Согласно материалам aviation week Управление гражданской авиации Германии Luftfahrt-Bundesamt (LBA) уведомило авиакомпании Etihad Airways и Air Berlin о том, что больше не поддерживает выполнение ими совместных код-шеринговых рейсов в немецкие города, не предусмотренных соглашением между Германией и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ). Согласно неназванным источникам, авиационные власти страны планируют запретить Etihad Airways выполнять полеты в рамках программы код-шеринга, в том числе в Берлин.
В настоящее время соглашение, действующее между авиационными властями Германии и ОАЭ, позволяет эмиратским авиакомпаниям летать в четыре немецких города — Гамбург, Дюссельдорф, Франкфурт и Мюнхен (Etihad Airways выполняет полеты из Абу-Даби в три из них — Дюссельдорф, Франкфурт и Мюнхен). Оттуда договор разрешает летать по код-шерингу в Нюрнберг, Берлин, Штутгарт, также в другие страны Европейского союза.
Etihad Airways между тем уже несколько лет летает по код-шерингу с Air Berlin напрямую между Абу-Даби и Берлином. Из Берлина партнеры летают в другие немецкие и европейские города, а также совершают трансатлантические перелеты. Несмотря на то что все эти схемы не предусмотрены соглашением, с января 2012 г. LBA шесть раз давала разрешение на их выполнение. Однако в предстоящем зимнем сезоне авиационные власти Германии отказывают партнерам. В этом случае Etihad теряет доступ к код-шеринговой программе более чем на 30 совместных с Air Berlin рейсах, в том числе на ключевом маршруте Абу-Даби—Берлин.
Берлин, наряду с Дюссельдорфом, остается одним ключевым хабов Air Berlin. Сейчас перевозчики пытаются оспорить решение LBA, настаивая, что ведомство должно ориентироваться на свои же прежние решения. Как полагает в аviation week, решение ограничить кодшеринговую программу двух перевозчиков вызвано действиями конкурентов. Прежде всего это европейских авиакомпаний в том числе Lufthansa, EasyJet, Condor и других.
Усугубляет ситуацию то, что Etihad Airways владеет 29% акций Air Berlin и за последние несколько лет перевозчик скупил значительные доли в авиатранспртных компаниях Евросоюза. В это число вошли сербская JAT (переименована в Air Serbia), швейцарская Darwin Airline (выполняет полеты под брендом Etihad Regional) и итальянская Alitalia. Подобная стратегия вызвала ожидаемую критику со стороны европейских конкурентов, которые обвиняют Etihad Airways в попытке завоевать европейский рынок в условиях кризиса европейской экономики и падения спроса.
Необходимо отметить что эти события происходят в условиях, когда в авиакомпаниях Евросоюза обострились отношения между наемными пилотами и работодателями. Забастовки идут по всей Европе. Эксперты aviation week полагают, что это связано в целом со слабостью европейской экономики и нежеланием отдавать свой рынок быстрорастущим азиатским перевозчикам. Это уже привело к тому, что европейские авиакомпании в последние несколько лет всеми способами пытались сократить свои затраты. Несколько лет назад казалось, что они это делают достаточно успешно, однако сейчас существовавшую в прошлом веке систему авиаперевозок ждут революционный изменения. В настоящее время практически все классические авиакомпании Евросоюза страдают от деятельности низкотарифных перевозчиков на внутреннем рынке. Многие классические авиакомпании становятся не рентабельными и их услуги все больше начинают быть похожи на услуги авиакомпании "без излишеств". Кроме того, на международных рынках классические авиаперевозчики также испытывают трудности так как находятся под сильным давлением со стороны азиатских авиакомпаний. Прежде всего — это большая ближневосточная тройка (Emirates, Etihad, Qatar), — поскольку эти перевозчики конкурируют за более высокодоходных пассажиров дальнемагистральных рейсов на маршрутах между Европой и Азией и Азией и Америкой и, что еще более серьезно, — завоевывают клиентов премиальных классов. Данная политика уже привила к тому, что поднимались вопросы о возможном более суровом ограничении доступа на европейский рынок для арабских авиакомпаний.
В этих условиях, некоторые инициативы по сокращению расходов наталкиваются на протесты со стороны сотрудников европейских авиакомпаний. Типичный пример забастовка сотрудников ведущей европейской авиакомпании — Air France. С большой долей вероятности эта забастовка является свидетельством слабости нынешнего рынка авиауслуг на европейском континенте и началом тектонических сдвигов отрасли авиаперевозок как в Европе так и по всему миру. Популярность путешествий и бизнеса не просто в других странах, но и в дальних странах постоянно растет. Авиаперелет становится все более доступным. Подтверждение тому — постоянный рост мирового пассажиропотока, который не останавливают ни значительные мировые конфликты, ни мировые кризисы. Однако авиационная отрасль, поставленная в жесткие рамки национального регулирования, не может жить по старым правилам, когда большие хабовые перевозчики контролируют большую долю мирового потока. Многие авиакомпании развивающихся рынков и низкотарифные перевозчики по всему миру очень быстро, по историческим меркам, физически превзошли эти рамки, и им сейчас очень тесно работать в подобных условиях. Уйдя от эпохи, когда авиакомпании были полноправными представителями своих стран в мире, мы идем к новой стадии, в которой перевозчики существуют вне политики. Не исключено, что забастовки сотрудников европейских авиакомпаний продолжатся в ответ на реформирование всей неэффективной системы авиаперевозок в Евросоюзе.