Собираемся в круиз по норвежским фьордам на Vision of the Seas с 4 мая 2013
Royal Caribbean - Vision of the Seas
- Saturday, 4 May 2013 Copenhagen - Denmark -- 17:00
Sunday, 5 May 2013 Cruising -- --
Monday, 6 May 2013 Flaam, Norway 08:00 17:00
Tuesday, 7 May 2013 Geiranger - Norway 11:30 20:00
Wednesday, 8 May 2013 Alesund - Norway 08:00 17:00
Thursday, 9 May 2013 Bergen, Norway 08:00 17:00
Friday, 10 May 2013 Cruising -- --
Saturday, 11 May 2013 Copenhagen - Denmark 07:00 --

Круиз на Vision of the Seas
Пишу этот отчет для тех, кто поплывет после нас по этому маршруту. Фотографии добавлю позже, когда будет возможность засесть за компьютер. Сразу оговорюсь - как и в любом рассказе, все основано на личных впечатлениях и предыдущем жизненном опыте. Ранее ходили в круиз по Средиземноморью на Carnival Breeze и на MSC Armonia по Красному морю поэтому, в определенной степени, избалованы сервисом. Итак, начинаем.
Прилетели в Копенгаген на день раньше, чтобы застраховаться от всяких неожиданностей с репетицией Парада Победы в небе над Москвой. Компания наша состоит из четырех человек. День побродили по городу, вкусили местной итальянской кухни, вдохнули морского воздуха и стали настраиваться на отдых. Ну и сделали первые фото каналов и лодок на них. Ночевали в Palace Hotel - старый, но вполне уютный, завтрак приемлемый, есть капучино, да и расположен очень удобно - напротив ратуши в самом центре.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ- посадка на корабль.
Учитывая, что у нас было четыре больших чемодана ( не повторяйте нашей ошибки, берите минимальное количество вещей, позже напишу, что реально нужно), своим ходом добираться не стали. Взяли такси. Имейте в виду, местные таксисты не слишком хорошо знают, куда ехать, поэтому, как и у нас в Москве, нужна бумажка с указанием названия круизного порта, и номером терминала (спасибо большое господину Кускову, я распечатала всю подготовленную информацию и мы благополучно добрались). Можно доехать и на электричке, но довольно долго надо пешком с вещами тащится от станции до терминала. Посадка проходит быстро и организовано, у нас была предварительная решистрация онлайн, поэтому никаких задержек не возникло. Посадочные талоны не обязательно печатать в цвете, черно-белый вариант тоже годиться. При посадке сами Роялы дают всем бланки наклеек на багаж. Мы же заранее распечатали багажные бирки на обычном принтере, сложили и скрепили степлером ( его дают на месте). Далее пошли в павильон, где регистрируют пассажиров. Паспорта не отбирают, компания для себя делает копию Ваших виз, Вы получаете карточку и вот вы на борту.
Сразу хочу сказать - посадка на борт начинается в 11.00, но в каюту вас пустят только в час дня, поэтому народ тусуется на 9-й палубе в кафе. В это время можно сходить на ресепшн - там с 12.00 они принимают депозиты. Если вы заявили оплату всех услуг на борту наличными, то вас попросят внести депозит в долларах. Сумма депозита - от 100 долларов и выши - на ваше усмотрение. При этом вы можете превысить внесенную сумму на 500 долларов, если более - счет блокируется.
Да, забыла сказать, информация о возможности проноса на борт в багаже вина- нами проверена. У нас было 2 бутылки на одну каюту и 4 бутылки - на другую, проблем с их проносом в основном багаже не было. Более того, минералку пронесли даже в ручной клади, никто ничего не сказал.
Заселились в каюты - у нас были с окном. Сразу вспомнили рассказы Павла о том, что от окон дует, попросили стюарда принести флисовые одеяла - очень удобная вещь, мы ими на ночь затыкали низ окна, чтобы не дуло, а днем брали с собой на палубу, чтобы не мерзнуть, когда сидишь на палубе. Только брать их нужно сразу, их не так много, поэтому всем может не хватить.
И еще - в каюте предлагается из косметических средств только мыло и гель для душа/шампунь в одном флаконе, поэтому лучше берите свои.
Халаты на третьей палубе не дают, холодильников в каютах тоже нет, хотя на четвертой палубе в некоторых каютах они есть. В каютах с балконом уже халаты выдают, по крайней мере, некоторые пассажиры в них шеголяли )
С погодой в Копенгагене нам повезло, было солнечно и около 15 градусов тепла, поэтому , осмотрев корабль, отправились на 9-ю палубу загорать.
Осмотрели все бассейны. В основном бассейне вода была ледяная - 12 градусов, однако в джакузи рядом с ним она была весьма горячая, поэтому джакузи использовались во время круиза постоянно, а вот в бассейне плескались только русские дети, которым все нипочем. Второй бассейн - закрытый- в Соляриуме, там достаточно тепло, бассейн с подогревом и есть джакузи, в которых вода весьма горячая и сильно хлорирована. Погреться можно, но удовольствие . . .
На ресепшене работает русская девочка Анастасия, поэтому нет никаких проблем с решением текущих вопросов. В нашем круизе не была заявлена русская группа, однако, русских на корабле оказалось более 100 человек, поэтому на корабле были предложены экскурсии и на русском языке - по одной в каждом порту. Стоимость экскурсий -от 59 до 89 долларов. Что гораздо дешевле предварительно оплаченных в Москве ( 150 ЕВРО ).
Во время обеда встретились с официанткой Оксаной, передали ей привет от Павла, предупредили о заезде представительной русской группы с 18 мая и передали пожелания для нее быть в Шхуна- баре на время этой поездки. Она сказала, что, к сожалению, от нее не зависит, на какой участок ее поставят, но она постарается. Вообще, русских сотрудников на корабле довольно много, они есть и среди официантов, и в магазинах.
Вечером пошли в основной ресторан - людей посмотреть, себя показать. Форма одежды - самая обыкновенная.
ДЕНЬ ВТОРОЙ -в море.
Сегодня - день полного релакса. Погода - переменная облачность, но достаточно прохладно. После завтрака прошлись по палубе моциону ради и пользы для. А потом исследовали корабль. Кафе-бары, библиотека, карточная и т.д. Вечером - первый формальный вечер, и встреча с капитаном, нам предложили взять смокинги напрокат, но мы решили, что своей одежонкой обойдемся. Перед круизом внимательно изучили ветку по поводу дресс-кода в данной компании, но четкого понимания, что лучше, не появилось. Так как места в чемодане было немного, решили мужчинам пиджаки не брать, взяли строгие рубашки с галстуками и приличные брюки с ботинками. На наш взгляд этого вполне хватило.
Встреча с капитаном проходила в центральном атриуме, нам рассказали, кто плывет на корабле (сколько людей из какой страны), потом народ фотографировался с капитаном, который оказался одной из четырех женщин - капитанов круизеров. Но полного представления команды не было.
Шоу официантов тоже не было, просто все посмотрели друг на друга, фотографы всех сфотографировали- и на этом торжественная часть закончилась. Да, живая музыка в центральном атриуме - каждый вечер, независимо от дресс-кода вечера. В ресторане тоже есть свой пианист.
Спать отправились достаточно рано, предвкушая первую встречу с фьордами на следующий день.
Сегодня я в первый раз поняла, что такое качка. В отличие от других круизеров этот качает довольно сильно. Лучшее средство - немного выпить, тогда организм приходит в состояние внутреннего равновесия.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ - экскурсия во ФЛОМ.
Встали достаточно рано, так как хотелось посмотреть, как корабль проходит фьорд. Утро-туманное и достаточно прохладное, спасает только пуховик и термобелье, иначе сырой воздух проберет до костей.
Прибыли во Флом в 8.00, встали у стенки. В воздухе - легкая изморось, временами переходящая в небольшой дождь. Такое ощущение, что гигантское облако повисло на ближайшей горке. Временами дождь прекращается и появляется надежда на близкое олнце, но увы...
Прямо около нашей швартовки станция Фломской железной дороги, несколько симпатичных магазинчиков с сувенирами, отель/кафе Флом и больше ничего. В этом местечке проживает всего около 300 человек, поэтому никаких такси или машин напрокат получить нельзя ( по крайней мере, мы их не видели). Все туристы устремляются к кассам железной дороги. У нас была экскурсия, оплаченная в Москве. И тут первая засада - сбор группы объявлен в 10.00, отправление поезда - в 11.00, так что потеряли три часа- с 8.00-11.00. Все корабельные экскурсии давно уехали. Наконец загрузились в поезд. В вагонах работают инфо телевизоры, есть русский перевод. Кратко рассказывается о данной дороге и о том, что проезжает за окном. Продолжительность пути- один час, с одной остановкой у водопада. Сложно сказать, с какой стороны по ходу поезда лучше садиться (наверное, справа по ходу), но, самое главное, если планируете фотографировать - лучше садиться у открывающегося окна, это первые сиденья от входа, а потом через одно. По Фломской дороге доехали до Мюрдаля, это конечная станция этой туристической дороги, там 50 минут ждали регулярного поезда, на котором добрались до Восса. В Мюрдале еще лежал снег, но можно было согреться кофе на станции. Ну а в Воссе нас уже ждал автобус. Сама деревенька Восс ничем особым не примечательна, более того, там сейчас строят дорогу и большой туннель, поэтому многое перекопано. Сели в автобус - и тут первая засада - дорога, которая у нас была включена в экскурсию - Сталхеймсквейлен- закрыта, т.к. недавно был снег, поэтому нас повезут по другой дороге, на другую смотровую площадку. Поехали, площадка понравилась, но, так как все время лил дождь, впечатление было немного смазанным. На площадке оказался ресторан, который работает с доисторических времен, а во время 2-й войны был центром отдыха для офицеров вермахта. В наше время работает только в тур.сезон. Нас напоили чаем/кофе с вкусными плюшками, а главное - туалет. Поехали дальше.
По поводу одежды - самое главное- берите удобную обувь на нескользящей подошве, так как всюду сланцевые камни, при дожде достаточно скользкие. Желательно обработать ее спреем от влаги, если это кожа. Уже во Фломе можно купить дождевики и теплые флисовки, а также ветровки. Вся спортивная одежда великолепного качества и относительно не дорогая ( по сравнению с Россией), поэтому, если планируете что-то покупать перед поездкой- лучше сделать это здесь. Здесь же можно купить непромокаемые накидки на одежду, они продаются на всех стоянках, удобны вместо зонта. Что касается одежды для прогулок - мы брали термобелье, флисовки, легкие пуховики и ветровки- нам этого хватило на неделю, так как погода в течение дня меняется несколько раз, поэтому одеваться лучше по принципу капусты, имея с собой рюкзак или сумку, чтобы складывать туда лишние слои одежды.
Вернулись на корабль около 16.00, отправление из порта - в 16.30.
Сам фьорд не очень понравился, но скорее всего из-за погоды. В дождь и сильный ветер трудно оценить такую красоту. Объективно он, пожалуй самый большой и мало населенный по сравнению с другими.
И вообще, после первого дня экскурсий было некоторое разочарование- ожиданий было больше. Все склоны голые, почки на деревьях только набухли, поэтому все водопады, которых великое множество, видны замечательно, но в целом достаточно все еще очень серо. Когда вы пойдете в свой круиз, вам повезет больше- уже появиться хоть какая-то зелень.
Есть небольшая проблема, которая сильно раздражала во время круиза- все экскурсии, как правило, заканчивались в 16.00, на корабль все возвращались к 16.30, а кафе заканчивает свою работу в 17.00, при этом в 16.30 начинали убирать всю еду, предлагая пойти перекусить в солярий. И - картина маслом- релаксирующие в басссейне люди в плавках и толпа голодных туристов в уличной обуви и теплой одежде, вернувшиеся с экскурсий, которые штурмом берут небольшую кафешку с целью что-то перекусить после целого дня блуждания по горам.
После ужина - стандартная вечерняя развлекаловка и подготовка к завтрашней эускурсии.
Wi-Fi можно воспользоваться в здании порта Флом, он запаролен, пароль написан на внутренней стороне двери здания порта. Скорость достаточно большая.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ - Гейрангер
Утром открыли глаза и поняли, что жизнь налаживается. Светило солнышко, за окном проплывал Гейрангер фьорд с его великим множеством водопадов. Красота!!! Как нам сказали, в этом году была очень снежная зима ( ну мы это еще в Москве поняли), поэтому водопады были не только сильнее обычного, но их было еще и много больше обычного. Поскакали на верхнюю палубу фотографировать. Этот фьорд уже Флома, поэтому фотографировать его гораздо интереснее. Корабль приходит в сам городок Гейрангер только к 11.30, поэтому была возможность и выспаться и виды посмотреть. Увидели знаменитый водопад "Семь сестер" ( он расположен с левой стороны при заходе в Гейрангер, перед последним поворотом к самому городку), напротив него более мощный водопад "Жених". Сами "сестры" не впечатлили. может быть год такой неудачный, мы насчитали только пять вместо семи, да и те хоть и длинные, но ужастно худые. а вот "жених" - это да.
В Гейрангере лайнер не швартуется к стенке, высадка идет на спасательных шлюпках. Но все прошло очень быстро и организовано. Когда мы пришли, там уже стояла MSC Musica.
В этом порту была наша вторая экскурсия, оплаченная в Москве. И здесь мы не пожалели, что взяли экскурсию, т.к. без автобуса посмотреть все точки обзора нереально. Хотя маленькая ложка дегтя всеже была - местный гид знал только норвежский, ему в помощь прилагалась местная девочка Марина, которая знала русский весьма относительно. Так что наш организатор Юлия, вооружившись нашим iphone с Википедией, попыталась сама все рассказать. Так выяснилось, что в этом городке живет 450 семей. Он реально выглядит более обжитым по сравнению с Фломом. Здесь есть, где погулять, есть стоянка такси, есть экскурсионные автобусы в порту и вертолетная площадка. Она находится здесь же, в порту, по правую руку, если стоять спиной к бухте. Нам сказали, что час аренды стоит около 175 ЕВРО, но мы не проверяли.
К счастью, дороги оказались открыты, поэтому мы поднялись по Орлиной дороге к очень симпатичному горному озеру. Никаких объяснений вроде бы и не требовалось - было тепло- около 15 градусов, светило солнышко, так что все было здорово. И фьорд предстал пред нами во всем своем великолепии и нам было хорошо. Несмотря на то, что этот фьорд расположен ближе к северу, здесь было значительно теплее, чем во Фломе и уже цвели цветы и деревья и зеленела травка. Благодаря Гольфстриму фьорды не замерзают. После автобусной экскурсии мы пешочком поднялись по дороге до музея фьордов, посмотрели слайд-шоу о них и погуляли около красивой горной речки с водопадами.
Да, кому нужен wi-fi , он есть в и около главного городского отеля Union. Это трехэтажный отель на горе около этой речки. Больше мы его (wi-fi) нигде не нашли. Само местечко очень понравилось, красота !!! Ну и погода!
Возвращение на борт - до 19.30.
Отплыли, а когда мы потихоньку развернулись ( это - отдельная песня - ширина фьорда чуть больше длины круизера) с берега пальнула то-ли пушка, то-ли петарда. В ответ наш круизер загудел. В узком фьорде, в скалах - это что-то!
Опять проплыли мимо "Семи сестер". Посчитали - все равно их было пять, но "жених" был хоть куда. В честь этого у нас был БЕЛЫЙ вечер, всем предлагалось быть в белом и, после ужина, в Солярии была Белая махито- вечеринка с коктейлями и закусками.
А на завтра нас уже ждал Олесунд.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ - Олесунд.
Городок расположен на островах, очень милый и уютный. Экскурсию в Москве не брали, решили обойтись своими силами. Прямо из порта идет двухэтажный автобус компании Hop on - Hop off (28 евро), с экскурсией на русском языке. Мы сначала сделали полный круг, чтобы посмотреть, что хотим увидеть, а потом поехали на нем на обзорную площадку. Около и вокруг нее местный городской парк. Что поразило, так это останки фашистких укреплений времен 2-й войны. Прошло более 60 лет, а бетон как будто отлит в прошлом году. Тут же вспомнилось ТТК в Москве - три месяца и нужен капремонт.
Решили спуститься пешком вниз по лестнице. Она достаточно крутая местами, но много обзорных площадок, с которых открываются замечательные виды.
Из порта можно на катере покататься и посмотреть близлежащие островки. Если честно - Олесунд показался нам местом, где очень бы хотелось пожить.
Возврат на корабль- в 16.30.
Да, забыла написать, мы нигде не меняли норвежские кроны, наличные евро нам понадобились только при оплате автобусных экскурсий, в остальных местах принимают кредитные карты. На мелкие платежи типа оплаты туалета ( 10 НОК) пошла сдача с автобусных билетов. Продукты в Норвегии экстремально дорогие, вещи относительно дешевые, берите чеки такс-фри, возврат 20%.
Если поедете на экскурсионном автобусе Hop on - Hop off, то сохраняйте билетики, они дают право на 10% скидку на следующую экскурсию в другом городе.
Wi-fi в Олесунде мы нашли только в городской библиотеке, которая находится в новом здании ратуши рядом с пристанью. Если он не будет подключаться, то там есть бесплатные компьютеры, через которые тоже можно выйти в сеть на пару часов, нужно только попросить об этом служащих.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ- Берген
Утром опять моросил дождь. Мы довольно быстро дошли до Бергена. Он фактически расположен не во фьерде, а так, в хорошем и глубоком морском заливе. От Северного моря его защищает остров и он имеет несколько очень удобных гаваней. После Флома, Гейрангера и Олесунда залив совсем не впечатляет: ни высоких скал со снежными вершинами, ни множества водопадов. Просто очень милый залив, окаймленный гладкими холмами с многочисленными деревеньками и отдельными домиками. Пока дошли и пришвартовались, дождь вроде бы стих. Вышли на пирс, увидели двухэтажный автобус с уже знакомой надписью Hop on - Hop off и поскакали к нему. Опять зарядил дождь, поэтому автобус был весьма кстати. Билеты покупали у первого продавца в форме компании, но, когда сказали ему про скидку, он начал говорить, что для этого нужен специальный ваучер, а без него он скидку не даст. Хорошо, заплатили полную стоимость, но, помня, что у нас еще такой автобус в Копенгагене, пошли к водителю требовать ваучер - все таки нас четыре человека. Он сказал, что мальчик не прав, скидку они дадут прямо сейчас, и сказал, что сам решит данный вопрос. Действительно, через десять минут они вдвоем пришли и распечатали другие билеты, выдав скидку наличными кронами. Имейте в виду, курс обмена евро на кроны в этой компании - грабительский, они пользуются тем, что нет никакой возможности поменять деньги в порту ( и на корабле кроны не дают!), поэтому давайте евро, исходя из минимальной сдачи, иначе всю сдачу они дадут кронами, несмотря на то, что у них есть евро, данные другими пассажирами. У нас получилось, что когда мы брали экскурсию в Олесунде, то сумма составила 112 евро за 4 человек, при этом я сначала дала 110 евро, а потом, услышав полную сумму, дала еще купюру 20 евро. Так этот жук пытался дать мне сдачу 18 евро, но кронами. Я его попросила вернуть 10 евро, которые я ему дала минуту назад, и 8 евро - кронами, он тут же сказал, что 10 евро у него просто нет. Я ему доступно объяснила ситуацию и он вернул.
Мы по старой схеме - сначала сделали полный круг по всему маршруту, потом решили сойти у рыбного рынка. Погода была мерзкая - туман вперемешку с дождем, поэтому поездка на открытом втором этаже автобуса была достаточно прохладной. Дождь лил целый день, затихая лишь временами и очень не на долго.
Город красивый. Но уже довольно большой - второй по величине после Осло и нет в нем Олесундовского уюта, зато есть фуникулер. Он за пять минут ( 80 НОК туда и обратно) поднимет на обзорную площадку. На ней ждет большой троль. Можно с ним сфотографироваться совершенно бесплатно. Да, в принципе, можно за 40 НОК доехать до верха, а потом пешочком вниз. Можно, но не в такой дождь.
Отдельного рассказа заслуживает местный рыбный рынок. На площади на набережной стоят несколько палаток, где торгуют крабами, лососем горячего копчения, треской, лобстерами, креветками и другими дарами моря. Все дары моря можно предварительно попробовать. Очень необычно и вкусно копченое китовое мясо. Все тоже самое можно и купить в здании пункта туристической информации, только нормальная стационарная торговля, есть холодильники и все покупки запечатывают в двойной вакуумный пакет. Также здесь же, прямо при вас, любые дары моря и приготовят. Но цены -ломовые, в пересчете на рубли тарелка крабового мяса (немного) и других даров стоит около 4000 рублей, так что решайте сами. Много русскоговорящих продавцов, которые все подробно расскажут: как и сколько можно хранить эту рыбу, как лучше готовить сушеную треску и т.д. Мы взяли кусочек лосося горячего копчения и треску - чтобы вечерком на корабле устроить себе праздник души. Крабовое мясо брать не стали -дорого. Баночка криля 75 грамм стоит около 17 евро, такая же -мелкого краба- около 35 евро, королевского краба - 79 евро. Что-то дороговато. Но дают такс-фри. Что удивительно- нигде в мире мы не получали такс-фри на продукты питания. Но их нам дали продавцы - посмотрим, что на это ответит таможня.
Дождь тем временем стал сильнее и мы решили вернуться на корабль. Мы были не единственные, кто прикупил рыбки, и корабельная охрана была начеку- все пакеты с рыбой изымались, на них указывали номер каюты и обещалось положить все это добро в холодильник, чтобы по приезду выдать. Так что пиво с рыбкой нам обломилось.
В Бергене Wi-fi есть в и около пункта туристической информации ( рядом с рыбным рынком на втором этаже), пароль bergenbergen. Есть он и в туристических автобусах, но более медленный. В пункте туринформации есть не только wi-fi, но и прриличные путеводители по фьордам на русском языке.
В 16.30 на корабль вернулись последние гости и мы отчалили. Дождь уже реально лил стеной, на город упал густой туман или облако наехало, поэтому на верхней палубе не было даже самых отчаянных фотографов. Да, для себя поняли, что во время дождя лучше фотографировать с девятой палубы, так как там открывающиеся окна в открытой части палубы и фото получаются четкими, а фотоаппарат остается сухим. Только одна проблема - нужно бытро бегать с борта на борт )
Вечером был прощальный формальный вечер. Причем, надо отдать должное компании, они отметили наше пребывание в Норвегии - в меню был замечательный крабовый салат, в качестве основного блюда - мясо снежного краба. Так что вечер удался не смотря на отобранную рыбку.
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ - в море.
Сегодня за окном опять серость, туман и дождь с ветром. В кафе за завтраком все столики заняты, народ сидит, кофеек попивает и никуда не торопится. Решили облазить все помешения корабля, сделать фотки и посмотреть, чем еще заняться. В результате, посидели в игровой комнате, перекинулись в картишки и, одевшись потеплее, отправились гулять. Ну и писать эти путевые заметки. Сидим - пишем. В первый раз за все наши круизы мы реально ощущаем себя моряками в море - качка. Очень смешно смотреть на воду в основном бассейне - как она бултыхается от бортика к бортику. То-ли действительно это суровое Северное море с нами играет, то-ли наш круизер такой старый, что на нем -нет успокоителей, но все равно - прикольно. В конце ужина было маленькое и скромное шоу официантов. Почемуто итальянское, под "О соле мио". После ужина был парад флагов. Флагов было много: всякие там Коста-Рики, Никарагуа, Папуа, а вот про мелкую Россию как-то забыли. Будет желание- захватите флажок ( они здесь используют флаги длиной 120 см.) - напомните, что российские туристы тут тоже есть.
После парада настал черед расплаты- проверка баланса карты. Нужно помнить о том, что основная валюта на борту - USD, поэтому если вы будете платить в иной валюте ( EURO), то нужно сразу предупреждать в какой валюте вы хотите получить сдачу - как только операция проведена назад ходу нет, а обмен идет по странному курсу.
Ну вот собственно и все. Чемоданы упакованы и выставлены в корридор.
Завтра утром завтрак и на берег. Северный поход закончен. Все живы - здоровы. Завтра как доберемся до гостиницы скинем этот отчет. Надеемся он успеет быть вам полезным.
Обещанное резюме по поводу одежды.
В качестве повседневной - вполне годиться одна флисовка, непрромокаемая куртка и жилетка на пуху, их комбинаций вполне дочтаточно. За время круиза было два формальных вечера, на которых вполне допустимо появиться в рубашке с галстуком ( мужчинам) и вечернем платье ( черных брюках) женщинам. Кроме того, был еще белый вечер. В первый и последний вечера - строгий casual, в оставшиеся - просто нарядная одежда. И, в случае дождя, нужен непромокаемый дождевик, хотя его легко купить на любой стоянке. Из обуви вполне обошлись туристическими ботинками, черными ботинками на вечер и шлепкамидля каюты. В случае, если планируете ходить в бассейн- берите что-то, в чем удобно дойти из бассейна до каюты. Полотенца выдают, но без халата не очень удобно, так как лифты находятся около дверей, в которые постоянно входят-выходят, и ждать лифта на площадке, стоя в мокром купальнике, не всегда комфортно. В Дьюти-Фри на корабле можно купить флисовки и флисовые жилетки.