Как следует себя вести в храмах?

Особенности тайского менталитета. История тайского государства и народа.. Культура Тайланда. Что важно знать, чтобы быть правильно понятым в Тайланде

Как следует себя вести в храмах?

Сообщение: #1

Сообщение oldgame » 05 ноя 2008, 14:52

Мне совершенно непонятно, как следует вести себя в буддийских храмах Таиланда. В родном Отечестве в православных храмах зачастую (конечно, не всегда) негативно относятся к посетителям, зашедшим просто посмотреть. Какая-нибудь бабка может запросто "зашикать" не туда смотрящего, не так стоящего, не так одетого или не туда кланяющегося.
Вот вопросы:
Как приносить Будде благовония и свечки? Могу ли я бросить в ящик для пожертвований пару купюр и взять палочку, цветок? Можно ли зажигать палочку от других? Сколько принято бросать в ящик для пожертвований? Где взять цветок (палочку, свечку) для приношения, если их нет в самом храме? Они должны продаваться где-то на территории вата?
Можно ли фарангу сидеть в храме? Можно ли сидеть не поджав ноги (как в большинстве своем сидят посетители-тайцы), а "по-турецки" (так, как сидят монахи на возвышении, в позе "полулотоса")?
И вообще, как себя вести в буддийском храме?
Был бы признателен за советы от знающих людей по этому поводу.

P.S. То что во всех храмах нужно снимать обувь, что в некоторых храмах нельзя находиться в одежде с открытыми плечами и коленями и в некоторых запрещено фотографировать, мне известно.

Аватара пользователя
oldgame
участник
 
Сообщения: 131
Регистрация: 17.11.2007
Город: Москва
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 51
Пол: Мужской
таиланд отдых

Сообщение: #2

Сообщение pups » 05 ноя 2008, 16:22

Как приносить Будде благовония и свечки

Обыкновенно. Поставили , звжгли.
Могу ли я бросить в ящик для пожертвований пару купюр и взять палочку, цветок?

Можно
Можно ли зажигать палочку от других?

Она так не загорится - лучше зажигалкой
Сколько принято бросать в ящик для пожертвований?

Купюра в 20 или 50 или 100 бат - достаточно
Где взять цветок (палочку, свечку) для приношения, если их нет в самом храме? Они должны продаваться где-то на территории вата?

Обычно всегда есть. Вдруг нет - то около каждого монастыря есть несколько магазинчиков торгующих буддистской аттрибутикой.
Кстати, такая секция есть в любом гипермаркете
Можно ли фарангу сидеть в храме? Можно ли сидеть не поджав ноги (как в большинстве своем сидят посетители-тайцы), а "по-турецки" (так, как сидят монахи на возвышении, в позе "полулотоса")?

Сидеть можно. Сидеть можно как угодно, только не направлять ноги на статую БУДДы.
И вообще, как себя вести в буддийском храме?

Тихо, скромно, вежливо. Как в храме любой конфессии.
Проходя мимо монаха - пригнитесь, в идеале, чтоб Ваша голова была ниже его.
"Вай" - традиционное тайское приветствие и жест поклонения - не делайте, если не знаете как - иначе получится смешно или невежливо.
Можно подойти к монаху и получить благословение. Следует дать ему "ведро монаха" - со всякими нужностями для монашеской жизни, стоит около 200 бат. При благословении на запястье повяжут ниточку.
Но можно и денег дать, только не в руки - монах не должен касаться денег. И женщины, кстати, тоже не должен касаться.
Аватара пользователя
pups
Навечно в списке
 
Сообщения: 12377
Регистрация: 20.10.2004
Город: Москва - Pattaya
Благодарил (а): 417 раз.
Поблагодарили: 1206 раз.
Возраст: 68
Страны: 74
Отчеты: 49
Пол: Мужской

Сообщение: #3

Сообщение baNkir » 05 ноя 2008, 16:29

pups писал(а):Обыкновенно. Поставили , звжгли.


Лучше сначала зажечь, потом поставить.
Аватара пользователя
baNkir
Навечно в списке
 
Сообщения: 3088
Регистрация: 23.01.2005
Город: เชียงใหม่
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 31 раз.
Возраст: 57
Страны: 13
Отчеты: 20
Пол: Мужской

Сообщение: #4

Сообщение oldgame » 05 ноя 2008, 16:29

Спасибо, pups. Подробно и понятно.
Аватара пользователя
oldgame
участник
 
Сообщения: 131
Регистрация: 17.11.2007
Город: Москва
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 51
Пол: Мужской

Сообщение: #5

Сообщение Tonybander » 06 ноя 2008, 03:09

Еще в некоторых пагодах есть требование снять обувь, насколько я знаю.

И вроде бы нельзя поворачиваться к Будде спиной, т.е. поставил палочку дымящуюся, и пятясь назад помещение покинул.

Только это я не про Тайские храмы - пока не был, но во Вьетнаме так было. Не думаю, что сильно много отличий в основных моментах.
Traveling Without Moving
Аватара пользователя
Tonybander
полноправный участник
 
Сообщения: 405
Регистрация: 17.07.2007
Город: Владивосток
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 5 раз.
Возраст: 45
Страны: 7
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Сообщение: #6

Сообщение Алексс » 10 ноя 2008, 06:03

При входе перешагивайте через порог, а не наступайте на него
Аватара пользователя
Алексс
активный участник
 
Сообщения: 608
Регистрация: 06.07.2005
Город: Иркутск
Благодарил (а): 15 раз.
Поблагодарили: 29 раз.
Возраст: 44
Страны: 38
Отчеты: 8
Пол: Мужской

Сообщение: #7

Сообщение pups » 10 ноя 2008, 07:23

Алексс писал(а):При входе перешагивайте через порог, а не наступайте на него


Да, есть такой обычай, не только в храме, но и в доме - по всей Азии распостранен - в древности прах хоронили под порогом и считалось невежлмвым наступить на него.
Аватара пользователя
pups
Навечно в списке
 
Сообщения: 12377
Регистрация: 20.10.2004
Город: Москва - Pattaya
Благодарил (а): 417 раз.
Поблагодарили: 1206 раз.
Возраст: 68
Страны: 74
Отчеты: 49
Пол: Мужской

Сообщение: #8

Сообщение AlexMF » 10 ноя 2008, 13:38

При входе в любой буддийский храм необходимо снимать обувь.
Порог следует переступать, как тут уже написали. У храма можете взять набор "док май тхуп тхиен" - цветок лотоса, три палочки благовоний и свечу, за это пожертвуйте 20 батов. Войдя в храм, присядьте, обратив стопы от статуи Будды. Зажмите благовония, свечу и цветы между ладоней, как при приветствии "вай", подняв ладони выше обычного "вая" (это называется "крап вай", локти прижаты к телу, сомкнутые ладони с цветами, благовониями и свечой поднимаются так, чтобы большие пальцы упирались в нос снизу, а кончики остальных пальцев касались лба; при этом голова слегка наклоняется к пальцам). Если не знаете, что говорить, просто поблагодарите Будду за его учение. Подойдите к кратхану (место, где ставят благовония и свечу). Обратите внимание, если рядом будут сидеть люди, то слегка пригнитесь, проходя мимо них. Зажечь свечу и благовония можно от уже горящих свечей. Положите цветы на чашу для цветов (увидите, где лежат все цветы).
Отходя от кратхана, не поворачивайтесь к нему спиной, это невежливо. Отходите назад, оставаясь лицом к статуэтке Будды, слегка пригнувшись.
После этого следовало бы правильно попрощаться. Это тройной "крап", Будде, Учению и Сангхе. Но без тренировки это сделать правильно все равно не получится. Поэтому можно просто посидеть немного или сразу выйти из храма.
Если хотите получить благословение монаха, купите у входа в храм "сангкха тхан" - ведерко с хоз.принадлежностями и едой. Оно стоит от 100 до 200 батов. Можете дополнительно пожертвовать храму деньги. Для этого возьмите там же, где и ведерко, конверт, положите туда деньги (100, 200, 300 батов), напишите на конверте свое имя, после чего зайдите в помещение для благословений (это может быть тот же пхра убосот или вихан, где стоит основная статуя Будды) и дождитесь своей очереди сидя (не забудьте снять обувь). Когда подойдет очередь, на четвереньках приблизьтесь к монаху, толкая перед собой ведерко. Конверт опустите в ящик для пожертвований (он должен быть тут же рядом; если его нет, то просто положите конверт сверху на ведерко). Монах расстелит перед собой специальное полотно "пха сабонг", на которое надо поставить ведерко. От мужчин монах принимает это подношение практически из рук в руки. От женщин - только после того, как ведерко окажется на полотне, а женщина уберет руки.
После этого отодвиньтесь немного назад, примерно на метр-другой, не поворачиваясь к монаху спиной. Тут стоит сделать "крап" трижды. Если не умеете, просто слегка наклоните голову и ждите. Монах начнет читать сутты, надо поднять сомкнутые ладони ("крап вай") так же, как написано выше, вполголоса повторять слова за монахом, это несложно. После этого он окропит присутствующих водой - символ очищения. После этого можно попросить его повязать веревочку удачи на запястье. Потом следует сделать трижды "крап" (или хотя бы просто поклониться), встать и аккуратненько и ненавязчиво, легко так спиной вперед выйти. ))
Последний раз редактировалось AlexMF 11 ноя 2008, 16:54, всего редактировалось 1 раз.
เที่ยวให้สนุก
Аватара пользователя
AlexMF
Старожил
 
Сообщения: 2020
Регистрация: 03.10.2006
Город: Thailand
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 135 раз.
Возраст: 58
Страны: 25
Отчеты: 6
Пол: Мужской

Сообщение: #9

Сообщение Олаф » 11 ноя 2008, 14:30

Спасибо...
Это, действительно, знать не мешает.
Аватара пользователя
Олаф
полноправный участник
 
Сообщения: 252
Регистрация: 20.01.2007
Город: Челябинск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 57
Отчеты: 1

Сообщение: #10

Сообщение oldgame » 11 ноя 2008, 16:59

AlexMF, большое спасибо (я даже распечатал Ваш ответ).

Ни разу не видел, чтобы перед храмом можно было взять подобные предметы для пожертвований. Может это бывает только в определенные часы или не перед всеми храмами?
Аватара пользователя
oldgame
участник
 
Сообщения: 131
Регистрация: 17.11.2007
Город: Москва
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 51
Пол: Мужской

Сообщение: #11

Сообщение roos » 11 ноя 2008, 18:53

Хотелось бы добавить два уточнения
1) Сидеть можно как угодно (ноги в сторону от Будды), но пятки должны быть закрыты
2) Если в Японии считается нормальным снять обувь и остаться в храме в носках, то в Тае ноги должны быть босы. Раз забыл снять носки, на меня все смотрели улыбаясь, типа farang, что с него взять, но не "шикали", как у нас. А тайка после выхода тыкала на носки и раз 20 повторила "No good".
It ain't the roads we take: it's what's inside of us that makes us turn off choose the roads
Аватара пользователя
roos
активный участник
 
Сообщения: 946
Регистрация: 10.05.2007
Город: Люберцы
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 72 раз.
Возраст: 59
Страны: 13
Отчеты: 9

Сообщение: #12

Сообщение BalmaaR » 11 ноя 2008, 23:28

а женщина должна голову прикрывать или нет?
Аватара пользователя
BalmaaR
новичок
 
Сообщения: 25
Регистрация: 11.11.2008
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 39

Сообщение: #13

Сообщение pups » 12 ноя 2008, 04:07

нет.
То есть может быть в головном уборе\без него - не имеет значения.
Аватара пользователя
pups
Навечно в списке
 
Сообщения: 12377
Регистрация: 20.10.2004
Город: Москва - Pattaya
Благодарил (а): 417 раз.
Поблагодарили: 1206 раз.
Возраст: 68
Страны: 74
Отчеты: 49
Пол: Мужской

Сообщение: #14

Сообщение pups » 12 ноя 2008, 07:46

roos писал(а):Хотелось бы добавить два уточнения
2) Если в Японии считается нормальным снять обувь и остаться в храме в носках, то в Тае ноги должны быть босы. Раз забыл снять носки, на меня все смотрели улыбаясь, типа farang, что с него взять, но не "шикали", как у нас. А тайка после выхода тыкала на носки и раз 20 повторила "No good".


Думаю, просто недоразумение вышло, недопоняли чего-то.
Можно в носках заходить в ват. Сегодня был в вате и специально посмотрел - человек 5-6 посетителей и даже служка (человек, торгующий и убирающийся в храме) были в носках.
Аватара пользователя
pups
Навечно в списке
 
Сообщения: 12377
Регистрация: 20.10.2004
Город: Москва - Pattaya
Благодарил (а): 417 раз.
Поблагодарили: 1206 раз.
Возраст: 68
Страны: 74
Отчеты: 49
Пол: Мужской

Сообщение: #15

Сообщение Alex_ka » 12 ноя 2008, 11:31

Это смотря какой храм. В Мьянме, например (тхеравадский буддизм) носки в храмах снимать надо, даже надписи висят, во всяком случае в самых главных: очень неуютно. А в Таиланде такой проблемы у меня не было.
Аватара пользователя
Alex_ka
Старожил
 
Сообщения: 4893
Регистрация: 17.11.2006
Город: Маале Шомрон, Израиль
Благодарил (а): 626 раз.
Поблагодарили: 1043 раз.
Возраст: 77
Страны: 115
Отчеты: 57
Пол: Мужской

Сообщение: #16

Сообщение Kock666 » 12 ноя 2008, 16:15

носки снимать нужно чтоб ноги не воняли
Аватара пользователя
Kock666
полноправный участник
 
Сообщения: 271
Регистрация: 23.02.2008
Город: здесь столько старпёров?
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 87

Сообщение: #17

Сообщение salve » 13 ноя 2008, 19:49

Kock666 писал(а):носки снимать нужно чтоб ноги не воняли


ну если делаете это не каждый день, то хотя бы перед посещением храма ноги можно и помыть, после одеть чистые носки (при отсутствии оных, купить накануне)
salve
участник
 
Сообщения: 123
Регистрация: 13.12.2006
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 51

Сообщение: #18

Сообщение Alex_ka » 13 ноя 2008, 20:08

Носки должны быть по возможности максимально плотными и толстыми, так как они должны защищать ваши ноги от:
1) жары раскаленной дорожки, которая ведет вас к храму, особенно если эта дорожка выложена кирпичом;
2) мелких неровностей: та же дорожка может быть покрыта мелкими камешками и даже щебнем;
3) грязи в виде обезьяних испражнений и пр.;
4) потенциальных грибков и микробов.
Стирать носки не обязательно, особенно после пункта 3. Проще выбросить и надеть новые.
В Таиланде, Лаосе и Индии местные жители против носков не возражали, в Мьянме в центральных храмах необходимо было их снимать.
Аватара пользователя
Alex_ka
Старожил
 
Сообщения: 4893
Регистрация: 17.11.2006
Город: Маале Шомрон, Израиль
Благодарил (а): 626 раз.
Поблагодарили: 1043 раз.
Возраст: 77
Страны: 115
Отчеты: 57
Пол: Мужской

Сообщение: #19

Сообщение AlexMF » 14 ноя 2008, 06:02

roos писал(а):Хотелось бы добавить два уточнения
1) Сидеть можно как угодно (ноги в сторону от Будды), но пятки должны быть закрыты
2) Если в Японии считается нормальным снять обувь и остаться в храме в носках, то в Тае ноги должны быть босы. Раз забыл снять носки, на меня все смотрели улыбаясь, типа farang, что с него взять, но не "шикали", как у нас. А тайка после выхода тыкала на носки и раз 20 повторила "No good".
Пардон, но я не понял, как можно закрыть пятки и оставаться при этом босиком. )))
Пятки тут ни при чем. Это на территории королевских дворцов должно соблюдаться условие - закрытая одежда и обувь. Т.е. надо просто быть прилично одетым и обутым. Храмы тут ни при чем.
В носках можно заходить в храм, носки - не обувь (если вы не ходите в них по улице и носки свежие). Если носки воняют, то будут вонять и ноги, а в таком случае лучше воздержаться от похода в храм, ибо сидящим рядом с вами в храме людям будет неприятно нюхать все это дело.
Смысл тут простой: стопы - самая грязная часть тела, поэтому обращать их в сторону не только статуй Будд, но и простых людей крайне невежливо. Грязнее стоп у нормального человека может быть только обувь. Если стопы не оставить за порогом храма, то с обувью можно легко проделать эту процедуру, чтобы не тащить в храм грязь. Больше никаких сакральных смыслов в этом нет. ))

Ни разу не видел, чтобы перед храмом можно было взять подобные предметы для пожертвований. Может это бывает только в определенные часы или не перед всеми храмами?

Осмотритесь хорошенько. Если храм действующий, а не просто памятник архитектуры, то рядом должен быть павильон, где продают наборы для монахов. Определенных часов продажи нет, такой регламент никчему. Продают все время.
เที่ยวให้สนุก
Аватара пользователя
AlexMF
Старожил
 
Сообщения: 2020
Регистрация: 03.10.2006
Город: Thailand
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 135 раз.
Возраст: 58
Страны: 25
Отчеты: 6
Пол: Мужской

Сообщение: #20

Сообщение AlexMF » 14 ноя 2008, 08:04

Сподвигнулся я таки показать вам крап.
Есть мужской и женский виды крапа. Отличаются они способом сидения.
Начнем с женского типа ритуала крап, он выполняется в следующей последовательности:

Как следует себя вести в храмах?Как следует себя вести в храмах?Как следует себя вести в храмах?Как следует себя вести в храмах?Как следует себя вести в храмах?

Обратите внимание, как должна сидеть женщина, это вежливый, культурный стиль. Спину держать прямо.
Далее:
1. сделайте ладошки "бутоном лотоса" и поднимите их до уровня груди, локти должны быть прижаты к телу;
2. сомкнутые "бутоном лотоса" ладони поднимайте до уровня лба, слегка склонив голову, спину держать прямо;
3. опускайте руки перед собой, корпус наклоняется вслед за руками;
4. опустите ладони на пол, не расставляя их широко (лучше вообще держать их рядом друг с другом), и коснитесь их лбом;
5. верните корпус в первоначальное положение, опираясь на ладони, после чего верните руки на уровень груди, сомкнув их "бутоном лотоса".
Это один крап. Всего надо сделать крап трижды - Будде, Учению и сангхе.

Мужской крап выполняется так же, только мужчины должны сидеть на обеих ногах:
Как следует себя вести в храмах?

Когда просто сидите в храме, не выполняя ритуал или просто слушаете сутты или наставления, в этом случае мужчины могут сесть расслаблено:
Как следует себя вести в храмах?

или принять вежливую женскую позу:
Как следует себя вести в храмах?

Этот вид крапа предназначен для монахов и изображений Будды.
Есть другая разновидность крапа для членов королевской фамилии, для родителей и почитаемых людей. В этом случае ладони не раскрываются и не кладутся раскрытыми на пол, а надо опереться основаниями сомкнутых в "бутоне лотоса" ладоней в пол и коснуться лбом больших пальцев.
Есть еще высокий и медитативный виды крапа.
Ну и несколько разновидностей вай.
เที่ยวให้สนุก
Аватара пользователя
AlexMF
Старожил
 
Сообщения: 2020
Регистрация: 03.10.2006
Город: Thailand
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 135 раз.
Возраст: 58
Страны: 25
Отчеты: 6
Пол: Мужской

Сообщение: #21

Сообщение pups » 14 ноя 2008, 09:48

показать вам крап


Я в общем, знаю как вай делать, но почерпнул для себя нового.
Саша!
Если не трудно, покажи все варианты вай в фотках.
Последний раз редактировалось pups 14 ноя 2008, 09:50, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
pups
Навечно в списке
 
Сообщения: 12377
Регистрация: 20.10.2004
Город: Москва - Pattaya
Благодарил (а): 417 раз.
Поблагодарили: 1206 раз.
Возраст: 68
Страны: 74
Отчеты: 49
Пол: Мужской

Сообщение: #22

Сообщение AlexMF » 14 ноя 2008, 09:50

pups писал(а):
показать вам крап

Я имел ввиду, что в хорошем смысле этого слова. ))))))))
เที่ยวให้สนุก
Аватара пользователя
AlexMF
Старожил
 
Сообщения: 2020
Регистрация: 03.10.2006
Город: Thailand
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 135 раз.
Возраст: 58
Страны: 25
Отчеты: 6
Пол: Мужской

Сообщение: #23

Сообщение zemancool » 14 ноя 2008, 15:15

А вообще нормально это, когда православные люди поклоняются Будде, просят благословения у буддистких монахов и совершают прочие ритуальные действия?
Я вообше был в буддистких храмах, вел себя тихо, прилично, ноги в сторону будде не выклячивал. Но одно дело - вести себя как цивилизованный турист, другое совершать какие то чуждые человеку другого вероисповедания действия. Атеистов я тоже имею в виду, так как это тоже своего рода религия.
Аватара пользователя
zemancool
путешественник
 
Сообщения: 1716
Регистрация: 01.10.2006
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 30 раз.
Возраст: 58
Страны: 12
Отчеты: 1

Сообщение: #24

Сообщение pups » 14 ноя 2008, 15:59

zemancool писал(а):А вообще нормально это, когда православные люди поклоняются Будде, просят благословения у буддистких монахов и совершают прочие ритуальные действия?


ИМХО, ненормально. Но это я не о себе, я - буддист.

Однако вера и религия - вещи не совсем тождественные.
Принадлежность к определенной религии - это, скорее, самоидентификация своей культуры, национальности, места жительства, среды общения и т.п.
А вера - вещь весьма интимная и часто имеющая причудливые формы....
Аватара пользователя
pups
Навечно в списке
 
Сообщения: 12377
Регистрация: 20.10.2004
Город: Москва - Pattaya
Благодарил (а): 417 раз.
Поблагодарили: 1206 раз.
Возраст: 68
Страны: 74
Отчеты: 49
Пол: Мужской

Сообщение: #25

Сообщение AlexMF » 14 ноя 2008, 21:53

zemancool писал(а):А вообще нормально это, когда православные люди поклоняются Будде, просят благословения у буддистких монахов и совершают прочие ритуальные действия?
Я вообше был в буддистких храмах, вел себя тихо, прилично, ноги в сторону будде не выклячивал. Но одно дело - вести себя как цивилизованный турист, другое совершать какие то чуждые человеку другого вероисповедания действия. Атеистов я тоже имею в виду, так как это тоже своего рода религия.

Дело в том, что будизм довольно спокойно относится к другим религиям и конфессиям. В буддийских храмах Будде не молятся, а всего лишь отдают почтение за предоставленное им учение. Будда - не бог, а обычный человек, достигший просветления и давший учение по этому вопросу. Поэтому никакого противоречия тут нет. Буддизм не отрицает бога, не отрицает христианство или ислам, сам вышел из индуизма, оставив лишь практическую сторону духовного развития, а сам по себе буддизм Тхеравада (что вТаиланде) нельзя назвать религией в полном смысле этого слова.
Для буддистов Христос - такой же пробудившийся, только на 500 с лишним лет позже и давший учение для европейцев.
А как там, наверху, на самом деле, все мы узнаем обязательно, но чуть позже. )))
Буддист отдаст почести и триаде Пхра Три Мурати (Брахма, Шива, Вишну) - очень похоже на христианское триединство бога, не так ли? Отец, сын и святой дух - по сути аналог индийской триаде, функции схожи.
Когда буддийский монах вяжет веревочку на руке - это просто символ того, что вам искренне пожелали удачи, счастья. И неважно, какого вы вероисповедания. Человек искренне желает вам всего наилучшего в жизни вне зависимости от вашей веры. Он не делит вас на католиков-православных-баптистов-адвентистов-протестантов-свидетелей-... мусульман, иудеев, синтоистов и пр. Вы для него - ближний, которому он желает блага, вы тот, который сейчас рядом с ним. Всего-то делов!
เที่ยวให้สนุก
Аватара пользователя
AlexMF
Старожил
 
Сообщения: 2020
Регистрация: 03.10.2006
Город: Thailand
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 135 раз.
Возраст: 58
Страны: 25
Отчеты: 6
Пол: Мужской

Сообщение: #26

Сообщение Kock666 » 15 ноя 2008, 00:08

ИМХО, ненормально. Но это я не о себе, я - буддист.

О, а я тоже
особенно когда приезжаю в тайланд
Аватара пользователя
Kock666
полноправный участник
 
Сообщения: 271
Регистрация: 23.02.2008
Город: здесь столько старпёров?
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 87

Сообщение: #27

Сообщение pups » 15 ноя 2008, 04:57

AlexMF все очень правильно описал.
Буддизм это более философия, чем религия в смысле Бога.
Буддизм толерантен к любой религии.
Есть даже притча:
Когда ученики спросили Будду, что он может рассказать о Боге, тот ответил, что это слишком сложный вопрос и он ничего не может сказать.

Но если человек позиционирует себя как адепта какой-либо религии, то совершать буддистские ритуалы, ну как бы неправильно.
Аватара пользователя
pups
Навечно в списке
 
Сообщения: 12377
Регистрация: 20.10.2004
Город: Москва - Pattaya
Благодарил (а): 417 раз.
Поблагодарили: 1206 раз.
Возраст: 68
Страны: 74
Отчеты: 49
Пол: Мужской

Сообщение: #28

Сообщение zemancool » 15 ноя 2008, 12:12

Я в общем то писал не со стороны- допускает ли буддизм другие религии на свою территорию, а с точки зрения самого посещающего эти храмы. В чем собственно и был вопрос топикстартера. И вообще о смысле посещения буддистких храмов человеком другого вероисповедания.
Аватара пользователя
zemancool
путешественник
 
Сообщения: 1716
Регистрация: 01.10.2006
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 30 раз.
Возраст: 58
Страны: 12
Отчеты: 1

Сообщение: #29

Сообщение Alex_ka » 15 ноя 2008, 13:09

zemancool писал(а): о смысле посещения ... храмов человеком другого вероисповедания

Я знаком с людьми, которые никогда не заходят ни в какие храмы чужой конфессии. Есть такие, что могут посетить древний храм, но никогда не зайдут в действующий. Некоторые (и я в их числе), никогда не зайдут в храм во время богослужения. Кому-то, как например, топик-стартеру. хочется поиграть с внешними атрибутами и попросить, например, ленточку с благословлениями. Однако все это в пределах общей концепции уважения к другой религии, но не более. Во всяком случае, смысл посещения храмов проявляется только в плоскости культуры, искусства, истории и вопрос о познании и приобщении к новой религии не ставится. А если да, то хорошо это или плохо, знает только Всевышний.
Аватара пользователя
Alex_ka
Старожил
 
Сообщения: 4893
Регистрация: 17.11.2006
Город: Маале Шомрон, Израиль
Благодарил (а): 626 раз.
Поблагодарили: 1043 раз.
Возраст: 77
Страны: 115
Отчеты: 57
Пол: Мужской

Сообщение: #30

Сообщение Олаф » 15 ноя 2008, 17:40

Мне кажется, если человек - верующий в любой мере, то войти и поклониться чужому божеству или его воплощению или ученику - это нормально. Особенно в чужой стране, где ты в гостях.
И это не только не противоречит твоей вере, а наоборот. Иначе и быть не может.
Это вовсе не означает, что ты предал свою веру. А означает лишь почтение к чужой. С которой, между прочим, у твоей - одни корни.
Если не уверен, как соблюсти ритуал этого почтения - поступай по своему разумению. Все поймут.

Если ты - экстремист, то тут все понятно. Кидай бомбу.

Если ты зашел в храм чисто поржать, то... ты купил путевку, типа, отдохнуть и попал в Таиланд. И это поймут.
Аватара пользователя
Олаф
полноправный участник
 
Сообщения: 252
Регистрация: 20.01.2007
Город: Челябинск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 57
Отчеты: 1

Сообщение: #31

Сообщение PerpetuumMobile » 02 апр 2009, 12:30

Всем доброго дня!
поднимаю вопрос о том, как следует вести себя людям другой конфессии в буддийских храмах. Интерес к этим местам вызван исключительно желанием увидеть достояния культурного наследия, посему потребности совершать принятые у буддистов ритуалы нет. как в таком случае следует вести себя? про обувь, одежду, поведение с монахами - ясно. в самом храме можно только сидеть? можно ли входить в действующие храмы и как вести себя там?
Аватара пользователя
PerpetuumMobile
новичок
 
Сообщения: 7
Регистрация: 01.04.2009
Город: Нск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 38

Сообщение: #32

Сообщение zemancool » 02 апр 2009, 12:56

сидеть можно и даже рекомендуется. Но стульев нет, поэтому ситеть либо по-турецки, либо поджав ноги на одну сторону. Ну или на коленях, но ни в коем случае не на попе ногами к Будде. Вести себя точно так же как во всех других храмах - скромно, громко не разговаривать, фотоаппаратом желательно не пользоваться (хотя я и пользовался без вспышки), руками не размахивать. В общем ничего особенного, главное - не вести себя вызывающе. Форма одежды - желательно короткие юбки и шорты не одевать. Тоже правда был в шортах в действующих храмах, никто не выгнал. Но фарангу прощается многое.
Аватара пользователя
zemancool
путешественник
 
Сообщения: 1716
Регистрация: 01.10.2006
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 30 раз.
Возраст: 58
Страны: 12
Отчеты: 1

Сообщение: #33

Сообщение Лев Толстый » 02 апр 2009, 17:14

Обязательное условие как и везде - снимать обувь.
Далее действуйте по своему усмотрению. В храме Изумрудного Будды вам прикажут сесть - сядьте как вам удобно, нельзя стоять, выражая свою значительность...
Обойдите любой буддийский храм, даже в Бурятии, по часовой стрелке - и вы увидите не стенах последовательно историю жизни Будды- есть и на Као Сане в монастыре старинные фрагменты!
И свечки ставьте, только от зажигалки не воспаляйте - от других огней...
Не представляйтесь дежурному монаху буддистом. Он - лао... Санскрит, деревенщина, не понимает... Благодать от знаний, от Вас, от всего нашего мира...
Нас Рать!
Аватара пользователя
Лев Толстый
полноправный участник
 
Сообщения: 454
Регистрация: 03.09.2007
Город: Мытищи - 17
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 71
Отчеты: 4

Сообщение: #34

Сообщение PerpetuumMobile » 02 апр 2009, 17:52

Спасибо за советы )

Лев Толстый писал(а):И свечки ставьте, только от зажигалки не воспаляйте - от других огней...
Не представляйтесь дежурному монаху буддистом. Он - лао... Санскрит, деревенщина, не понимает... Благодать от знаний, от Вас, от всего нашего мира...


не совсем понимаю насчет свечей: обязательно ли их ставить туристам? повторюсь: цель посещения - увидеть памятники архитектуры и объекты культурного наследия. и еще: как происходит процедура представления дежурному монаху, про которого вы пишите?
Аватара пользователя
PerpetuumMobile
новичок
 
Сообщения: 7
Регистрация: 01.04.2009
Город: Нск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 38

Сообщение: #35

Сообщение AlexMF » 02 апр 2009, 18:36

Совсем необязательно, можете просто осматривать культурное наследие.
К монаху просто подходите. Точнее, подходите на четвереньках, чтобы быть ниже его головы, ибо он будет скорее всего сидеть.
เที่ยวให้สนุก
Аватара пользователя
AlexMF
Старожил
 
Сообщения: 2020
Регистрация: 03.10.2006
Город: Thailand
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 135 раз.
Возраст: 58
Страны: 25
Отчеты: 6
Пол: Мужской

Сообщение: #36

Сообщение Лев Толстый » 03 апр 2009, 17:31

AlexMF писал(а):Совсем необязательно, можете просто осматривать культурное наследие.
К монаху просто подходите. Точнее, подходите на четвереньках, чтобы быть ниже его головы, ибо он будет скорее всего сидеть.

Скажете тоже Может, на животе еще подползать? Понятно, что он сидит, да возможно и по мобильнику разговаривает, и надо много подождать... святость исчезает
Имейте в себе идею, знания... Монахи бывают и продвинутые, сами обратятся... бывают не очень...
"
Последний раз редактировалось Лев Толстый 04 апр 2009, 09:45, всего редактировалось 1 раз.
Нас Рать!
Аватара пользователя
Лев Толстый
полноправный участник
 
Сообщения: 454
Регистрация: 03.09.2007
Город: Мытищи - 17
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 71
Отчеты: 4

Сообщение: #37

Сообщение AlexMF » 03 апр 2009, 18:00

ตามใจ ))
Вы где พระถือศีล изучали и практиковали?

На животе подползать (полное распрострение) - это из традиции Махаяна, в Тхераваде эта традиция не прижилась.
เที่ยวให้สนุก
Аватара пользователя
AlexMF
Старожил
 
Сообщения: 2020
Регистрация: 03.10.2006
Город: Thailand
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 135 раз.
Возраст: 58
Страны: 25
Отчеты: 6
Пол: Мужской

Re:

Сообщение: #38

Сообщение John » 08 июн 2009, 16:42

AlexMF писал(а):На животе подползать (полное распрострение) ...
- а может "полное простирание" ?
************************
Живи как знаешь!
Аватара пользователя
John
Старожил
 
Сообщения: 6385
Регистрация: 20.01.2005
Город: Москва и область
Благодарил (а): 132 раз.
Поблагодарили: 544 раз.
Возраст: 60
Страны: 35
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Re:

Сообщение: #39

Сообщение AlexMF » 15 июн 2009, 23:01

John писал(а):
AlexMF писал(а):На животе подползать (полное распрострение) ...
- а может "полное простирание" ?

Может быть. Не силен я в махаяне.

Добавлено спустя 28 минут 10 секунд:
Re:
pups писал(а):
показать вам крап


Я в общем, знаю как вай делать, но почерпнул для себя нового.
Саша!
Если не трудно, покажи все варианты вай в фотках.

Вообще-то, "вай" переводится как "оказание почтения", и методы оказания почтения бывают разными, от улыбки до крапа. Например, "вай пхра" - оказание почестей Будде, Дхамме и сангхе, это ритуал, который не ограничивается складыванием ладошек "лодочкой". ))) Пойти в храм, чтобы "вай пхра" - это тхам бун в первую очередь, который может быть разным, но как правило, всегда присутствует "сай бат", подношение монахам. "Сай бат" бывает разным и проходит по-разному для мужчин и для женщин. Помимо "сай бат" есть другие виды оказания почестей, об этом можно написать большую главу книги.
То, что называют "ваем", складывая ладошки "лодочкой", неверно. Жест складывания ладоней у груди называется "праном мы". Ладони складываются не "лодочкой", а "бутоном лотоса". Представь, что ты берешь в ладони бутон лотоса и прячешь его в ладонях. Ладони при этом принимают форму бутона, подносятся и прижимаются основаниями больших пальцев к грудине. Вот это и есть "праном мы". Это основа, база положения ладоней, их начальное положение.
Далее, есть просто поклон головы, когда кончики средних пальцев касаются кончика носа. Это стандартный жест уважения. Второй вариант - руки поднимаются выше грудины так, что при наклоне головы кончики больших пальцев касаются губ. Этот жест уважения предназначен учителям, они говорят губами то, что слушают ученики. Третий, более высокий жест - ладони поднимаются еще выше, при наклоне головы кончики больших пальцев рук касаются носа. Этот жест - знак уважения родителям, они дали нам дыхание, с которым началась наша жизнь. Все это может выполняться как стоя, так и сидя в разных положениях в зависимости от ситуации... Я ж говорю, все это сложно...
Потом идет крап нескольких разновидностей. Самым высоким крапом в совершенстве владеют монахи-преподаватели и брамины, т.к. редко кому приходит такая удача применить этот крап на деле, и его техника быстро забывается. Это кажется, что все просто, на деле же новичок просто не обратит внимание на небольшие, но существенные детали.
Вроде бы одинаковый крап может быть исполнен с разным положением ног, и такие ситуации надо знать. Определяются они читаемыми ботами (суттами).
Я могу сделать фотки и показать это наглядно, но только нужно ли это?
Напр., если слышишь слова:
"โย โส ภะคะวา อะระหัง สัมมาสัมพุโธ
สฺวากขาโต เยนะ ภะคะวะตา ธัมโม...", -
то надо садиться на пятки. А если точно слышишь, что читают ถวายพรพระ за номером ๗๔, то можешь расслабиться и сесть в положение เรียบร้อย для мужчины (и никаких "поз лотоса"). )))
Оно тут надо?

Добавлено спустя 1 час 7 минут 42 секунды:
Re:
pups писал(а):Но если человек позиционирует себя как адепта какой-либо религии, то совершать буддистские ритуалы, ну как бы неправильно.

Только в том случае, если не знаешь смысла этих ритуалов. Рукопожатие при встрече тоже ритуал. ))
Давайте посмотрим на примере, что представляет собой ритуал "сай бат", выполняемый при сборе монахами подаяний. Монахи собирают подаяния босиком, поэтому дающие подаяния тоже раззуваются и кладут в котелок "бат" еду. Они ждут благословения, и поэтому делают подаяние (просто без повода благословения не раздаются, нужно сделать какое-то доброе дело, чтобы получить его, а подаяние монаху - не только доброе, но и святое дело). Если в семье умер кто-то из родственников, после того, как подаяние опустится в бат, подающий становится на колени и начинает выливать из бутылочки воду на землю, последнее подаяние умершего этой земле. В это время монах читает "поминальный" бот на пали, который в переводе на русский гласит:
"Как воды рек естественным образом наполняют моря до полных берегов,
Так и подаяние, которое вы посвящаете этой земле, естественным образом завершает путь того, кто покинул этот мир.
Пусть ваши искренние надежды реализуются как можно быстрее,
Пусть ваши мысли станут завершенными, как полная луна,
Чистыми и сверкающими, как драгоценный камень, залитый светом."

Далее следует благословение непосредственно дающему. Я не буду его тут переводить, дабы не перегрузить мозг желающим увидеть в мировом наследии лишь архитектурные шедевры.
Это, собственно, то, зачем миллионы людей в Таиланде каждое утро с 5-ти часов выходят на улицы, приготовив свежую еду для тех, кто даст им то, что они хотят - умиротворение, покой, чистоту мыслей, благословение. Они благодарят монахов за это по-своему, как это тут принято, на коленях, босиком, склонив голову. Это не жест уничижения, а выражение благодарности.
Вот такой смысл у данной буддийской церемонии. Какую из струн религиозной души нечаянно задел и обидел этот ритуал? Какой из постулатов религий запрещает давать что-то кому-то и слушать в ответ хорошие слова? Имхо, только один - невежество.

Можно найти, конечно же, "монахов", которые, поговорив по телефону, сами побегут за вами просить деньги. Есть один такой под мостом у Риверсайд в БКК. На нем типа монашеская одежда: бирманская юбка, призванная сымитировать сабонг монаха, и настоящая монашеская ангса, нижняя рубаха. В таком виде он "собирает подаяния". Его не надо искать, он сам вас найдет, попросит денег в миску и благословит словами "Ну а теперь шагай дальше". Что ж, каждому свои монахи и свое благословение. ))

И по поводу архитектуры. Буддийская архитектура призвана нести функциональное назначение в первую очередь, поэтому не отличается особым разнообразием. Есть определенные каноны стоительства, которые всегда соблюдаются. Поэтому какой-то особой гламурной шедевральности тут не найти. В них красота функциональности и пространственной ориентации присутствует в большей степени, чем архитектурные пропорции или изящная лепнина. Поэтому в буддийской архитектуре нужно тоже хоть как-то разбираться, чтобы понять ее наполненность, где пхраубосот с сема, а где вихан, сколько лет чеди, отголоски какой культуры она несет своими кольцами и что происходит в этом месте в большие буддийские праздники.
เที่ยวให้สนุก
Аватара пользователя
AlexMF
Старожил
 
Сообщения: 2020
Регистрация: 03.10.2006
Город: Thailand
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 135 раз.
Возраст: 58
Страны: 25
Отчеты: 6
Пол: Мужской

Re: Как следует себя вести в храмах?

Сообщение: #40

Сообщение Ксюлика » 13 июл 2010, 16:08

о покрытой голове у женщин.
были в БКК в июне 2010. в какой-то праздник зашли в храм недалеко от Као сан роуд.
я была в кепке.
перед входом в храм сидели две старухи. замотанные в бело-голубую одежду, кажется.
передо мной прошли в храм японцы.
я взглядом спрашиаю "можно" (старухи смотрели крайне недовольно).
она кивает "нет"
японец (понимая, что я просто не знаю как быть) зовет.
в итоге я захожу в храм, необращая внимания на старух. сажусь смиренно недалеко от статуи 9по всем правилам).
через некоторое время понимаю, кто-то стучит (!) по голове.
когда я подняла голову вверх кепка была содрана с меня. вы бы видели сколько злобы было у старухи в глазах!!!
до сих пор обидно. дай бог ей здоровья.
Ксюлика
новичок
 
Сообщения: 8
Регистрация: 01.04.2010
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 41
Пол: Женский

Re: Как следует себя вести в храмах?

Сообщение: #41

Сообщение Attorney-at-law » 13 июл 2010, 16:19

Ксюлика писал(а):через некоторое время понимаю, кто-то стучит (!) по голове.
когда я подняла голову вверх кепка была содрана с меня. вы бы видели сколько злобы было у старухи в глазах!!!
до сих пор обидно.

Вы просто не знали, что с покрытой головой в храм заходить было нельзя (по аналогии как в православные храмы женщина должна заходить только с покрытой головой). Ни женщинам, ни мужчинам. В Камбодже, например, у всех желающих подняться на вершину Ангкор Вата кепки снимают в обязательном порядке и очень строго следят, чтобы не надели. В Тае есть храмы где особенно не следят за этим. Мол, фаранги, что с них диких взять!? Но вам не повезло. На старух не обижайтесь. Это их вера. И мы должны уважительно к ней относиться.
"Как это странно всегда - вроде бы взрослые люди,
а в голове ерунда - мечтаем как дети о чуде!"
Attorney-at-law
почетный путешественник
 
Сообщения: 3798
Регистрация: 25.03.2010
Город: Владивосток
Благодарил (а): 99 раз.
Поблагодарили: 356 раз.
Возраст: 54
Страны: 39
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Как следует себя вести в храмах?

Сообщение: #42

Сообщение Sergey22 » 15 июл 2010, 12:19

Флуд удален
Прошу отозваться людей, которые считают, что я их недолюбливаю - буду приходить и долюбливать!
Аватара пользователя
Sergey22
Старожил
 
Сообщения: 13535
Регистрация: 03.11.2004
Город: Московская область
Благодарил (а): 171 раз.
Поблагодарили: 559 раз.
Возраст: 66
Страны: 26
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Как следует себя вести в храмах?

Сообщение: #43

Сообщение Инна Vedynia » 25 янв 2012, 11:34

а разрешено ли при женском вам крапе сидеть в сейдза.
т.е. нормально ли будет воспринято, если женщина сидит на обеих пятках?
Аватара пользователя
Инна Vedynia
новичок
 
Сообщения: 2
Регистрация: 25.01.2012
Город: Москва
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 38
Страны: 5
Пол: Женский

Re: Как следует себя вести в храмах?

Сообщение: #44

Сообщение maluta3 » 25 янв 2012, 13:49

знаю что нельзя чтобы внутрь пяток была обращена к статуи, даже когда выходите из помещения если вы на коленках то нельзя переворачиваться так чтобы пятки были обращены внутренней стороной к статуе. Надо либо прямо встать с колен либо пятиться назад не переворачиваясь.
maluta3
активный участник
 
Сообщения: 763
Регистрация: 26.05.2010
Город: москва
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 64 раз.
Возраст: 52
Страны: 7
Пол: Мужской

Re: Как следует себя вести в храмах?

Сообщение: #45

Сообщение AlexMF » 26 янв 2012, 09:26

Инна Vedynia писал(а) 25 янв 2012, 11:34:а разрешено ли при женском вам крапе сидеть в сейдза.
т.е. нормально ли будет воспринято, если женщина сидит на обеих пятках?

Никто не запретит сидеть так. ))
เที่ยวให้สนุก
Аватара пользователя
AlexMF
Старожил
 
Сообщения: 2020
Регистрация: 03.10.2006
Город: Thailand
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 135 раз.
Возраст: 58
Страны: 25
Отчеты: 6
Пол: Мужской

Re: Как следует себя вести в храмах?

Сообщение: #46

Сообщение boriskru » 24 мар 2020, 16:35

А стоит ли делать крап людам другого вероисповедания? С моральной и религиозной точек зрения?
boriskru
новичок
 
Сообщения: 1
Регистрация: 24.03.2020
Город: Гамбург
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 56

Re: Как следует себя вести в храмах?

Сообщение: #47

Сообщение Александр22 » 24 мар 2020, 17:25

Если ваше вероисповедание не позволяет, то зачем себя насиловать.
Аватара пользователя
Александр22
почетный путешественник
 
Сообщения: 4831
Регистрация: 17.12.2008
Город: Москва
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 397 раз.
Возраст: 67
Страны: 24


Список форумовАЗИЯ форумТАИЛАНД форум — отдых, виза, погода, цены, островаИстория и культура Тайланда



Включить мобильный стиль