнению с перелётом AirAsia «Куала-Лумпур – Кларк», СебуПасифик – это уже не лоукост. Зато явным преимуществом СебуПасифика является время прибытия международных рейсов в аэропорт Манилы, например: из Бангкока, Гонконга, Куалы-Лумпура или Сингапура – около пяти часов утра. Выспаться, конечно, не получится, зато потери времени сведены к минимуму, весь следующий день можно использовать для перелёта по любому маршруту на любой остров. При этом вечерний вылет из этих пунктов отправления отлично стыкуется с прилётом туда рейсов большинства авиакомпаний (в случае с Бангкоком можно прямо из Москвы Аэрофлотом или Трансаэро). И ещё один большой плюс СебуПасифика – все их рейсы (внутренние и международные) выполняются из одного терминала NAIA № 3, оттуда же вылетают и местные рейсы Air Philippines.
Вот мы и подошли к главному вопросу. А как же устроен Манильский хаб?
http://www.manila-airport.net/Map.cfm. Советую распечатать карту терминалов не столько для изучения, сколько для того чтобы просто ткнуть пальцем в точку на карте, если таксист окажется непонятливым. Обычно они отличают терминал № 1 как «Главный», № 2 как «Philippine Airlines», а № 3 как «СебуПасифик», а №4 как "Доместик".
А теперь можно приступать к планированию стыковок в Маниле.
Вариант самый простой. Прилёт СебуПасификом из вышеназванных городов рано утром, вылет на острова тем же СебуПасификом. См. инструкции и время для стыковки на сайте во время бронирования, никаких приключений внутри одного терминала № 3 быть не должно.
Вариант посложнее. Прилёт СебуПасификом рано утром, а вылет на острова другим перевозчиком. Из терминала № 3 кроме СебуПасифика летает только авиакомпания AirPhilippines ЭйрФилиппинс (не путать с PhilippineAirlines, ФилиппинЭйрлайнз – главным национальным перевозчиком, первая является дочкой второй), которая, в свою очередь, подписала компанию PAL-express перевозить пассажиров своими самолётами на Палаван и некоторые другие острова. Билеты на эти рейсы бронируются на сайте как ЭйрФилиппинс, так и ФилиппинЭйрлайнз, а вылеты и прилёты осуществляются не в персональный терминал ФилиппинЭйрлайнз, а именно в терминал № 3 NAIA, т.е. туда же, где живёт СебуПасифик.
Итог: если следующий после СебуПасифик перелёт ЭйрФилиппинс, то стыковки в час-два будет вполне достаточно для того, чтобы выйти в зал прилёта после паспортного контроля, получения багажа и таможни, а затем подняться на два этажа в зал вылета. Удобный обменник валют как раз находится перед входом в стерильную зону (стойки регистрации можно обойти по кругу) и пунктом сбора терминальной платы за вылет (200 песо за внутренний рейс, 750 - за международный). Это как раз позади бронзового бюста г-на Акино, имя которого и носит весь этот заповедник. Также недалеко установлена копия Аэробуса СебуПасификЭйр специально для тех туристов, кто любит лишний раз пощёлкать (затвором своей камеры). Регистрация заканчивается за 30 минут до вылета, контроль службы безопасности на внутренних рейсах строгий, но делается всё быстро: мальчики налево, девочки направо, разулись, побросали вещи в ящики, прошли рамку, вывернули карманы, собрали пожитки – и на посадку. До самых дальних гейтов пешком минут пять, отвлекаться по дороге не на что – пара кафешек и один магазинчик типа шоп. Желательно иметь с собой тёплую одежду – внутри терминала № 3 значительно холоднее, чем на улице.
Необходимо отдельно остановиться на одной немаловажной детали: некоторые филиппинские рейсы имеют свойство отправляться точно по расписанию, другие и третьи не имеют такого свойства. Ко вторым относятся многие рейсы СебуПасификЭйр, для которого задержка рейса (особенно в Тагбиларан на Бохоль) на два часа – нормальное явление. Причина этого явления проста – самолёт, как маршрутка, делает два рейса в день: утром вылетает из Манилы на остров, там, не глуша двигатели, высадка-посадка пассажиров и багажа, и обратно в Манилу. Даже если всё проходит гладко при посадке, то можно встать в очередь на взлёт на полчаса и больше, т.к. Манила – очень прилично загруженный порт, взлёты и посадки сменяют друг друга как в калейдоскопе. Ну а дальше как снежный комок, отставание от графика ко второму рейсу может только увеличиться, и никак не наоборот.
К слову, после наступления темноты можно наблюдать картину, похожую на движение в крайнем правом ряду скоростной автодороги, когда туда выползает для обгона хорошо загруженная ВАЗ-четверка, а сзади мчится БМВ. На главной взлётной полосе в Маниле один самолёт готовится стартовать, а ему в хвост маячит всеми посадочными огнями другой, садящийся на эту же самую полосу.
Есть и третья группа – рейсы могут вылетать из Манилы раньше указанного времени, о чём предупреждают милые сотрудники авиакомпании во время регистрации (хорошо, если вы поймёте, о чём это они). Так что далеко от своего выхода лучше не забираться, телевизоры с номерами рейсов внутри терминала работают не везде, а приглашение к выходу на посадку по радио можно и не услышать – они все одинаковые. Соответственно, и обратный вылет в Манилу происходит не по расписанию, а по фактическому времени прибытия самолёта на остров плюс высадка-посадка. В реальности вылет может произойти на полчаса раньше расписания (PAL-express, к примеру, летает именно так).
Вариант самый непростой – это вылет на острова из Доместик терминала (авиаперевозчики Зест-эйр, Авиалинии Юго-Восточной Азии и др.), а также из маленьких терминальчиков (попросту – ангаров) мини-авиакомпаний (ITI), летающих на мини-самолётах. Главное – добраться до этих терминалов по городу. Внутри весь аэропорт очень компактный, все эти терминалы сосредоточены вокруг взлётно-посадочной полосы № 2 (доместик). Но на деле компактность растворяется в многочисленных пробках, светофорах и других милых сердцу мелочах, связанных с интенсивным передвижением большого количества людей на автомобилях по дорогам, опоясывающим Манильский аэропорт. Стыковкать такие рейсы тоненько не стоит, лучше переночевать и улететь на следующий день без нервотрёпки.
Может случиться ещё такой вариант, когда международный рейс в Манилу выполняет авиакомпания PhilippineAirlines, ФилиппинЭйрлайнз – главный национальный перевозчик, своим самолётом и с прибытием в свой персональный терминал. Если следующий рейс будет выполнять та же компания, своим же самолётом и из своего терминала – хорошо, можно смело стыковать с небольшим запасом времени. Но, как уже сказано выше, главный перевозчик может нанять неглавного, а это значит, что рейс будет выполняться уже из другого терминала (и не обязательно из терминала № 3), и преимущество перелёта одной компанией будет потеряно. При бронировании рейса через сайт всегда нужно смотреть, кто именно выполняет этот рейс, сами PhilippineAirlines или кто-то другой, эта информация печатается на Е-тикете.
Если говорить о простом способе высадки на филиппинскую землю через NAIA Терминал № 1, то можно отметить быструю работу паспортного и таможенного контроля (для увеличения скорости заполнять декларации лучше ещё в полёте), отсутствие очередей и удобный чейнджер на выходе после таможни, а также достаточное количество машин такси на площади. Так что главная задача как и везде – быстро ухватить свои чемоданы, и солнце воздух и вода – наши лучшие друзья!