О состоявшейся этим летом нашей вдвоём с супругой первой поездке в Норвегию я не собирался писАть никаких глобальных отчетов. Подавляющее большинство мест, которые мы посетили, абсолютно стандартны для ознакомительного путешествия в эту страну; фотографии этих мест, сделанные гораздо более умелыми мастерами, чем я, в изобилии представлены на Форуме; то, чем я очень хотел поделиться с аудиторией Форума, я уже выложил в виде двух маленьких отчётиков – так какой же смысл плодить очередную «эпопею»?
Сейчас же, разгребая отснятые фото/видео материалы, анализируя результаты поездки и поражаясь степенью реализации наших ожиданий в этом длительном и протяженном путешествии, я решил таки сотворить нечто более монументальное – может быть среди всего этого обилия букв кто-то, планирующий свою первую поездку в Норвегию в подобном формате, найдёт для себя пару капель полезной информации.
Лейтмотивом всего изложенного ниже будут мои взаимоотношения в процессе прохождения маршрута с одним небезызвестным норвежским сайтом – Yr.no (или «урной»). Фактор хорошей погоды был для нас в путешествии определяющим потому, что основным способом знакомства со страной был избран несложный хайкинг. Весь маршрут, в сущности, и был построен как перемещение от одного заинтересовавшего нас трека к следующему. При этом мы планировали проживать только в заранее забронированных домиках или отелях с минимальным индивидуальным набором удобств (туалет + душ). То есть, мы сознательно ограничивали степень своей свободы по оперативному стратегическому изменению графика перемещений в поездке в зависимости от погодных условий в том или ином регионе.
Не менее забавно ещё и то, что хайкингом мы с супругой планировали развлекаться впервые в жизни. Так то мы люди активные, стараемся побольше двигаться и обычно путешествуем с велосипедами, познавая новые места посредством покатушек. А тут «на старости лет» вдруг «потянуло в горы» - и мы, будучи полными "чайниками" на этом поприще, умудрились за 17 дней пребывания в Норвегии пройти 18 треков (если вычесть 3 чисто трансферных дня – то 18 за 14)! И это при том, что погода нас баловала только в последней трети путешествия, а в первые две была откровенно неприветлива и капризна. Не исключаю, что нам где-то просто свезло, но в каких-то моментах мы и сами ковали своё счастье, маневрируя по обстоятельствам в жёстких рамках маршрута. Впрочем, - судите сами.
СТРОИТЕЛЬСТВО СКЕЛЕТА
При подготовке маршрутов поездок я имею от супруги полный карт-бланш. Я ненавижу всяческие «неожиданности» в процессе отдыха и поэтому до занудства скурпулёзно просчитываю тайминг каждого ходового дня, все временнЫе состыковки, расположение АЗС и магазинов на пути следования, их режим работы и т.д. и т.п. Супруга знает про этот мой «бзик» и активно этим пользуется.
С середины осени прошлого года я занялся штудированием норвежской ветки Форума. Первоначально планировалось посетить только южные регионы от Lysefjorden до Åndalsnes за обычные 2 недели летнего отпуска. Но вскоре возникла мысль, что раз уж мы забираемся в такие дали от дома, то неплохо было бы посмотреть заодно и не менее привлекательные Лофотены и Сенью, а для этого требовалась ещё как минимум неделя. Мы изыскали резервы в наших рабочих графиках и в результате всё сложилось наилучшим образом: «северный бонус» мы получали. Прочитав множество очень информативных отчетов, я определился со всеми POI с учётом наших «хотелок», обязательными и резервными треками, оптимальными местами ночёвок - и к концу декабря стройный и логичный маршрут путешествия вчерне был готов.
Маршрут строился по принципу «от трека – к треку».
НА ЮГЕ нас, как и любых «норвежских неофитов», привлекала «Большая Тройка»: Kjerag – Preikestolen – Trolltunga. Но настоящим концентратором близких нашему сердцу треков и получаемых с них видов стал район Åndalsnes, а именно Стена и всё, что рядом с ней. Поэтому сразу же было принято решение провести в этом регионе как минимум 3 полных дня (перед переездом на север) и методично побродить по горам, базируясь в одном месте. На все остальные южные «хотелки», таким образом, отводилось не более 7 дней.
Помимо «Тройки», на юге хотелось также посмотреть водопады (Husedalen и по пути вдоль трасс), ледники (Nigardsbreen), горные дороги (какие логично впишутся в маршрут), Geiranger (с обязательной прогулкой на катере) и увидеть Ålesnud со смотровой на Aksla.
- Kjerag отпал первым чисто из логистических соображений.
- Preikestolen вписался в схему без проблем.
- Под поход на Язык и в долину Husedalen предусматривалась днёвка в районе Lofthus.
- Поездка в Ålesnud была намечена в один из дней стоянки в Åndalsnes до или после очередного трека.
Все остальные POI легко соединялись между собой стандартной и тщательно пережёванной на Форуме ниткой южного обхода «по часовой стрелке» с реальными, разумными и неутомительными перегонами (в том числе и по высокогорным дорогам). Прочие интересные и непродолжительные треки, возможные к осуществлению по ходу движения, легко подбирались из отчетов записных форумских хайкеров.
С СЕВЕРНЫМИ ОСТРОВАМИ было вообще всё просто.
На Лофотенах все наши «хотелки» компактно располагались вблизи Е10 от Reine до Leknes, плюс пара треков в районе Svolvær. Для их осуществления планировалось на два дня забазироваться в Ramberg и на один день где-нибудь рядом с лофотенской столицей.
На Сенье все желаемые треки были в районе Ørnfjorden/Bergsfjorden, а местом базирования на 2 дня, что отводились маршрутом на знакомство с этим островом, был выбран отель Hamn-I-Senja в одноимённом посёлке.
Вот под такой скелет маршрута в начале февраля я произвёл бронирование всех кемпингов/отелей, а также парома Турку-Стокгольм на вечер 31 июля.
По датам выходило, что мы начнём свой вояж, съехав с парома в Стокгольме рано утром 1-го августа.
Переезд из Åndalsnes в Bodø к парому на Лофотены должен был состояться 11-го августа.
18-го августа планировался отъезд на Родину.
Большинство броней были сделаны на Букинг.ком, какие-то – напрямую по электронной почте; паром бронировался на Напароме.ру. Никаких предоплат не делалось. На случай непредвиденных «неожиданностей» все брони предусматривали их бесплатную отмену в приемлемые для нас сроки.
Небольшая переигровка в маршруте состоялась лишь после того, как на Форуме появилась свежая информация за этот год о походах к Языку с описаниями многочасовых очередей на "доступ к телу". Перспектива проползти в гору 4-5 часов по грязной неинтересной тропе и в результате упереться в километровый хвост нас не устраивала. В результате на день, отводимый маршрутом под Язык, была перенесена прогулка в Husedalen с последующей поездкой к Vøringsfossen, а на день переезда из Lofthus в Aurland в маршрут был заложен трек на Bakkanosi.
КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ ПЛОТЬ
Большинство треков получались «транзитными», то есть осуществляемыми по ходу дневного перегона от одного места ночёвки к следующему. Надо было понять, а успеем ли мы пройти их в отводимое таймингом маршрута время, чтобы остатка ходового дня нам хватало для прибытия в пункт назначения до закрытия ресепшн. Для этого необходимо было как-то оценить "хайкерские" возможности наших тел.
Горные походы были для нас в диковинку и какой-либо статистикой о наших «ходовых качествах» я не располагал. Кроме того, имелись определённые сомнения в достаточной крепости коленных суставов для предстоящих нагрузок: может, зря вообще мы всё это затеваем и надо пока не поздно отменять все брони и вместо Норвегии плюхать куда-нибудь "на грязи" в санаторий пить кефир.
Выручил нижегородский Окский откос. Недалеко от дома я нашёл на нём тропку со средним уклоном 31,6% и перепадом высоты 112 м. Вот на ней то мы и стали с начала мая в свободное время вместо обычных велопрогулок пробовать свои силы в горновосходительстве, а заодно и растаптывать закупленную к поездке трекинговую обувь.
![Беспощадный «чайнико-хайкинг» двух неофитов. Юг и Север за 3 недели. Август 2016 Беспощадный «чайнико-хайкинг» двух неофитов. Юг и Север за 3 недели. Август 2016](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/5aa/6f1/5aa6f14a69e479e14cdb1f55207a9592.jpg)
![Беспощадный «чайнико-хайкинг» двух неофитов. Юг и Север за 3 недели. Август 2016 Беспощадный «чайнико-хайкинг» двух неофитов. Юг и Север за 3 недели. Август 2016](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/937/ebc/937ebc672070fc5a1bde63c92e372731.jpg)
![Беспощадный «чайнико-хайкинг» двух неофитов. Юг и Север за 3 недели. Август 2016 Беспощадный «чайнико-хайкинг» двух неофитов. Юг и Север за 3 недели. Август 2016](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/0da/009/0da009341311c62b95c665993d4b8e2c.jpg)
![Беспощадный «чайнико-хайкинг» двух неофитов. Юг и Север за 3 недели. Август 2016 Беспощадный «чайнико-хайкинг» двух неофитов. Юг и Север за 3 недели. Август 2016](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/cfe/9d9/cfe9d9a6b15a75c62df61ad631ff9abf.jpg)
Тренировки я решил построить так, чтобы каждый выход на тропу представлял из себя некую имитацию прохождения среднестатистического «норвежского» трека. По результатам анализа технической информации отобранных маршрутов в качестве стандарта тренировочного выхода был определён вариант, состоящий из 6-ти следующих непрерывно один за другим спусков/подъёмов по откосу. В этом случае мы набирали 672 м высоты при пройденном расстоянии 4,3 км, что примерно соответствовало данным треков на Nesaksla или Fløya.
![Беспощадный «чайнико-хайкинг» двух неофитов. Юг и Север за 3 недели. Август 2016 Беспощадный «чайнико-хайкинг» двух неофитов. Юг и Север за 3 недели. Август 2016](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/505/477/505477564a369c90bcf63b94aa1a9536.jpg)
Главной целью всей этой затеи было определение минимального времени, за которое мы, двигаясь командой, способны стабильно проходить этот тренировочный маршрут без промежуточных остановок, находясь при этом в комфортной зоне пульса (проще говоря, без выпученных глаз и на ровном дыхании).
Регулярные занятия на тропке в течении двух месяцев помогли получить необходимые данные, из которых следовало, что мы находимся во вполне приличных кондициях для горных авантюр и с запасом должны укладываться в отводимое справочниками время на выбранные треки даже с учетом новизны и более «тяжелого» качества тропы. Плюс ко всему мы нормально так подкачали «мясо» в нужных местах, освободились от лишнего жирка и подукрепили связки опорно-двигательных аппаратов.
На этом я посчитал работу по подготовке маршрута и команды полностью законченной.
Недели за две до отъезда начал мониторить сайт www.vegvesen.no/trafikkbeta, чтобы быть в курсе потенциальных засад, связанных с ремонтом дорог, и, в случае чего, внести коррективы в тайминг.
Казалось, предусмотрено было всё, чтобы мы без проблем отдохнули и оттянулись на 100500%. Но в этом, выглядевшем просто идеальным, плане поездки была одна "ахиллесова пята" - его полная зависимость от погоды. Если вдруг не повезёт - вся культурно-физкультурная программа летела кувырком, а "развлекух" другого плана у меня в запасе просто не было...
ОГЛАВЛЕНИЕ
Кемпинги и отели по маршруту поездки. Отзывы и рейтинг
Дни 1 и 2 (Stockholm-Heddal-Byrkjedal/Preikestolen/Langfoss/Låtefossen/Lofthus)
Дни 3 и 4 (Bakkanosi/Husedalen/Prest)
Дни 5 и 6 (Bufornosi/Nigardsbreen/Styggevatnet/Geiranger)
День 7 (Geiranger/Hegguraksla/Trollstiegen/Åndalsnes)
Дни 8, 9 и 10 (Litlefjellet/Romsdalseggen/Ålesund/Atlanerhavsvegen/Южные ИТОГИ)
Южный ВИДЕОКОЛЛАЖ (длительность 14'30")
Дни 11 и 12 (Åndalsnes-Bodø/Bodø-Moskenes/Reinebringen/Ryten)
Дни 13 и 14 (Offersøykammen/Ballstadheia/Mannen/Festvågtinden/Fløya)
Дни 15, 16 и 17 (Kabelvåg–Andenes–Gryllefjord/Grytetippen/Husfjellet/Sukkertoppen/Северные ИТОГИ)
Северный ВИДЕОКОЛЛАЖ (длительность 10'07")
Дни 18 и 19 (Hamn-Viitasaari-Питер). ЭПИЛОГ. Сухие ЦИФРЫ
Навигация/Карты/Связь/Интернет/Снаряжение/Девайсы
Треки в формате GPX
3D-анимации пройденных треков в Google Earth
Achtung!
В процессе эксплуатации выяснилось, что упомянутые выше и далее по тексту 3D-анимации (или просто "вьюшки") не открываются с устройств, работающих под Android'ом (от iOS-ников жалоб (пока))) не поступало). Причём тип браузера, похоже, значения не имеет: вьюшки виснут и в Chrome, и в Firefox, и в UC Browser, и в Яндексе...
По-видимому, проблема в каком-то конфликте между приложением (Doarama) и ОС. Как "лечить" - не знаю...
С десктопа под W7 и с ноутбука под W10 - всё работает "на ура".
ПОЕХАЛИ!
Трансфер из НиНо в Питер долог, нуден и скучен. Мы переночевали в Песочном, а во второй половине дня в субботу 30-го июля в Торфяновке пересекли границу (минут за 20 на обе – помог сервис granitsa-online.com) и неспешно покатили в Loviisa на берег залива в кемпинг Tamminiemi Lomakeskus. При желании мы запросто могли бы в этот день уйти на пароме в Стокгольм, но субботние расценки на переправу в "высокий сезон" ощутимо дороже и мы тупо отдыхали от одного длительного перегона перед следующим.
![Беспощадный «чайнико-хайкинг» двух неофитов. Юг и Север за 3 недели. Август 2016 Беспощадный «чайнико-хайкинг» двух неофитов. Юг и Север за 3 недели. Август 2016](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/e3e/dc6/e3edc6c82030e98c4e596906b35e3073.jpg)
31-го утром поехали в Itäkeskus, оставили машину на бесплатной парковке и на метро сгоняли туда/обратно на пару часиков в Helsinki. Затем поубивали время за шопингом в самОм Itäkeskus и стартовали в сторону Turku. Туда приехали рано, нагулялись по солнечной набережной, загрузились на паром Viking Grace и «пошли» в Stockholm (128 евро с завтраком).
![Беспощадный «чайнико-хайкинг» двух неофитов. Юг и Север за 3 недели. Август 2016 Беспощадный «чайнико-хайкинг» двух неофитов. Юг и Север за 3 недели. Август 2016](https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/d19/4d5/d194d57c7faf92042090156e65db2983.jpg)
В общем - ничего интересного.
Отмечу лишь, что отъезд ночным паромом именно из Turku был выбран сознательно из-за его более раннего прибытия в Швецию.
А ещё на пароме был закуплен весь крепкий алкоголь, причём как для личного употребления в путешествии, так и норвежский Аквавит для сувениров родным и друзьям. В Vinmonopolet, как уже кем-то сообщалось на Форуме, он ровно в 2 раза дороже – мы убедились в этом позже сами. Если бы знали почём в Норвегии самое дешёвое пиво (мы не нашли ничего дешевле Hansa по 17,9 крон за банку 0,33), то затарились бы и пивом. На норвежско-шведской границе (ни на въезде по Е18, ни на выезде по Е10) ни кого/чего живого замечено не было вообще.