Dмитрий
Гражданский Кодекс -
Цитата:
ГЛАВА 45.Банковский счет
Статья 847. Удостоверение права распоряжения денежными средствами, находящимися на счете
3. Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.
Статья 160. Письменная форма сделки
2. Использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
- в нашем случае имеет место соглашение сторон (договор с банком)
Marko писал
Цитата:
Но по российскому законодательствыу нет такого понятия, как "аналог собственноручной подписи".
- а выводы сами делайте...Ваши деньги
----------------------------------------------------------------------
Это казуистика... Законодательно в ГК действительно изначально предусмотрено понятие "Аналога собственноручной подписи". Вот только Закона об "аналог собственноручной подписи" в России нет!!! (что может являтся аналогом этой подписи, а что не может). Зато есть Закон об электронно-цифровой подписи (где четко прописано что это такое, как она формируется и т д...)
В данном случае (когда Закона об АСП нет, а о ЭЦП есть), то понятие об АСП не закрепленно законодательно (что это может быть), и желание банка указать это в договоре будет (в случае судебного конфликта) проигнорированно, как противоречащее ГК и ЗОПП. Либо (как вариант) если банк указал в договоре АСП, то применяется закон об ЭЦП (а по данному закону ПИН-код не может являтся ЭЦП).
Все.
--------------------------------------
Далее.
1). Банк - организация предоставляющая услуги населению (физ. лицам), значит эта деятельность попадает под ЗОПП (Закон о защите прав потребителей). Не важно, какие услуги. Важно, что организация, что услуги, и что населению.
2). Дело не в подписи на конкретной бумажке договора, и даже не в форме договора, а в том, что услуга банка
ни при каких обстоятельствах не должна наносить имущественный вред клиенту (так сказано в ЗОПП).
3). Даже если карту украли (и по карте пошли операции), технология не должна позволять использовать её третьим лицам. А она позволяет... и для суда это такое же вопиющее безобразие, как если бы Раскольников снял деньги со счёта старушки-процентщицы, предъявив отобранную у неё именную(!) сберкнижку. (логику улавливаете???) В нашем случае, Раскольников получается снял деньги со счёта старушки-процентщицы, предъявив ее поддельную именную(!) сберкнижку. Кто в таком случае виноват??? Правильно, банк, который не удостоверился, что лицо дающее распоряжение на списание с банковского счета - обладает таким правом.
4). У клиента банка
не может быть риска. Вообще. Никакого(!). Риск - это неотъемлемый элемент предпринимательской деятельности, которой занимается не клиент, а банк. И поэтому ответственность физического лица по договору с банком
ограничена ЗОПП. Данная банковская услуга (банковская карта) в силу технологического несовершенства способна привести к убыткам (нанести вред). Ответственность за вред, причинённый потребителю услугой, несёт продавец услуги (банк). А условия договора (между банком и клиентом) об ограничении ответственности банка недействительны, поскольку противоречат ЗОПП.
5). Банк можете написать в своих правилах по пользованию банковской карты, что вообще ни за что не отвечает (если типа произошли операции с ПИН кодом), но суд все равно будет исходить из ЗОПП, по которому ответственность нести должен банк, как сторона, занимающаяся предпринимательской деятельностью, убытки от которой есть исключительно банковский риск. Вот если бы банк подписывал договор с юр. лицом, тогда безусловно, банк мог бы распределить риски так, как считает нужным. А в случае с физиком есть ЗОПП и никуда от него не денешься!!!
Закон в данном случае на стороне потребителя (клиента банка). Есть опыт и положительный (в том числе и судебный), но рассказывать его на публичном форуме невозможно, да и потом, за знание тонкостей нам и зарплату платят ). Единственное, что ещё пока удерживает ситуацию, скажем так, в рамках "приличия" для банков, так это отсутствия официально прецендентного права в нашей (Российской) юриспруденции. Хотя всё чаще и чаще судьи начинают на практике руководствоваться практикой других судей по аналогичному (т.н. "карточному") делу, а не материалами доказательства и аргументами сторон.
6). Вот Вам еще на размышление... По поводу того, что клиент обязан хранить ПИН-код и не разглашать его... и типа кроме клиента его никто не знает... ПИН теоретически ведь мог разгласить и банк эмитент, который передал пин код клиенту. Ведь формирует пин тоже эмитент, и доказать суду, что мол эмитент (при формировании пина) не куда его не копирует - проблематично. Это для специалистов по банковским картам очевидно это, но для судьи (не разбирающегося в данных технологических тонкостях) это надо доказать еще. Я просто сталкивался с таким случаем... Размышлении судьи были (дословно!) следующие -
"Если банк при проведении операции по выдаче наличных проверяет правильность введения пин кода, то значит банк эмитент знает этот пин код и где то хранит данную информацию. А соответственно есть вероятность утечки данной информации как со стороны клиента, так и со стороны самого банка…"А теперь попробуйте доказать судье, что это не так!!! Согласитесь, что логика в рассуждениях судьи почти железная!!! Попытки объяснить судье принцип шифрования и проверки пин-кода при транзакциях – результата не имели (наоборот, только возникли лишние вопросы, типа а как это Вы таким хитрым образом формируете пин-код, это сертифицировано и соответствует российским ГОСТам? И т д...)
Кстати, каким бы серьезным не был регламент банка - всегда есть возможность утечки информации о пинах и номерах карт из-за недобросовестности сотрудников (например, печатающих пин-конверты)... Платят мало, сотрудник пришел, поработал, ушел, пришел другой, через некоторое время тоже ушел - наши банки к этому относятся легкомысленно - людей не ценят... потом прошли операции по карте - пойди найди теперь этого сотрудника и докажи что он причастен к хищению карты и разглашению чужого пина..., а может и правда сотрудник и не виноват и это вина клиента - кто разберет?
------------------------------------------------------
mantulaMarko Извините,но как-то некорректно высказываетесь и туманно. Dмитрий задал простой вопрос,были ли выплаты банками,тут же обвинен Вами в криминале, неблаговидных целях... Обидно за Вас.
Давайте не будем придумывать проблему... Дмитрий задал вопрос, я ответил, что да, судебная практика (по похожим делам) имеется, но ссылки на нее я не дам (так как имею на это право). Причина этого в том, что в технологии по расчетам с банковскими картами есть определенные дыры, и этими дырами можно воспользоваться в неблаговидных целях, о чем Дмитрий же и написал -
"...По его логике получается что ПИН код вообще непонятно для чего... давайте выпускать карты без пина а конце месяца получать выписку и писать отказы по операциям которые вы не совершали..." Так вот, существуют такие люди, которые так реально делают. У данных людей очевидно криминальный путь мышления... Но это заканчивается всегда очень плохо (для этих людей). Вот собственно и все...
Вы считаете себя знатоком по этим вопросам, назвались груздем, народ Вас слушает внимательно, иногда не соглашаясь с Вашей точкой зрения, это нормально. Не надо так болезненно реагировать на несогласие.
1) Я не считаю себя знатоком по этим вопросам. Я (заметьте) это нигде не утверждал. Все что я высказываю здесь - это исключительно мое собственное мнение. С этим можно соглашаться, а можно и не соглашаться... У каждого есть такое право.
2) Я не реагирую болезненно на несогласие. Просто есть вещи и вопросы, на которые я отвечать не хочу (имею такое право). Именно по причине того, что это форум открытый... И не надо принуждать к ответам, договорились???
А Ваши "отфутболивания" к специальной литературе людей не сведующих,это простите, снобизм, здесь неуместный.
Тоже, давайте не будем раздувать проблему... Никто никого не отфутболивал. Было дословно сказано, что есть специальная литература, где описывается алгоритм проверки пин-кода... Это специальная литература для служебного пользования. Но если человеку действительно надо, то он сможет найти любую(!) литературу и прочесть это. Я же приводить здесь выдержки от туда (с указанием страниц и авторов) просто не буду (тоже имею на это право).
Кстати, Ваше деловое предложение Suomi отсудить у банка деньги за "долю малую" (50%), наводит на мысль, как раз о Ваших корыстных целях, отсюда туманные и грубые ответы.
Как Вы любите все переиначивать.. Теперь приходится оправдываться за то, что и в мыслях не было... Противно...
Короче, Уважаемый Suomi получил ответ в данном банке, что деньги ему эти не вернут. И он поверил в это и почти смирился с данной потерей (тем более он живет сейчас в другой стране). Я ему ответил здесь на форуме, что данные деньги вернуть можно, так как банк в данном случае не прав (не прав потому то и потому то). Но Suomi живет в другой стране и сам он это сделать не в состоянии (заниматься этой проблемой, у него нет ни времени ни возможностей, ни знаний и аргументов, если это дойдет до суда). Зная то, что вернуть эти деньги можно, я предложил Уважаемому Suomi помочь в этой проблеме (так как я как раз нахожусь в Москве и понимаю всю сложность данной ситуации и вероятность возврата денег).
Но бесплатно я это делать не буду (на это нужно банально тратить время, участвовать в тех же судебных заседаниях, если банк не пойдет на мировое соглашение и т д). Поэтому я и предложил ему вариант (на адвокатов денег ушло бы больше). И Вы не вправе меня упрекнуть в этом. Так в чем Вы видите мои корыстные интересы...??? Не я создал такую ситуацию с картой у Suomi. Я лишь предлагаю ему помощь (хоть и не бесплатную... впрочем адвокаты тоже бесплатно за это не возьмутся, причем им нужно будет платить вперед... )
-------------------------------------------------------------------
Sergey22Аргументированный ответ, без ссылок на корпоративный патриотизм.
А у меня есть корпоративный патриотизм и определенная этика... И я этого не стесняюсь. Честно!!!
--------------------------------------------------------------------
P/S/ Честно, не хочу больше ввязыватся в полемику по данной теме... Дел до фига! Последняя неделя перед новым годом, да и тема эта скользкая... Ну ее нафиг!!!! Предлагаю ее вообще закрыть... [/b]