Общие впечатления:
1). Американцы показались в первую очередь людьми деловыми. Атмосфера в стране совершенно другая, в России этого нет, и в Европе этого нет.
2). Западная вежливость перед этой деловитостью может отступить. Может сильно отступить. Пешеходы часто переходят дорогу на красный свет (хотя и всё время по зебрам), в Нью-Йорке так это делают вообще все поголовно.
3). Тяга постоянно сочинять детальные инструкции. Иногда это помогает, иногда выглядит дико. Например, в кафе висело официальное уведомление какого-то там департамента психического здоровья, что употребление алкоголя во время беременности вызывает дефекты. При покупке билета на мюзикл через интернет меня раза три уведомили, что не надо пытаться распечатать один e-ticket несколько раз и пройти по нему тоже несколько раз.
4). Резкие различия между отдельными штатами. Из того, что на поверхности - автомобильные номера разные (то есть не только коды регионов, ВООБЩЕ номера разные), в разных штатах разный размер НДС, точнее, налога с продаж. В штате Делавэр так налога вообще нет, магазины числятся, как такс-фри (в этом Делавэре тоже есть моллы - хозяйке на заметку). Кроме того, налог сильно различается в зависимости от вида товара. В итоге получается довольно запутанная система, в английской Википедии так на эту тему целый талмуд написан - Sales taxes in the United States.
5). При путешествии через Америку на машине следует иметь в виду - правила дорожного движения в отдельных штатах тоже могут отличаться.
6). При всей автономности отдельных штатов границы между ними довольно условные. Через реку (Гудзон) от Манхеттена начинаются города-спутники Нью-Йорка Джерси-Сити, Хобокен, Сикокус и др., которые функционально явно образуют с ним единое целое, но это уже другой штат, Нью-Джерси. И с другим размером налога, да. В "столичном" округе Колумбия часть собственно вашингтонских достопричательностей находится через речку, уже в штате Виргиния. Пентагон и ФБР находятся в Вашингтоне, а вот ЦРУ - тоже где-то через реку в Виргинии.
7). Довольно часто норовят указывать цены без налога. Туристу сходу будет трудно самостоятельно его посчитать - см. выше пункт 4. В кафе цена запросто может увеличиться в полтора раза за счёт налога и обязательных чаевых.
8). Раздражает тотальное вымогательство чаевых. Не забывайте платить таксисту, официанту, гиду - вообще всем. То есть на самом деле это даже не вымогательство - обязан и всё. Справедливости ради надо сказать, что сервис, как правило, хороший, т.е. вроде как и заслужили.
9). Странные унитазы. Какая-то другая конструкция, всё время стоит вода, не наполовину, но где-то на треть. Хорошо, что прочитал заранее.
10). Американцы плавок (здесь называются speedo) не носят, носят купальные шорты. Плавки здесь почти не продаются и вроде как считаются атрибутом геев.
11). Везде можно платить карточкой, но без фанатизма. В магазинах и кафе принимают и наличные, в результате у меня скопилась кучка американских монет (как ни смешно, раньше их никогда в жизни не видел). Может быть минимальная сумма транзакций по карточкам 3 или 5 долларов (реальные примеры). Заплатить кэшем за гостиницу не получилось, не знаю, возможно ли это.
12). В "Дельте" на внутреннем перелёте оказался Wi-Fi прямо в самолёте. Стоило 14$. Пишут, что начинает работать при подъёме от 10 тыс. футов. Судя по сайту "Дельты", Wi Fi есть практически на всех рейсах. Инет медленноват, Youtube не тянет, но почту проверить можно. При этом "Дельта" заставила заплатить за багаж 25$ (вроде как только на внутренних рейсах). При мне мужика заставили запихивать чемодан, который он пытался протащить в салон, в рамку, ограничивающую габариты. Мужик долго пыжился, но не запихнул. Чемодан забрали.
13). Здесь забавно ловят такси. Стоянок такси обычно не бывает (иногда есть, но мало), пустые такси кружат по городу. Дальше уже как сможешь обратить на себя внимание, проголосовать не всегда достаточно. Люди могут махать руками, орать, свистеть, при мне один раз мужик вообще вышел на середину проезжей части, и начал махать руками (было в Нью-Йорке).
14). Мне кажется, здесь пьют очень много кофе. Видел по этому поводу демотиватор - Drink coffee, make stupid things faster and with more energy, вот это по-американски. Если кому-нибудь кардиолог кофе запретил, здесь почти везде (но не везде) есть кофе decoffeinated.
15). Американцы радикально расправились с кубинскими сигарами. Наблюдал те же Ромео и Джульетту и Монтекристо, даже логотипы те же. Но производство Доминикана. Даже Коиба есть доминиканская (хотя Коиба - единственный брэнд, который появился уже после революции.) Насчёт всего остального можно поспорить, но делать Коибу в Доминикане - это уже гон.
16). Видел автосалоны какого-то брэнда Tesla. Погуглил - оказалось, что это электромобили. Интересно, а выглядят, как абсолютно нормальные машины. Похоже, американцы пытаются расправиться с автомобилями как таковыми, заменив их на водород или электричество. Но так просто, как с сигарами, явно не получится.
17). Вообще, на дорогах американских машин меньше, чем русских машин в России. Иногда мелькнёт Форд, а так всё - Тойота, Хонда, бумеры, фольксвагены, мерсы. Одна Тойота явно сожрала половину американского автопрома.
18). В Америке, по сравнению с Европой, отсталые железные дороги, почти нет скоростных. А ведь сто лет назад половина железных дорог МИРА находилась в Америке. Такое ощущение, что сейчас всё переместилось куда-то в нематериальную сферу, ведь сейчас чуть ли не половина мирового интернета находится опять в Америке.
19). Патриотическая реклама военного флота (US Navy. Global force for good) по радио, реклама корпуса морпехов на огромном плакате на автомагистрали (героичная фотография Иводзима, см. Википедию).
20). Из алкоголя замечены американское кукурузное виски (запомнился какой-то "Джентльмен Джек"), ром Бакарди и барбадосский ром с подозрительным названием Mount Gay. А вот Гавану Клаб не ищите.
21). Забавно, но сувенирные магнитики все made in china.
22). Названия многих городов повторяются в Америке по нескольку раз. Например, одних Берлинов чуть ли не 25 штук! (когда-то была большая немецкая иммиграция). Есть также и Москва с Санкт-Петербургом, и по нескольку раз. Названия почти всех туристических городов также повторяются! "Нью-Йорк, Нью-Йорк" означает "город Нью-Йорк в штате Нью-Йорк", есть ещё какой-то Нью-Йорк в Техасе! Кроме "того самого" Майами, Флорида есть Майами, Оклахома, и кроме "того самого" Лас-Вегаса, Невада - Лас-Вегас, Нью-Мексико. Поэтому любой город в Америке всегда называют с уточнением до штата, чтобы не перепутать. Столица всегда называется "Вашингтон DC" (округ Колумбия), а не "Вашингтон", потому что в стране ещё штук семь других городов с тем же названием в других штатах и, кроме того, есть ещё и штат Вашингтон на другом конце страны.
Мили и фунты.
1). Вместо метрической системы здесь слегка изменённая "имперская" (британская) система, что иногда сбивает с толку. Местные иногда могут даже и не знать соответствие метрической.
2). Ограничения на дорогах в милях в час. Если ездить, хорошо узнать заранее, скольки километрам в час соответствуют типичные ограничения вроде "30 миль в час" и т.д.
3). На продуктах обычно дублируют литры и галлоны.
4). На заправках цена за галлон, на литры не дублируют. Из-за этого не совсем понятно, сколько стоит бензин (здесь называется газолин). Если не ошибаюсь, примерно как в Питере (в Европе дороже).
5). Градусы по Фаренгейту иногда дублируют на Цельсия, иногда нет. На кондиционере может оказаться только Фаренгейт. На уличном табло может быть только Фаренгейт (Цельсия просто некуда продублировать). Выглядит, как непонятные цифры вроде "66 градусов" или "77 градусов".
6). Вот интересно, высоту самолёта пишут не в милях, а в тысячах футов.
7). Интересно, что используют вместо тонны (вес машины-же как-то меряют). Не кило-фунты же какие-нибудь.
8). "Дельта" на внутреннем перелёте взвесила багаж в фунтах. Полезно заранее запомнить лимит веса и в килограммах, и в фунтах.
Еда.
1). В сетевых "пятёрочках" (walgreens, cvs/pharmacy) в основном полуфабрикаты и консервы. Зато много разных. В Нью-Йорке сырые рыбу и мясо нашёл только в каком-то специализированном магазине (название забыл).
2). Деловой подход - в Walgreens в Майами, помимо еды, тут же продаются пляжные принадлежности, немного сувениров, косметика и др. Всё, что люди чаще всего покупают.
3). CVS/Pharmacy вообще вроде как аптека, но в ней может быть несколько рядов продуктов.
4). Трудно выделить из американской еды собственно англосаксонскую. Corned beef (не знаю, как правильно перевести, в России такого вроде как вообще нет) и сэндвичи - видимо, англосаксонское изобретение. А вот гамбургеры привезены уже немецкими иммигрантами. К этому добавляются итальянские пиццы и пасты, еврейские претцели (крендели), багели (пончики?) и пастрами (говяжья ветчина?), китайская еда и суши. Ещё еврейскими атрибутами здесь, похоже, считают огурчики и ржаной хлеб.
5). Суши здесь часто какие-то странные. Вместо рыбы могут завернуть манго, например. Думаю, что в Японии удивились бы таким суши.
6). Иногда замечены маркетинговые фокусы. Например, вместо "6% жира" написать "94% fat free", или на мясе написать, что оно без глютена (откуда там клетчатка, это же не хлеб).
7). Вообще, кажется, американцы в массе нормальную еду не едят, а жрут сэндвичи с бургерами и размораживают полуфабрикаты. И запивают литрами кофе. Хотя без фанатизма - в том же Майами, например, можно веганское кафе найти. В Нью-Йорке, если хочешь заморочиться, так выбор ещё больше.
8). С питанием проще в Нью-Йорке, можно пойти в этнические магазины, часто бывают буфеты 7 долларов (с налогом) за фунт (всё в одну цену - гарниры, салаты, мясо). И без чаевых. В случае с буфетом подходишь, берёшь пластиковую коробку (которая лежит тут же), накладываешь, платишь. Можно унести с собой, можно есть на месте, где-нибудь в углу обязательно есть столы. В Майами такого не замечено.
9). Этнические магазины на 99% состоят из вообще других продуктов. Не всегда понятно, что это такое. Иногда может быть написано только на национальном языке. В манхеттенском Чайнатауне купил какой-то молочный чай из Гонконга и солёные утиные яйца из Тайваня. Впечатления странные.
10). Пытался найти где-нибудь аутентичные тапас. На нашёл. В Майами видел какие-то аргентинские тапас. Не понял прикола. Захотелось в Барселону.
11). Забавно, яйца продают не десятками, а дюжинами.
12). Да, здесь есть "доктор пеппер". В России был в начале 90-х, потом пропал. Здесь только вишнёвый.
Майами.
1). Селиться надо не в Майами, а Майами-Бич (формально отдельный город) - остров вдоль собственно Майами. Насколько я понял, в Майами (не в Майами-Бич) пляжа нет. Зато есть небоскрёбы.
2). Дороговато. В следующий раз (если он будет) лучше поехал бы в Форт-Лодердейл, Тампу, Орландо, Ки Ларго и др. Пляжи во Флориде есть ещё много где, кроме Майами.
3). Есть шоппинг на Линкольн Роад Молл. Магазинов много, но я ничего не купил.
4). Много (ну, относительно много) евреев. Замечены огромные пафосные синагоги, в магазинах попадаются продукты с надписью "кошерно, пареве".
5). ОЧЕНЬ много латиносов. Официально в Майами, кажется, уже 60% населения латиносы, в первую очередь беженцы с Кубы. Персонал в гостинице, скорее всего, будет из латиносов поголовно. Стоит замешкаться в разговоре по-английски, сразу спрашивают, не говоришь ли по-испански, а в кафе часто попадается мексиканский фастфуд вроде тако. Также часто бывает пардон май френч, huevos rancheros (яичница по-деревенски?)
6). Когда едете в аэропорт (аэропуэрто), закладывайтесь, что могут быть пробки, и хорошие пробки. Traffic!
7). В Майами лучше всё-таки ехать с марта. В феврале было тепло, но сильный ветер и волны. Зато рай для сёрферов и кайт-сёрферов.
Флорида-Кис.
Цепочка островов к югу от Майами. Что-то около пяти или семи крупных и кучи мелких. Самый южный и одновременно самый западный - Ки Вест, - уже в 90 милях от Гаваны. Самый северный - Ки Ларго.
1). Показалось, что было бы душевно отдохнуть на Ки Ларго.
2). Дорога становится живописной ближе к Ки Весту. Видны остатки старого моста, разбомбленного каким-то там ураганом. Где-то там снимали "Правдивую ложь" со Шварценеггером.
3). Ки Вест показался каким-то неестественным городом из одних кафе и сувенирных магазинов. Дикое количество радужных флагов. Какой-то гей-эпицентр.
4). Бросился в глаза какой-то "saloon ugly coyot" с барменшами, пляшущими на столах.
5). Посетил дом-музей Хемингуэя с шестипалыми котами. Душевно. Повсюду деревья, что спасает в жару. По двору бродит штук пять котов. Некоторые из них вроде как действительно шести или семипалые. Лапы смотрятся как-то странно.
6). В местном английском есть странное выражение "low key", видимо, связано с Флоридскими Ключами.