День двадцать четвёртый (21.06.2015).
На родину еду, на родину еду.
Змеится дорога, купаясь в пыли.
Поляны и рощи то тянутся следом,
То вновь выплывают из дальней дали… © Владимир Иванов

Ссылка на трек:
http://www.gpslib.ru/tracks/info/60048/ ... rovoe.htmlДень обещает быть тяжёлым, по плану нужно проехать по степным казахским дорогам, напичканных полицейскими, почти 1000 км. Поэтому встали рано в полшестого утра, быстро позавтракали и в 6-15 уже выехали на трассу.
До Караганды едем той же дорогой, по которой ехали на юг в Кыргызстан три недели назад.
Вокруг бескрайние степи, как же они достали за всю дорогу. Куда ни глянь, всюду наискучнейшие депрессивные пейзажи, степь до самого горизонта. Хочется разогнаться и проскочить это место как можно быстрее, но нельзя, полицейские наряды дежурят через каждые 20-30 км.
367 км до Караганды мы ехали больше 5 часов! Лишь в полдвенадцатого дня въехали в город.
Караганда – запутанный город, как таковой объездной дороги у него нет, поэтому лучше использовать навигатор. Ещё один момент, на Павлодар можно проехать двумя путями: первый –через Астану, второй – напрямик через населённый пункт Молодёжный. Через Астану дорога по качеству лучше, но длиннее чем через Молодёжный на 200 км. Мы решили срезать напрямик, в надежде, что наш джип нас не подведёт.
На схеме ниже показано как мы объехали Караганду и выехали на трассу до Молодёжного и далее на Павлодар:

Более подробно: на въезде в город, поворачиваем на перекрёстке (как ориентир справа – Свято-Введенский собор) направо на объездную дорогу. Затем на регулируемом перекрёстке – налево. Заезжаем в знакомый нам по дороге на юг торговый комплекс «Magnum». Здесь мы закупили казахский шоколад и вкуснейший чёрный чай на подарки родным и для себя любимых.
После магазина подъезжаем к большому перекрёстку со светофорами, поворачиваем на нём направо, далее едем прямо по главной дороге.

Проезжаем прямо 2,5 км и на кольцевой развязке поворачиваем направо. Далее едем всё время по главной дороге, никуда не сворачивая, пока не упрёмся в полуклеверную развязку. Развязка не достроена, поэтому проезжаем под эстакадой, поворачиваем налево и по грунтовой дороге выезжаем на асфальт. Затем через 1 км поворачиваем круто направо.

Всё, наконец-то мы выехали из города м дальше следуем по трассе А17 по направлению на Молодёжный, Экибастуз, Павлодар.
На форумах до этого читал, что дорога Караганда – Молодёжный – Шидерты убитая, что ездят только на тракторах, что без погнутых дисков никто ещё не вернулся и тому подобные рассказы. Ерунда! Глаза боятся, а руки делают. Видели мы в том же Казахстане дороги и похуже, например, двухсоткилометровый участок Бурайбайтал – Шу, вот где настоящая смерть подвеске
По качеству всю дорогу Караганда – Молодёжный – Шидерты (до выезда на основную трассу на Павлодар), а это 250 км, можно разделить на два участка:
Караганда – Молодёжный (100 км) – участками залатанный асфальт, иногда сверху присыпанный гравием, иногда не заделанные дырки, в одном месте объезд (дорогу смыло весенним наводнением), волны, кочки, гребёнка. Но в общем можно поставить жирную тройку по пятибалльной шкале, проедет любая машина, не гнать, соблюдать знаки ограничения скорости и будет вам счастье.
Молодёжный – Шидерты (выезд на основную трассу) (150 км) – больше половины расстояния идеальный асфальт, встречаются небольшие участки разбитого асфальта, в среднем – четвёрка.
Дорога пустынная, степи до горизонта, автомобильный трафик практически нулевой, населённые пункты по пальцам сосчитать можно. Справа на всём протяжении дороги протекает канал Иртыш-Караганда, о нём напоминают многочисленные указатели на дороге: «насосная станция номер такой-то».
Ещё одно преимущество этой дороги – ни одного полицейского! Ехали и балдели.
Проехав 250 км от Караганды, наконец-то выезжаем на перекрёсток: Астана – налево, Павлодар – направо. На перекрёстке расположена большая автостоянка с кафе и небольшой гостиницей. Мы же поворачиваем направо на Павлодар.

И, конечно же, на перекрёстке произошла очередная «долгожданная» встреча с дежурившим тут нарядом любопытных жол-полицейских. Не могут они пропустить машину с российскими номерами, не поинтересовавшись: кто такие и куда путь держим
На этот раз попался совсем молодой, но дотошный полицейский, наверное, хотел понравиться своему начальству. Проверив документы на машину и почти под лупой изучив страховку, он начал докапываться почему в международных правах не указана разрешенная категория (если кто не знает МВУ – это книжка на 8-ми листах), когда мы ему ткнули на последнюю страницу, где расписаны все категории, он с кислой миной на лице, попросил документы на детей, увидев загранпаспорта, он со вздохом разочарования произнёс: - Можете ехать дальше.
Сразу скажу, что это было последнее «общение» с казахскими полицейскими, больше до самой границы нас никто не тормозил. Если по дороге в Кыргызстан нас даже забавляло общение с полицейскими, то на обратной дороге уже начало раздражать. Никогда не поверю, что нас тормозили каждый раз по подозрению, что у нас документы не в порядке или мы пересекли границу незаконно. Ну да ладно, бог им судья.
Вернёмся к нашему путешествию. Выехав на магистраль Астана – Павлодар мы попали на капитальный ремонт дороги… Сплошные объезды, ограничение скорости и жуткий трафик с фурами и прочими тихоходами. Объездная гравийная дорога идёт параллельно строящейся магистрали. Пылище стоит до небес, кругом снуют трактора, бульдозера, самосвалы, за каждым знаком прячется наряд полицейских. В общем, это не дорога, а настоящий ад.
Через 50 км такой езды подъезжаем к клеверной развязке: направо – Экибастуз, прямо – Павлодар. Едем на Павлодар.
В Экибастуз мы заезжать не стали, но рассказать немного об этом печально знаменитом городе всё-таки стоит.
Экибастуз – самый грязный город Казахстана. Добыча и обработка высокозольных углей и их недостаточная очистка на местных ГРЭС и ТЭЦ приводит к значительным выбросам вредных веществ в атмосферу — 45 % всех выбросов области. На расстоянии до 15 км концентрация пыли превышает ПДК в 10—20 раз, а сернистый ангидрид и окислы азота обнаружены даже на расстоянии 119 километров от города.
Открытие месторождения угля, а затем разведка учёных, инженеров и геологов, началась ещё в конце XIX века. В ноябре 1970 года была введена в эксплуатацию первая очередь разреза «Богатырь», ставшего самым крупным разрезом не только в бывшем Советском Союзе, но и в мире. В 1979 году было начато строительство разреза «Восточный» с проектной мощностью 30 миллионов тонн в год. 11 % производимого в СССР угля добывалось в Экибастузе.
Экибастузский угольный бассейн занимает первое место в мире по плотности угля: на площади 62 квадратных километра запасы угля оцениваются в 13 миллиардов тонн или 200 тонн на один квадратный метр!
Продолжаем ехать прямо по указателям на Павлодар. Проезжаем сёла Калкаман, Пограничное, Ленинское. Все развязки проезжаем прямо по указателям на Павлодар. Практически все 140 км от Экибастуза до Павлодара строительство дороги продолжается, сплошные объезды и ограничения. Пока не построят дорогу, а это ещё пару лет, времени на её проезд нужно закладывать побольше. 190 км от Шидерты до Павлодара мы проехали за 2,5 часа. В Павлодар мы въехали в 17-30 вечера.
Перед въездом в город переезжаем по мосту красивую реку Иртыш. Сразу за мост пост ДПС, за ним, с правой стороны АЗС «КазМунайГаз» и кафе. Делаем остановку, чтобы заправиться и поужинать перед финишным рывком.
В Павлодаре объездная дорога очень запутанная, к тому же указателей на Кулунду, нужный нам переход нигде нет. Общая схема объезда приведена ниже.

Более подробно. После моста через Иртыш проезжаем прямо клеверную развязку с отворотом на Омск. Затем продолжаем ехать прямо, никуда не сворачивая пока не упрёмся в гигантский Павлодарский тракторный завод. Поворачиваем здесь на Т-образном перекрёстке налево. Затем повернув направо на 90 градусов два раза и объехав завод с северной стороны, поворачиваем налево.
Далее едем всё время прямо, проезжаем мимо городской свалки пока не упрёмся в Т-образный перекрёсток с отворотом налево на Карасук, но мы поворачиваем направо и въезжаем снова в город.
Переезжаем по эстакаде ж/д пути, затем продолжаем двигаться прямо до большого регулируемого перекрёстка. Поворачиваем на этом перекрёстке налево. Далее едем прямо, пока не упрёмся в Т-образный перекрёсток. Поворачиваем на нём налево. Всё, мы выехали из запутанного Павлодара.
После Павлодара в сторону границы идёт хорошего качества асфальтированная дорога. Дорога одна и прямая как стрела, даже без указателей заблудиться невозможно. Трафика машин нет совсем, дорога пустынная и незаселённая, за 114 км пути от Павлодара до границы нам встретились только три мелкие деревушки: Жетекши, Маралды и Шарбакты.
Через 30 км от Шарбакты мы наконец-то подъехали к казахстано-российскому пограничному переходу «Шарбакты – Кулунда».

Координаты погранперехода «Шарбакты»: 52.531448, 78.622868
К казахской границе мы подъехали в 19-48. Солнце уже коснулось горизонта, но ещё пока светло. Очереди перед шлагбаумом не было, стояло пару фур, но мы их объехали и встали впереди них. Вся процедура: паспортный контроль и беглый осмотр машины не занял и 15 минут. Получив выездные штампы в загранпаспорт, мы ринулись к российской границе.
Вот она, матушка Россия, уже виднеется арка! В приподнятом настроении, что через несколько минут мы будем на родине и вздохнём с облегчением, мы проезжаем нейтральную зону и тормозим перед знаком «стоп». Перед нами ни одной машины нет.
– Ну, махните же нам рукой, или подойдите и скажите, что можно проезжать. Чего вы там ждёте! - единственная мысль, которая крутилась у всех в голове от нетерпения.
Наконец-то подходит пограничник и вместо приветствия, начинает кричать: - Вы знак видите?!
- Да. Мы остановились перед ним.
- Где вы остановились? Вы перегородили всю дорогу! Вы должны были остановиться за 10 метров до знака, прижавшись к обочине, чтобы не мешать проезду машин!
- Но мы не мешаем встречным машинам, у них свой выезд есть!
- Вы перегородили дорогу для машин, которые едут за вами!
- А почему мы должны их вперёд себя пропускать?
- Я вам говорю, что вы неправильно остановились!
За это время за нами уже успела образоваться небольшая очередь из машин. Неизвестно, сколько времени такая перепалка могла продолжаться, поэтому мы согласились, что сейчас отъедем назад на 10 метров, лишь бы он не кричал.
- Не надо, проезжайте, но больше так не делайте, - смиловался над нами пограничник, гордо задрав нос.
И зачем вот этот «цирк» нужен был? Казалось бы, какая мелочь, а настроение было испорчено. Вместо ожидания, что соотечественники будут рады нас видеть у себя на родине, на нас вылили ведро воды, возвращая в реальный мир. Как это не прискорбно говорить, но российские пограничники – самые грубые и лицемерные из всех кого нам приходилось проходить.
Дальше на границе мы быстро прошли паспортный контроль и беглый осмотр машины. Выехали с российской границы в 20-26. Итого на обе границы было потрачено почти 40 минут.
Выехав за шлагбаум, остановились у маленькой будки, где продавали российские страховки ОСАГО. Спросили, поменяют ли они оставшиеся тенге на рубли. Нет, не меняют. Слишком долго мы пробыли за границей и совсем забыли, что по российским законам валюту обменять можно только в отделениях банка. Дурацкий закон.
Какой-то пессимистично-удручающий рассказ получился в последний день. Наверное, сказывается накопленная усталость от бесконечной езды. Но, скоро мы наконец-то отдохнём.
Солнце уже практически село за горизонт, но ещё видны окрестности. От границы до Кулунды всего 18 км, дорога асфальтированная и прямая как стрела.
Наша сегодняшняя цель – достичь курорта Яровое, расположенного в Алтайском крае в 60 км от Кулунды на север. Поэтому, перед въездом в Кулунду поворачиваем налево (как ориентир – впереди за перекрёстком виднеется АЗС). После поворота переезжаем через ж/д пути, едем прямо и затем снова переезжаем ж/д пути и упираемся в Т-образный перекрёсток, на котором поворачиваем налево. Как объехать Кулунду показано ниже:

Далее едем на север по направлению на Славгород. Дорога асфальтированная, прямая, идёт вдоль железной дороги. Село Табуны проезжаем по объездной дороге. Будет пару перекрёстков и поворотов, указателей нет, но следует придерживаться северного направления.

Затем въезжаем в город Славгород. На первом же перекрёстке поворачиваем налево (как ориентир – справа АЗС). Далее едем всё время по главной улице, проезжаем железнодорожный вокзал, затем на кольцевом движении поворачиваем во второй отворот, и выезжаем из города.

Далее едем всё время прямо, пока не упрёмся в Т-образный перекрёсток, поворачиваем направо и въезжаем в курортный город Яровое. Здесь у нас заранее был забронирован целый дом, где нас уже ждали с нетерпением наши родители, приехавшие из Бийска в Яровое чуть раньше.

Координаты дома по улице Пушкина: 52.922308, 78.572459
Аренда дома в сутки нам обошлась в 3000 рублей, не так уж и дорого. На часах 21-30 вечера, на спидометре 8140 км, итого за день проехали 998 км. Теперь можно выдохнуть – мы на отдыхе, к тому же не одни, теперь мы с родителями и сестрой. Будем веселиться!
Но, на этом наше путешествие не заканчивается, о том, что мы делали в Яровом и где побывали ещё читайте далее