О состоявшейся этим летом нашей вдвоём с супругой первой поездке в Норвегию я не собирался писАть никаких глобальных отчетов. Подавляющее большинство мест, которые мы посетили, абсолютно стандартны для ознакомительного путешествия в эту страну; фотографии этих мест, сделанные гораздо более умелыми мастерами, чем я, в изобилии представлены на Форуме; то, чем я очень хотел поделиться с аудиторией Форума, я уже выложил в виде двух маленьких отчётиков – так какой же смысл плодить очередную «эпопею»?
Сейчас же, разгребая отснятые фото/видео материалы, анализируя результаты поездки и поражаясь степенью реализации наших ожиданий в этом длительном и протяженном путешествии, я решил таки сотворить нечто более монументальное – может быть среди всего этого обилия букв кто-то, планирующий свою первую поездку в Норвегию в подобном формате, найдёт для себя пару капель полезной информации.
Лейтмотивом всего изложенного ниже будут мои взаимоотношения в процессе прохождения маршрута с одним небезызвестным норвежским сайтом – Yr.no (или «урной»). Фактор хорошей погоды был для нас в путешествии определяющим потому, что основным способом знакомства со страной был избран несложный хайкинг. Весь маршрут, в сущности, и был построен как перемещение от одного заинтересовавшего нас трека к следующему. При этом мы планировали проживать только в заранее забронированных домиках или отелях с минимальным индивидуальным набором удобств (туалет + душ). То есть, мы сознательно ограничивали степень своей свободы по оперативному стратегическому изменению графика перемещений в поездке в зависимости от погодных условий в том или ином регионе.
Не менее забавно ещё и то, что хайкингом мы с супругой планировали развлекаться впервые в жизни. Так то мы люди активные, стараемся побольше двигаться и обычно путешествуем с велосипедами, познавая новые места посредством покатушек. А тут «на старости лет» вдруг «потянуло в горы» - и мы, будучи полными "чайниками" на этом поприще, умудрились за 17 дней пребывания в Норвегии пройти 18 треков (если вычесть 3 чисто трансферных дня – то 18 за 14)! И это при том, что погода нас баловала только в последней трети путешествия, а в первые две была откровенно неприветлива и капризна. Не исключаю, что нам где-то просто свезло, но в каких-то моментах мы и сами ковали своё счастье, маневрируя по обстоятельствам в жёстких рамках маршрута. Впрочем, - судите сами.
СТРОИТЕЛЬСТВО СКЕЛЕТА
При подготовке маршрутов поездок я имею от супруги полный карт-бланш. Я ненавижу всяческие «неожиданности» в процессе отдыха и поэтому до занудства скурпулёзно просчитываю тайминг каждого ходового дня, все временнЫе состыковки, расположение АЗС и магазинов на пути следования, их режим работы и т.д. и т.п. Супруга знает про этот мой «бзик» и активно этим пользуется.
С середины осени прошлого года я занялся штудированием норвежской ветки Форума. Первоначально планировалось посетить только южные регионы от Lysefjorden до Åndalsnes за обычные 2 недели летнего отпуска. Но вскоре возникла мысль, что раз уж мы забираемся в такие дали от дома, то неплохо было бы посмотреть заодно и не менее привлекательные Лофотены и Сенью, а для этого требовалась ещё как минимум неделя. Мы изыскали резервы в наших рабочих графиках и в результате всё сложилось наилучшим образом: «северный бонус» мы получали. Прочитав множество очень информативных отчетов, я определился со всеми POI с учётом наших «хотелок», обязательными и резервными треками, оптимальными местами ночёвок - и к концу декабря стройный и логичный маршрут путешествия вчерне был готов.
Маршрут строился по принципу «от трека – к треку».
НА ЮГЕ нас, как и любых «норвежских неофитов», привлекала «Большая Тройка»: Kjerag – Preikestolen – Trolltunga. Но настоящим концентратором близких нашему сердцу треков и получаемых с них видов стал район Åndalsnes, а именно Стена и всё, что рядом с ней. Поэтому сразу же было принято решение провести в этом регионе как минимум 3 полных дня (перед переездом на север) и методично побродить по горам, базируясь в одном месте. На все остальные южные «хотелки», таким образом, отводилось не более 7 дней.
Помимо «Тройки», на юге хотелось также посмотреть водопады (Husedalen и по пути вдоль трасс), ледники (Nigardsbreen), горные дороги (какие логично впишутся в маршрут), Geiranger (с обязательной прогулкой на катере) и увидеть Ålesnud со смотровой на Aksla.
- Kjerag отпал первым чисто из логистических соображений.
- Preikestolen вписался в схему без проблем.
- Под поход на Язык и в долину Husedalen предусматривалась днёвка в районе Lofthus.
- Поездка в Ålesnud была намечена в один из дней стоянки в Åndalsnes до или после очередного трека.
Все остальные POI легко соединялись между собой стандартной и тщательно пережёванной на Форуме ниткой южного обхода «по часовой стрелке» с реальными, разумными и неутомительными перегонами (в том числе и по высокогорным дорогам). Прочие интересные и непродолжительные треки, возможные к осуществлению по ходу движения, легко подбирались из отчетов записных форумских хайкеров.
С СЕВЕРНЫМИ ОСТРОВАМИ было вообще всё просто.
На Лофотенах все наши «хотелки» компактно располагались вблизи Е10 от Reine до Leknes, плюс пара треков в районе Svolvær. Для их осуществления планировалось на два дня забазироваться в Ramberg и на один день где-нибудь рядом с лофотенской столицей.
На Сенье все желаемые треки были в районе Ørnfjorden/Bergsfjorden, а местом базирования на 2 дня, что отводились маршрутом на знакомство с этим островом, был выбран отель Hamn-I-Senja в одноимённом посёлке.
Вот под такой скелет маршрута в начале февраля я произвёл бронирование всех кемпингов/отелей, а также парома Турку-Стокгольм на вечер 31 июля.
По датам выходило, что мы начнём свой вояж, съехав с парома в Стокгольме рано утром 1-го августа.
Переезд из Åndalsnes в Bodø к парому на Лофотены должен был состояться 11-го августа.
18-го августа планировался отъезд на Родину.
Большинство броней были сделаны на Букинг.ком, какие-то – напрямую по электронной почте; паром бронировался на Напароме.ру. Никаких предоплат не делалось. На случай непредвиденных «неожиданностей» все брони предусматривали их бесплатную отмену в приемлемые для нас сроки.
Небольшая переигровка в маршруте состоялась лишь после того, как на Форуме появилась свежая информация за этот год о походах к Языку с описаниями многочасовых очередей на "доступ к телу". Перспектива проползти в гору 4-5 часов по грязной неинтересной тропе и в результате упереться в километровый хвост нас не устраивала. В результате на день, отводимый маршрутом под Язык, была перенесена прогулка в Husedalen с последующей поездкой к Vøringsfossen, а на день переезда из Lofthus в Aurland в маршрут был заложен трек на Bakkanosi.
КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ ПЛОТЬ
Большинство треков получались «транзитными», то есть осуществляемыми по ходу дневного перегона от одного места ночёвки к следующему. Надо было понять, а успеем ли мы пройти их в отводимое таймингом маршрута время, чтобы остатка ходового дня нам хватало для прибытия в пункт назначения до закрытия ресепшн. Для этого необходимо было как-то оценить "хайкерские" возможности наших тел.
Горные походы были для нас в диковинку и какой-либо статистикой о наших «ходовых качествах» я не располагал. Кроме того, имелись определённые сомнения в достаточной крепости коленных суставов для предстоящих нагрузок: может, зря вообще мы всё это затеваем и надо пока не поздно отменять все брони и вместо Норвегии плюхать куда-нибудь "на грязи" в санаторий пить кефир.
Выручил нижегородский Окский откос. Недалеко от дома я нашёл на нём тропку со средним уклоном 31,6% и перепадом высоты 112 м. Вот на ней то мы и стали с начала мая в свободное время вместо обычных велопрогулок пробовать свои силы в горновосходительстве, а заодно и растаптывать закупленную к поездке трекинговую обувь.
Тренировки я решил построить так, чтобы каждый выход на тропу представлял из себя некую имитацию прохождения среднестатистического «норвежского» трека. По результатам анализа технической информации отобранных маршрутов в качестве стандарта тренировочного выхода был определён вариант, состоящий из 6-ти следующих непрерывно один за другим спусков/подъёмов по откосу. В этом случае мы набирали 672 м высоты при пройденном расстоянии 4,3 км, что примерно соответствовало данным треков на Nesaksla или Fløya.
Главной целью всей этой затеи было определение минимального времени, за которое мы, двигаясь командой, способны стабильно проходить этот тренировочный маршрут без промежуточных остановок, находясь при этом в комфортной зоне пульса (проще говоря, без выпученных глаз и на ровном дыхании).
Регулярные занятия на тропке в течении двух месяцев помогли получить необходимые данные, из которых следовало, что мы находимся во вполне приличных кондициях для горных авантюр и с запасом должны укладываться в отводимое справочниками время на выбранные треки даже с учетом новизны и более «тяжелого» качества тропы. Плюс ко всему мы нормально так подкачали «мясо» в нужных местах, освободились от лишнего жирка и подукрепили связки опорно-двигательных аппаратов.
На этом я посчитал работу по подготовке маршрута и команды полностью законченной.
Недели за две до отъезда начал мониторить сайт www.vegvesen.no/trafikkbeta, чтобы быть в курсе потенциальных засад, связанных с ремонтом дорог, и, в случае чего, внести коррективы в тайминг.
Казалось, предусмотрено было всё, чтобы мы без проблем отдохнули и оттянулись на 100500%. Но в этом, выглядевшем просто идеальным, плане поездки была одна "ахиллесова пята" - его полная зависимость от погоды. Если вдруг не повезёт - вся культурно-физкультурная программа летела кувырком, а "развлекух" другого плана у меня в запасе просто не было...
ОГЛАВЛЕНИЕ
Кемпинги и отели по маршруту поездки. Отзывы и рейтинг
Дни 1 и 2 (Stockholm-Heddal-Byrkjedal/Preikestolen/Langfoss/Låtefossen/Lofthus)
Дни 3 и 4 (Bakkanosi/Husedalen/Prest)
Дни 5 и 6 (Bufornosi/Nigardsbreen/Styggevatnet/Geiranger)
День 7 (Geiranger/Hegguraksla/Trollstiegen/Åndalsnes)
Дни 8, 9 и 10 (Litlefjellet/Romsdalseggen/Ålesund/Atlanerhavsvegen/Южные ИТОГИ)
Южный ВИДЕОКОЛЛАЖ (длительность 14'30")
Дни 11 и 12 (Åndalsnes-Bodø/Bodø-Moskenes/Reinebringen/Ryten)
Дни 13 и 14 (Offersøykammen/Ballstadheia/Mannen/Festvågtinden/Fløya)
Дни 15, 16 и 17 (Kabelvåg–Andenes–Gryllefjord/Grytetippen/Husfjellet/Sukkertoppen/Северные ИТОГИ)
Северный ВИДЕОКОЛЛАЖ (длительность 10'07")
Дни 18 и 19 (Hamn-Viitasaari-Питер). ЭПИЛОГ. Сухие ЦИФРЫ
Навигация/Карты/Связь/Интернет/Снаряжение/Девайсы
Треки в формате GPX
3D-анимации пройденных треков в Google Earth
Achtung!
В процессе эксплуатации выяснилось, что упомянутые выше и далее по тексту 3D-анимации (или просто "вьюшки") не открываются с устройств, работающих под Android'ом (от iOS-ников жалоб (пока))) не поступало). Причём тип браузера, похоже, значения не имеет: вьюшки виснут и в Chrome, и в Firefox, и в UC Browser, и в Яндексе...
По-видимому, проблема в каком-то конфликте между приложением (Doarama) и ОС. Как "лечить" - не знаю...
С десктопа под W7 и с ноутбука под W10 - всё работает "на ура".
ПОЕХАЛИ!
Трансфер из НиНо в Питер долог, нуден и скучен. Мы переночевали в Песочном, а во второй половине дня в субботу 30-го июля в Торфяновке пересекли границу (минут за 20 на обе – помог сервис granitsa-online.com) и неспешно покатили в Loviisa на берег залива в кемпинг Tamminiemi Lomakeskus. При желании мы запросто могли бы в этот день уйти на пароме в Стокгольм, но субботние расценки на переправу в "высокий сезон" ощутимо дороже и мы тупо отдыхали от одного длительного перегона перед следующим.
31-го утром поехали в Itäkeskus, оставили машину на бесплатной парковке и на метро сгоняли туда/обратно на пару часиков в Helsinki. Затем поубивали время за шопингом в самОм Itäkeskus и стартовали в сторону Turku. Туда приехали рано, нагулялись по солнечной набережной, загрузились на паром Viking Grace и «пошли» в Stockholm (128 евро с завтраком).
В общем - ничего интересного.
Отмечу лишь, что отъезд ночным паромом именно из Turku был выбран сознательно из-за его более раннего прибытия в Швецию.
А ещё на пароме был закуплен весь крепкий алкоголь, причём как для личного употребления в путешествии, так и норвежский Аквавит для сувениров родным и друзьям. В Vinmonopolet, как уже кем-то сообщалось на Форуме, он ровно в 2 раза дороже – мы убедились в этом позже сами. Если бы знали почём в Норвегии самое дешёвое пиво (мы не нашли ничего дешевле Hansa по 17,9 крон за банку 0,33), то затарились бы и пивом. На норвежско-шведской границе (ни на въезде по Е18, ни на выезде по Е10) ни кого/чего живого замечено не было вообще.