Тяга к Латинской Америке (как и к латинской культуре) не покидала меня с детства. Однако последовавшая с молодости страсть к путешествиям не проложила прямой путь к этому краю света. Когда была открыта Испания, мечта казалась почти реализованной. А после открытия Юго-Восточной Азии, мечта начала меркнуть под спудом рациональности. В голове начал вертеться вопрос: зачем лететь в такую даль, когда можно достичь сопоставимого удовольствия быстрее, проще и дешевле? А после посещения Канарских островов даже подумалось, что это и есть облагороженный, причесанный и богатый вариант «латиноамериканской» земли.
Но распродажа «Эйр Франса» все-таки подтолкнула к идее вспомнить детскую мечту. 4 мая 2015 года билеты в Рио были куплены. Причем было принято решение поехать не только в составе супружеской четы, но и с дочкой 9 лет. Хотя добрых три десятка стран к этому времени уже были ранее охвачены, перспективы поездки вызывали легкую дрожь в коленках. Общение с опытными товарищами и чтение отчетов на форуме вызывало как минимум несколько опасений:
1) В Бразилии ужасающий уровень безопасности (если не встретят с пистолетом и не сорвут рюкзак с плеча, то уж точно унесут мокрые штаны с пляжа или вынут багаж из такси по пути в аэропорт);
2) Культурный и языковой барьер может стать катастрофой – понимания жестов может не хватить, а других общих символов может не оказаться;
3) 17-18 часов лета (с полуторачасовыми остановками) – это не то же самое, что перелеты 8-10-часовые (говорят, после них совсем человеком себя не чувствуешь);
4) Путешествие «вылетает в копеечку» (к недешевым перелетам добавляются не очень низкие латиноамериканские цены – это вам не полубесплатная ЮВА).
В процессе планирования путешествия обнаружилась еще одна «засада»:
5) в Бразилии тяжелая логистика – поезда в стране отсутствуют как класс (не считая электричек и коротких туристических маршрутов), цены на авиабилеты непредсказуемы, а 100 км «по прямой» бразильские автобусы проходят через местный ландшафт часа за три.
Сразу скажу, что черт оказался не так страшен, как его малевали, однако без практических советов при планировании такого путешествия не обойтись. Поэтому начну с планирования путешествия.
Авиабилеты в Бразилию. Практика показала, что распродажа Air France – лучшая возможность покупки билета, если брать их заранее. Компания выставляет латиноамериканские рейсы на акцию всего на несколько дней пару раз в год, но сильно сбивает цены. В конце апреля-начале мая 2015 года билеты в Рио шли по смешной цене менее 31 тыс. руб. туда-обратно (это при том, что даже до нашей девальвации минимальные цены в Бразилию не опускались ниже 34-35 тыс.). И это ночные рейсы с удобными 1,5 часовыми стыковками в парижском Шарль-де-Голле. Я отслеживал дальнейшую цену на наши билеты: сразу по окончании акции они были уже по 75-78 тыс., затем плавно росли 4 мес. до цены в 175-178 тыс. руб., а последние пару недель перед вылетом вновь дешевели вплоть до стандартных 75 тыс. руб. Видно, за неделю до вылета билеты в Бразилию мало кто берет, поэтому есть шанс взять их по стандартной цене (если останутся – борт был практически полный).
В ноябре 2015 г. Air France вновь 4 дня продавала билеты по акции, но уже по 39,9 тыс. (что тоже отличная цена), причем в Сан-Паулу, Рио и Бразилиа на выбор. Из других компаний самую низкую цену выставляет обычно Iberia (от 45-50 тыс. руб.), но ее знатоки ругают за старые самолеты без телеэкранов и хамоватый персонал. Все остальные компании продают билеты от 65-70 тыс. (как крутые Emirates, так и слабенький Tap Portugal).
Выбор времени поездки. Для путешествия мы выбрали время с «умеренным» климатом: время осенних каникул – поздняя весна в Южной Америке. В это время практически по всей Бразилии можно сочетать активный туризм с пляжным отдыхом. Нет еще изнуряющей жары, которая приходит (не считая экваториальной зоны) бразильским летом (декабрь-март), а в Рио, говорят, совсем невыносима. И в то же время, температуры воздуха и воды в Рио и Сан-Пауло уже не опускаются ниже 20 градусов (на юге страны – в штатах Риу-Гранди-ду-Сул, Санта-Катарина, Парана температура в июле-августе может опускаться до 5-7 градусов по Цельсию).
Для планирования путешествий в разные части страны нужно тщательно смотреть сезоны дождей, засух и других природных циклов в каждой точке, но нас интересовала больше умеренная зона, где влажность относительно стабильна, а температурная норма варьируется от 15-20 в июле до 30-35 в январе.
Выбор мест посещения. Обычно мы недооцениваем Бразилию, когда познания о стране ограничиваются инфо о Рио и Амазонке. На самом деле, ее внутренний «объем» поражает воображение. Это целая цивилизация с богатейшей историей, со своими архитектурными, музыкальными и кино-стилями. Это страна с разнообразием климатических зон, вполне сопоставимым с разнообразием России (правда в другом диапазоне, естественно). Это новые мегаполисы, колониальные старые города, бесчисленные крутые пляжи, множество чудес природы и урбанистики.
Поэтому после прочтения горки путеводителей выбор мест для двухнедельного путешествия - непростой. Всегда, правда, можно ограничиться обстоятельным изучением Рио-де-Жанейро с отдыхом в не столь удаленных от него пляжных местах (Илья-Гранди, Парачи, Бузиуш, Ильябелла). Нам хотелось все-таки увидеть несколько крутых мест по стране, соединив впечатления от природы и культуры (в пределах разумной доступности по транспорту и по ценам).
И здесь я почти неизбежно пришел к маршруту, который я бы назвал «бразильским золотым треугольником». Рио-де-Жанейро («культурно-пляжная» и историческая столица) – водопады Игуассу (главное чудо природы) – Бразилиа (новая столица и средоточие архитектурных шедевров Оскара Нимейера) – Парати (колониальный городок с тихими пляжами) – Рио-де-Жанейро.
В качестве альтернативу водопадам мы рассматривали Амазонку, но туда требуется пара дней только для переезда туда и обратно, билет в Манаус стоит от 20-25 тыс. руб., рекомендуются прививки, да и впечатления от Игуассу, как говорят, сильнее. Также рассматривали городок Бониту в штате Мату-Гроссу-ду-Сул, который славится уникальным речным дайвингом, однако добираться туда из Рио оказалось архисложно и мы решили остановится на признанном чуде природы (Игуассу).
Я думал также о Куритибе (столице штата Парана, где находятся водопады Игуасу), которая в конце XX века был чуть не центром мировой урбанистики. Но «встроить» ее в график не удалось, а менять на нее Бразилиа я все-таки не решился.
Наряду с Парати для пляжного отдыха смотрели город Бузиус и остров Илья-Гранди. Первый известен молодежной энергетикой и тусовочной атмосферой, второй – дикой природой и уединенными пляжами. Однако Парати (по фоткам и описанию) выглядил предпочтительней – яркий колорит старинного маленького португальского городка в сочетании с купанием в приятном заливе.
Язык и общение. То, что русско-английского разговорника недостаточно для комфортной поездки в Бразилию изначально было даже ежу. Сыскать на улице владеющего английским было действительно непросто – даже владельцы домашних отелей используют онлайн-переводчик для общения с клиентами.
Покупая билеты, я самонадеянно планировал легко познать азы португальского, имея опыт начального изучения латыни, спэниша и итальяниша. Но не тут-то было.
Язык оказался довольно сложным - типа французского, причем с такими же явными различиями между написанием и произношением. Скажем, на конце слов «о» читается как «у», а «ао» как «ань», «t» произносится как «ч» и т.п. Дела осложняет огромная разница между португальским и бразильским португешем, а также сильными региональными различиями. Скажем, я тщетно пытался использовать лиссабонское слово «желаду» (мороженое) – меня никто не понял. Число 10 произносилось как «деж» в Рио, «дес» в Игуасу, «дейч» в Бразилиа. Числительные рекомендуется выучить (причем от испанского и итальянского они отличаются несильно). Но неподготовленному уху понять в Бразилии цену товара бывает очень непросто.
Особенно меня впечатлило, что в бразильском исчезли местоимения второго лица, будучи заменены на формулы «о сеньор/а сеньора» (аналог обращения «Вы», но применяемое крайне редко для особого почтения) и «восе» (упрощение фразы «Ваша милость», которое широко используется вместо «ты», причем в форме «восеш» - также для множественного числа).
Тем не менее, за несколько месяцев я прошел 5 из 12 уроков по самоучителю Е.И. Беляковой (диалект Рио-де-Жанейро) и базовые фразы по разговорнику – это и составило основу общения. Вперемежку с английским и языком жестов этого было достаточно, чтобы что-то понимать и как-то изъясняться.
Валюта и цены. Как не повезло бразильцам, как повезло путешествующим в Бразилию! . Бразильский реал на волне подешевевшей нефти был девальвирован почти вровень с рублем (в 1,9 раза по сравнению с серединой 2014 года). Если раньше реал равнялся почти половине доллара, то теперь – его четверти. То есть «рублевые» цены в стране в 2015 году мало изменились с 2014-го.
На момент путешествия реал стоил 17-18 рублей, причем оказался фактически привязан к рублю (падение цены на нефть обесценивало как рубль, так и реал к доллару и наоборот). Поэтому удобнее было расплачиваться карточкой, чем сокращать свои валютные запасы, меняя доллары на реалы. Карточкой можно расплачиваться в Бразилии везде! Не только палаточники на ярмарке, но даже уличные торговцы воздушными шариками принимают карты.
Параметр цен был в диапазоне 70-90% относительно российского уровня (хотя колебался, конечно, в зависимости от «туристичности» и престижности места). Правда, некоторые цены подрастали прямо на глазах (часто оказывались процентов на 20 выше того, что называли местные). А одна из туристических едален в Рио успела «индексировать» обед с 29 реалов, указанных в оранжевом гиде 2015 года выпуска, до 79 реалов – в реале. Короче, экономически время для поездки мы выбрали самое правильное .
Внутренние перелеты и переезды. Их лучше бронировать едва ли не сразу после покупки базовых авиабилетов, а то и до того. Видимо, бразильцы склонны брать билеты на самолеты сильно заранее, а авиакомпании практикуют динамическое ценообразование по довольно жесткой формуле.
При раннем бронировании цены на внутренние перелеты в Бразилии близки к бюджетным российским рейсам (от 3 тыс. руб. за полуторачасовой перелет до 10 тыс. руб. за 5-часовой перелет в один конец). Но уже за 4 месяца до перелета на популярные даты они начинают лавинообразно расти (сразу раза в 2-3-5), причем популярные даты в Бразилии – почти все выходные, пятницы и понедельники. И составить цепочку перелетов по разумным ценам становится уже крайне сложно.
Я пару недель перебирал варианты внутренних перелетов на скайсканнере, энивее, экспедии. В итоге забронировал цепочку Рио - Игуасу Фоллс – Бразилиа - Сан-Жозе-душ-Кампуш всего за 39 тыс. руб. на троих. При этом Сан-Жозе – это 600-тысячный город в 100 км. от Сан-Паулу и километрах в 200 – от Рио. Наличие в нем аэропорта я обнаружил по карте и стал искать его в поисковиках авиабилетов. Он был ближе к городу Парати, чем Рио и Сан-Паулу, а заезжать в мегаполис, только чтобы пересесть в нем на автобус до Парати не хотелось. А тут получилось, что мы удобно перелетаем утром либо вечером, не разрывая дни (которых очевидно не хватает). Да и цена цепочки через Сан-Жозе оказалась экономичнее.
Железных дорог в Бразилии практически нет (кроме пригородных электричек и коротких туристических поездов с красивыми видами из окон). Вроде ка в 60-х годах в стране решили развивать авиа- и автотранспорт, копируя транспортную модель США. Причем еще пару десятилетий назад в стране были хоть несколько поездов дальнего следования, однако и их отменили благодаря лоббизму автобусных кампаний.
Междугороднее автобусное сообщение в Бразилии развитое, компании все частные, с приличным сервисом и хорошо откидывающимися сидениями. Но ландшафт сложный и скорость передвижения такова: из Рио в Сан-Паулу автобус идет 6 часов, а из Рио на водопады Игуасу – 24 часа. Из Игуасу в Бразилиа – тоже примерно сутки. В общем, на дальние расстояния автобусами ездить не комильфо, но между соседними городами – необходимо. Такси в стране недорогое, но между городами на нем все-таки не поездишь – выходит явно дороже самолета.
В общем, помимо 3-х внутренних перелетов, мы запланировали 2 автобусных переезда: Сан-Жозе – Парати (4,5 часа) и Парати – Рио (5 часов). В отличие от самолетов, билеты на автобусы имеют фиксированную цену, покупаются преимущественно в последние дни перед поездкой. Но купить их можно только в месте выезда – изнурительные попытки провести электронные платежи у нас результата не дали, несмотря на помощь «местных» и телефонные консультации с компаниями.
Таким образом, весь наш маршрут выглядел таким образом:
26 октября вечером – вылет из Мосвы;
27 октября – адаптация в Рио-де-Жанейро;
28-30 октября – Игуасу (перекресток Бразилии, Аргентины и Парагвая);
31 октября – 1 ноября – Бразилиа;
2 – 5 ноября – Парати и вечерний переезд в Рио;
6 – 8 ноября – Риу с вечерним вылетом в Москву.
На сем я заканчиваю о планировании и дальше буду формировать фотоотчет с комментариями.