Впечатления, отчеты, фотографии, блоги из путешествий и трекингов по Непалу, Тибету, Бутану. Отзывы туристов о поездках, турах и отдыхе в Непале, Тибете, Бутане. Как недорого посмотреть Непал, Тибет, Бутан. Что посмотреть в Непале, Тибете, Бутане, Катманду, Лхасе.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Встал около 6 часов. Соскреб иней с внутрянки… Начал готовить завтрак. Солнце осветило мой лагерь около 6.30. Сегодня я все-таки решил отдохнуть. А то вчерашний расслабон, с подъемом на километр по вертикали, получился немного жестковатым. Вышел около 8 часов и пошел налегке, в компании с Семеном, по тропе в сторону Пангпемы.
Тихаус за скалой прячется от ветра
Не торопясь иду по тропе, любуясь прекрасными видами. Тут мимо меня проскочил трекер с гидом. Я задумался: откуда же они стартовали, если около 9 часов уже здесь проходят. Если из Лхонак (а после него лоджей нет), то это просто какие-то киборги.
Ручей
Тропа на морене
До Пангпемы я дошел примерно за два часа. Пангпема это место, которое позиционируется как базовый лагерь Канченджанги. Точнее лагерь на морене, под которым на леднике находится КВС. Что я могу об этом сказать… Нет там никакого базового лагеря. Это не БЛ Эвереста (ЕВС), где каждый сезон разворачивают целый палаточный городок. Здесь ничего такого и близко нет. Поскольку на Канченджангу не заходят коммерческие группы. Возможно, когда организуется экспедиция на Канченджангу, здесь и устанавливают базовый лагерь. Но, если честно, на леднике внизу даже места нет для нормального БЛ. Ни воды, ни места для палаток. Да и нормального спуска с морены вниз на ледник не видно.
В этих местах я был лишь однажды – в апреле 2015 года. Как раз на свое ДР. Тогда все вокруг было в снегу. Теперь же вокруг сухой каменистый склон и морена. И слабенький ручеек, из которого местные и берут воду. Тогда, восемь лет назад, здесь стояла только одна покосившаяся хижина. Теперь же это место расстроилось. Появился довольно большой барак с кухней - столовой и спальными местами, санузел, палатки. Правда, трекеры не так часто здесь останавливаются, многие приходят сюда из Лхонака, фотографируются на фоне массива Канченджанги и «базового лагеря» и возвращаются обратно, в Лхонак. Все-таки высота здесь уже больше 5100.
Пангпема, апрель 2015
Пангпема, октябрь 2023
Я присел отдохнуть возле лоджа. Выпил стаканчик чаю (200 рупий!). Затем пошел на восток и начал подниматься по склону. Турик решил зайти на юго-восточную вершину - Drohmo Ri SE (см. схему за предыдущий день). Оттуда открывается вид на восток и северо-восток. То есть на район, в который я планировал отправиться.
Поднимаюсь по склону. Внизу - Пангпема
Канченджанга (8586)
Wedge Peak (6802)
Drohmo Ri West (6080). Там я был накануне
Около 11.30 я поднялся к вьюпойнту. Оттуда открывается прекрасный вид на юг: массив Канченджанги и одноименный ледник под ним. Дальше, чтобы подняться на гребень, ведущий к юго-восточной вершине нужно пройти через осыпь и подняться по склону. Я ходил там восемь лет назад. И с гребня видел северо-восточный угол, цель моего нынешнего путешествия. Тут заартачился Док. - Туда подниматься еще часа два-три… потом обратно… - начал канючить он. – Хочешь по вчерашнему варианту – в темноте в лагерь вернуться? - Да успеем мы… - неуверенно возразил Турик. – Надо же нам посмотреть места, в которые собираемся идти. - Что там смотреть, - настаивал Док. – Мы этот район по прошлым фотографиям за год подготовки весь обсмотрели. Каждая кочка как живая перед глазами стоит. Что там может поменяться за восемь лет? Да ничего… Короче так и не пошел дальше. Посидел у вьюпойнта. Скушал сникерс. Развесил флажки лунгта. И потопал вниз…
Вьюпойнт
Дальше – по осыпи на гребень
Вместо подъема на юго-восточную вершину я решил пройти вдоль края морены, чтобы обнаружить место спуска на ледник, по которому я планировал идти дальше. Так вот, никакого спуска в районе Пангпемы на ледник (якобы в КВС) я не обнаружил. Вниз уходил крутой конгломератный склон. Возможно, когда здесь стоит экспедиция на Канченджангу, непальцы на этом склоне протаптывают какую-то тропку или провешивают веревки, как это сделано на леднике по дороге в АВС Макалу. Но сейчас ничего подобного не было. То есть спуститься на ледник Kanchenjunga Glacier с морены это отдельная проблема!
Я прошел вдоль края морены и так ничего подходящего не обнаружил. Вот тебе и на! Приехали… - Неужели придется возвращаться, - сокрушался Док. (Перед его внутренним взором замаячили тибетские хлебцы от Нупу и шерпа-суп от Дарке…) - Не боись, прорвемся, - обнадежил его Турик. – Будем искать ход. (Сладкие картины в сознании Дока растаяли как дым) В конце концов, я нашел место, где часть морены съехала вниз по склону и туда можно как-то попробовать попасть, спустив рюкзак на веревке.
Лучшего места для спуска на ледник я не нашел
Между Пангпемой и тихаусом, возле которого я стоял, протекает два ручья, выходящих из ледников с западной и восточной стороны гребня Drohmo Ri West, на который я накануне поднимался. Утром, по пути в Пангпему я набрал в первом (западном) ручье воды и пил ее днем. Когда я возвращался вечером, то решил наполнить водой обе бутылки, которые нес с собой. Во втором (восточном) ручье я набирать воду не стал, считая, что наберу в ближнем к моему лагерю (западном) ручье. Но когда я до него дошел, воды в нем не оказалось! То есть воду там дают только с утра. Возвращаться к восточному ручью было лень. Поэтому мне пришлось опять покупать в тихаусе литр воды (как раз на две бутылки). Вечером около 17 часов поужинал и лег спать. Погода: весь день ясно. Пройдено примерно 6,3 км Высота 5110 м. Температура ночью -3 градуса.
Лирическое отступление о связи. Дальше мой путь лежал в удаленные от жилья и троп места и здесь немаловажную роль играл вопрос связи. Понятно, что без связи меня бы никто не отпустил в одиночку шариться по задворкам. Поэтому к этому вопросу я всегда подходил тщательно и решал его заранее.
Схема со связью была уже отработана за годы путешествий в предыдущих треках. У меня было два независимых канала связи, которые должны были дублировать друг друга. Первым номером шел Трифон. Это спутниковый трекер inReach фирмы Делорме (теперь Гармин). Он позволяет с заданной дискретностью (я поставил 30 минут) отправлять информацию о моем местоположении, высоте и скорости движения на сервер Гармина. И на Большой земле могли на карте отслеживать мои перемещения. Кроме того, он обеспечивает двусторонний обмен текстовыми сообщениями, что конечно очень удобно. Связь осуществляется через спутниковую систему Иридиум, так что трекер работает везде, даже в помещении или транспорте, если конечно находиться возле окна. Я пользуюсь этим устройством уже много лет и о нем у меня сложились самые лучшие впечатления. Правда, последние два года оплачивать связь с карты российского банка стало невозможно. Но эта проблема была решена привязкой к моему экаунту карты заграничного банка. Однако в этом году при активации устройства перед треком я столкнулся с другой проблемой: Гармин перестал активировать устройства для пользователей из России и Беларуси (угадайте почему). Кроме того, служба поддержки даже отказывалась общаться с пользователями из этих стран. Я думал, что все, этот канал стал теперь недоступен. Но пляски с бубном и перерегистрация учетной записи все-таки позволили преодолеть указанную проблему. И Трифон как всегда отработал на отлично!
Второй канал связи обеспечивал Кирпич. Это спутниковый телефон IsatPhone Pro системы Инмарсат. Этот телефон составлял мне компанию во всех моих поездках в Непал кроме первой. Его я традиционно использовал для голосовой связи с центром, что конечно удобно, особенно в критических ситуациях. Проблемой спутниковой системы Инмарсат является то, что спутник и трубка должны находиться в прямой видимости друг друга. А поскольку спутники Инмарсат стационарные, то есть висят в одной точке небесного свода в отличии от спутников Иридиума, то при нахождении в ущельях когда южная часть небосклона закрыта горой или другим препятствием связь невозможна. Но это относительная проблема. Нужно просто учитывать это обстоятельство и выходить на связь в местах, где южная половина горизонта более менее свободна. Так я и делал все эти годы. И особых нареканий к работе телефона у меня не было. Так вот, в этом путешествии второй канал связи стал для меня недоступен. Не потому, что Инмарсат не позволил активировать тариф. Нет, как раз с оплатой проблем не возникло: в российском представительстве с удовольствием взяли деньги рублями с российской карты (по безумному курсу осени этого года). Телефон заработал, и дома я его успешно протестировал. Однако на треке мне ни разу не удалось выйти на связь. Трубка видела спутник, но не могла зарегистрироваться в сети. И только по возвращению домой я выяснил причину. Дело в том, что в Индии Инмарсат запрещен и поэтому лучи со спутника, направленные на Индию, блокировались. А поскольку я находился не далеко от границы с этой страной, то под раздачу попадала и моя трубка. Таким образом, этот игрок полностью оправдал свое имя: Кирпич я проносил с собой без пользы.
Вот так обстояли дела со связью в этом путешествии: у меня остался только один канал.
b0b писал(а) 15 фев 2024, 19:30:находился не далеко от границы с этой страной, то под раздачу попадала и моя трубка
А в 2022 году и предыдущие треки в KCAP работала ведь ? Турайя тоже кстати в индийском бане. у меня в том районе трубка работала своеобразно : первый звонок проходит, но собеседника не слышно совсем. Только со второго раза нормально.
morning_bird писал(а) 15 фев 2024, 23:31:А в 2022 году и предыдущие треки в KCAP работала ведь ?
Работала. Но тогда я видимо не так близко к границе с Индией подходил. Кроме того, Инмарсат же недавно спутники немного сместил. Хотя до конца я так и не разобрался что это было. Но вышло не лучшим образом(( Стоило это удовольствие (100 юнитов трафика на 90 дней) кстати 270 евро...
Вот как раз 22 октября мне и сообщили, что Ната в Катманду в больнице. Правда я думал, что они в Гунзе застопорились и их оттуда эвакуировали. Подробности уже потом узнал
2. Туда В этом треке я планировал исследовать северо-восточный район Непала, там, где смыкаются границы Непала, Тибета и Сиккима. Эти места мало посещаемы и информации о них в интернете не много. Я нашел карту экспедиции 1903 года, судя по которой первопроходцы этих мест зашли с севера через перевал Jhingsang La и по леднику Jonsong Glasier спустились к леднику Kanchenjunga Glacier, а затем пошли вдоль него в Камбачен и дальше в Гунзу.
Кроме того, есть информация о четырех испанских экспедициях, которые в 2002, 2004, 2006 и 2009 годах пытались подняться на пик Dome Khang с ледника Jongsang Glacier с непальской стороны. И только последняя их экспедиция увенчалась успехом. (https://publications.americanalpineclub ... of-History)
В общем, я предполагал, что места там достаточно удаленные и малолюдные. И мне удастся погулять там в одиночестве.
Как выглядит этот район, я себе примерно представлял по фотографиям, которые снял в апреле 2015 года с гребня Drohmo Ri SE. Тогда я конечно еще не планировал идти в ту сторону, просто фотал все вокруг. А теперь вот эти фотографии мне пригодились при планировании маршрута. Док считал, что с тех времен там мало что изменилось. Снега, конечно, будет поменьше, чем весной. А все остальное … куда оно денется?
Jhinsan (Jonsong) Glacier (апрель 2015 года) Теперь же, вернувшись из тех мест, я могу сказать, что все, что написано выше, после слов «я предполагал», оказалось (мягко говоря) ошибочным. Эти места не малолюдные. Там вообще никого нет! Там конкретная дичь. Ни людей, ни зверья, ни птиц… Все что сфотографировано восемь лет назад не имеет к теперешней реальности никакого отношения. Осенью ледник это река щебня. Там только камни… камни… камни… Снега до высоты 6К нет совсем. Вместо озер – бездонные провалы. На леднике я столкнулся с двумя проблемами. Во-первых, достаточно сложно было найти место для установки палатки. На камнях это не просто. Поэтому приходилось выискивать более-менее ровные места. Хорошо, что кое-где встречались горизонтальные намывы грунта или песка, на которых можно достаточно комфортно устроиться. Второй проблемой было, как это не странно говорить о леднике, отсутствие воды. Ледник, по которому я шел, был покрыт слоем камней, и воду можно было добыть только в редких провалах или лужах. Там она была подо льдом, который приходилось пробивать ледорубом.
Опираясь на карты и свои прежние фото, я планировал пройти от Пангпемы до крайней точки этого района - перевала Jhingsang La (а это примерно пятнадцать километров) за шесть дней. В реальности я полз туда две с половиной недели. То есть в день удавалось пройти в среднем меньше километра. А потом еще и обратно больше недели. За все это время я не встретил на своем пути НИКОГО.
Но все это меня не смущало, ведь я и шел туда именно для того, чтобы хлебнуть жести «под дичь»))
Это ж получается почти месяц на высотах больше 5000 метров без спуска вниз. Честно говоря не помню, были ли в предыдущих треках настолько продолжительные периоды на такой высоте.
Проснулся в 6 часов. Собрал иней с внутрянки. Около 6.30 Солнце осветило мой лагерь. Позавтракал и начал собираться. Пока туда - сюда, вышел около 8.30. Заглянул в чайный домик, попрощался с хозяйкой. Оставил ей 1000 рупий на «развитие бизнеса». И потопал по тропе в сторону Пангпемы. Сегодня мне нужно как-то спуститься вниз, на ледник Kanchenjunga Glacier. Накануне я высматривал хорошее место для спуска. Но хорошего так и не нашел. Обнаружил более менее рабочий вариант возле второго (восточного) ручья. К нему и пошел.
Тропа на морене
Тропа перед ручьем поднимается по склону выше, где и пересекает его. Я же прошел по морене до обрыва. Там я снял свой рюкзак, привязал к нему веревку, подтащил к краю морены. - Ну что, Василь Василич, идешь первым номером! – сказал я и столкнул его с обрыва. Он, поднимая клубы пыли, покатился вниз, я его подтормаживал, потравливая веревку. Потом полез сам. Выбрался на неширокую полку. Затем повторил эти действия еще раз. В конце концов мы с ВВ оказались внизу, на осыпи, выходящей из каньона, по которому течет ручей.
Туда надо спускаться
Надо сказать, что пока я развлекался на склоне, по тропе выше проходила группа. Человека четыре. Полагаю, они были несколько удивлены моими манипуляциями.
Спустился
Оттуда я слез
Я собрал веревку, наполнил водой из ручья обе бутылки, взвалил на себя рюкзак и начал осторожно спускаться по осыпи вниз. Там был еще не сам ледник, а часть морены, которая оторвалась от основного склона и съехала вниз.
Ручей на склоне
Спустился туда около 11 часов. Внизу располагалось небольшое озерцо. Скорее лужа. Но вода в ней была настолько грязная, что я порадовался, что сообразил набрать наверху воды. Тем более что ручей, довольно мощный наверху, на склоне где-то рассосался и внизу его уже не было видно.
Внизу - лужа
Я пошел по карману этой нижней морены на восток.
ВВ присел отдохнуть
Нижняя морена
Около 12.30 решил ставить лагерь. Я находился примерно напротив Пангпемы, только внизу. Возможно, это место и считается базовым лагерем Канченджанги. Надо мной высился осыпной склон. И отсюда было прекрасно видно, что никакого спуска по этому склону вниз нет.
Склон над лагерем
Лагерь на нижней морене
Пошел искать воду. Брать воду из лужи, которую я прошел, никакого желания не было. Однако пройдя вперед еще метров пятьдесят, я наткнулся на ручеек. Он слабенькой струйкой вытекал из-под камней на склоне. Мне удалось с помощью кружки наполнить свои емкости.
Ручеек
Лирическое отступление о воде. Здесь хотелось бы немного описать схему водопоя в автономной части трека. С собой у меня было всего четыре емкости, каждая по пол-литра (четыре юнита): две бутылки из под Спрайта, термос и кастрюлька от Джетбойла. Они и использовались для хранения воды. В кастрюльке, разумеется, вода кипятилась. Нормальная ситуация, это когда у меня вечером было четыре юнита воды, то есть все емкости заполнены. Тогда два юнита (кастрюльку и термос) я использовал для вечерней готовки: пол литра хватало для приготовления ужина и чая и еще пол литра – чай, который заливался в термос на ночь. Остальные два юнита (бутылки из-под Спрайта) – сохранял в спальнике для завтрака. Утром кипятил эту воду. Пол литра уходило на завтрак и утренний чай. Остальные пол литра чая заливал в термос. Этот чай использовался во время обеда. Изредка мне удавалось ставить свой лагерь возле неограниченного источника воды (ручья или лужи). Тогда я днем мог набрать дополнительный юнит воды и приготовить дневной чай: три-о-клок ти (простите мой английский). Но это случалось не часто. Вариант трех юнитов тоже был вполне рабочим: два юнита кипятились вечером и один утром. Причем вечерний чай в термосе растягивался и на ночь и на следующий день. А вот два или один юнит вечером это уже конечно маловато. Но всякое бывало…
Мой домик
Соседи
Завтра спускаться на ледник
Около 16 часов тень от склона накрыла мой лагерь. Сразу стало прохладно. В 16.30 я начал готовить ужин. Поужинал и стал устраиваться на ночлег. В 17.30 выключили свет.
Вечер Погода: весь день ясно. Пройдено примерно 2500 м Высота 5109 м. Температура ночью -3 градуса.
Нет. Тропы, нарисованной на карте там сейчас не существует. Со склона дальше просто не спуститься. На фотках потом будет видно. Я специально склон осматривал и фотографировал, надеясь найти простой обратный путь.
Кстати, на ледник то я еще не спустился. Это пока промежуточная остановка на куске морены, съехавшему по склону. На ледник еще спускаться и спускаться...
b0b писал(а) 17 фев 2024, 15:42:На ледник еще спускаться и спускаться...
Так я о том же, уже первая ступень представляла трудности, спускаться - это не подниматься, тем более с ВВ. Не было ощущения, что это может быть путь в один конец? Погода чудесная, вокруг красота...
Waran4ik писал(а) 17 фев 2024, 16:10:Не было ощущения, что это может быть путь в один конец?
Нет. Было только ощущение восторга и ожидания невероятных приключений. Для меня спуск с морены на ледник это как пересечь Рубикон. Цивилизация осталась позади. Впереди - терра инкогнита. Именно за этими ощущениями я и иду в те края) А насчет "в один конец".... [далее - спойлер] Я и не планировал возвращаться обратно этим же путем. Мой план был - пройти "три перевала": Jhingsang La - перевал между высотами 7322 и 6352 - Long Ridge А потом выходить через долину ледника Chhyatungdinga Glacier, по которой я уже два раза ходил.