7-й день (24 июня)Nigardsbreen – Гудванген 200 км. Время в пути 4:00, обязательные расходы – дорога на ледник Nigardsbreen 40 крон, экскурсия на ледник с кошками 1220 крон за двоих, паром 103 кроны
Путевые точки: Экскурсия на ледник Nigardsbreen – Снежная дорога Aurlandsvegen - Stegastein - Гудванген Nigardsbreen Сегодня у нас запланирована экскурсия на ледник Nigardsbreen. Nigardsbreen является одним из рукавов ледника Jostedalsbreen. Ледник Jostedalsbreen - самый большой ледник континентальной Европы. Он раскинулся на 487 квадратных километрова на вершинах гор, толщина местами достигает 600 метров, а посмотреть можно лишь на его рукава или ледопады. Существует 10 точек доступных для автомобильного транспорта, от которых можно начать прогулку в сторону ледника. Рукавов у ледника около 50, но не все из них доступны.
Самостоятельные прогулки по леднику не рекомендуются. В связи с глобальным потеплением и, как следствие, постоянным таянием льда, самостоятельно ходить по леднику опасно. Для желающих проводятся экскурсии по леднику с профессиональным сопровождающим и необходимой экипировкой. Экскурсии бывают разной продолжительности и отличаются размерами групп: от легкой часовой ознакомительной экскурсии большой толпой, до многочасовых индивидуальных экскурсий на весь день.
Заранее расписание экскурсий мы не знали, поэтому решили встать пораньше в 7:00, чтоб иметь запас по времени.
На улице пасмурно, но дождя нет. В уже отлаженном режиме позавтракали, собрались и выдвинулись к леднику.
Через час доехали до платной дороги на ледник, оплатили на шлагбауме 40 крон картой, по пустой узкой дороге доехали до большой парковки перед озером, откуда начинается тропа к леднику.
В начале парковки стоит домик, на котором висит расписание экскурсий и табличка, что билеты продаются не здесь, а в туристическом центре Breheimsenteret, который мы проехали еще до въезда на платную дорогу. Пришлось возвращаться.
Чтоб не платить дважды за въезд на платную дорогу, припарковали машину на небольшом расширении, немного не доезжая до шлагбаума, и пошли пешком в туристический центр, благо тут недалеко (61.651383, 7.275577). После пожара в 2011 году, когда он сгорел дотла, отстроили новый современный центр. На сайте туристического центра
http://jostedal.com можно посмотреть все виды туристических услуг по району Jostedalen, которые можно тут заказать.
Также здесь есть небольшой сувенирный магазинчик и мини-музейчик с фото и описанием основных достопримечательностей Jostedalen, а также комментариев почему лед такой голубой (на самом деле ответ очень прост – многовековой лед очень плотный, без воздушных пузырьков и имеет такую кристаллическую структуру, что когда луч света проходит через толщу льда, в первую очередь поглощаются красные лучи, а на наибольшую глубину проникают голубые).
Мы решили, что раз у нас появился такой уникальный шанс погулять по леднику, то надо насладиться такой прогулкой вдоволь. Поэтому выбрали достаточно продолжительную экскурсию на 3 часа хождения по леднику. Стоимость такой экскурсии составляет 610 крон на человека и проводится такая экскурсия 2 раза в день (первая в 11-30, вторая вроде около 15:00). Есть более частые и дешевые экскурсии на 1 час хождения по леднику.
Важно, что на парковке у ледника надо быть за полчаса до начала экскурсии, чтобы подобрать себе снаряжение.
Мы оплатили экскурсию и вернулись на машине обратно на парковку у озера. Оказалось, что в тех домиках в начале парковки как раз и выдают снаряжение. Лучше иметь трекинговую обувь, потому что «кошки» металлические и крепятся на жесткую обувь, держащую форму. Поэтому просто кроссовки для такой прогулки не подойдут. Если у вас с собой нет такой обуви, вам ее подберут вместе с кошками. Также нам выдали по ледорубу и мы, повесив на него «кошки», пошли вместе с экскурсоводом к лодке, чтобы переправиться через озеро поближе к леднику. В нашем случае стоимость переправы уже была включена в стоимость экскурсии.
Если вы приехали и хотите просто походить здесь вокруг и пофотографировать, не забираясь на сам ледник, то есть два пути к леднику: на катере через озеро (тогда надо заплатить за переправу водителю катера около 40 крон за каждого) и дальше по камням подойти поближе к леднику, либо второй путь по суше в обход озера, тропа начинается с парковки и заканчивается почти у самого ледника, весь путь около 2 км.
Итак, мы переправились через озеро и пошли пешком по камням к точке начала экскурсии. Путь от парковки до ледника занял около 1 часа.
Тут нам провели вводный инструктаж на английском, объяснили, как правильно закрепить на ногах «кошки», как надевать сцепку и как правильно ходить по льду. Затем нашу группу разбили на 2 группы по 6 человек плюс инструктор, объединили в сцепку и мы друг за другом отправились карабкаться по прорубленной во льду лестнице.
Вот вторая группа, которая шла за нами:
Остановились посмотреть на тренировку по спасению человека в случае падения или травмы:
И пошли дальше.
Временами мы проходили через узкие прорубленные в толще льда лестницы, забираясь по почти отвесным стенам, видели ярко-голубые щели или туннели в толще льда.
Шедший впереди инструктор периодически останавливался и прорубал во льду новые ступеньки, и было видно, как быстро тут все меняется: маршрут, которым ходили еще вчера, сегодня уже не подходит и надо прокладывать новую тропу. Где-то к 14-00 мы добрались до верней точки нашего маршрута. Остановились на 20 мин отдохнуть и перекусить, у кого с собой что-то было.
И выдвинулись в обратный путь.
Путь обратно занял меньше времени и на начальной точке мы были уже через 1,5 часа. Пока мы снимали снаряжение, за спиной раздался грохот, мы обернулись и увидели, как огромная глыба льда совсем рядом с нами откололась и рухнула.
Стало понятно, почему лучше не ходить на ледник одним, и почему вокруг ледника на достаточно приличном расстоянии натянуты оградительные ленты. Правда мы видели, как особо отважные туристы игнорировали ограждения и подходили вплотную к леднику, чтоб сфотографироваться прямо под глыбой льда. Все-таки это совсем неоправданный риск.
На парковку мы возвращались также на лодке. Пока ходили по леднику, познакомились с парой белорусов, которые шли с нами в сцепке. Оказалось, что они путешествовали с юга на север примерно по такому же маршруту, что и мы. Узнав, что завтра мы будем в Бергене, они настоятельно порекомендовали нам попробовать на рынке дикого лосося и рассказали про особенности местной парковки в городе. А еще они подсказали нам любопытную смотровую точку, с которой видно еще два рукава ледника Jostedalsbreen.
Эта смотровая точка была прямо по пути, поэтому мы сделали маленький крюк в 10 мин и заехали на нее. Правда любопытное место(61.64428, 7.17125):
Тут начался дождь. Мы порадовались, что успели погулять по леднику не под дождем, и поехали дальше. А дождь все усиливался. Мы остановились на одной из парковок у дороги пообедать. Хорошо, что не надо готовить под дождем, мы как обычно сложили себе обед со вчерашнего вечера. Быстро покушав, не вылезая из машины, мы поехали дальше. По 55 дороге вернулись до Sogndalsfjora, а затем свернули на 5 дорогу. Переправились на пароме у Mannheller Ferjekai.
AurlandsvegenИз Laerdal в Flam можно попасть двумя путями: либо снежная дорога, но она открыта только летом, либо через туннель Laerdalstunnelen, самый длинный туннель в мире (24,5 км). Мы решили, что полюбоваться природой нам хочется больше, тем более есть возможность попасть на обзорную точку Stegastein, с которой открывается прекрасный вид на фьорд Aurlandsfjorden. Поэтому выбрали снежную дорогу и дальше в Laerdal свернули на нее(Aurlandsvegen FV 243).
Вскоре зеленые деревья вдоль дороги сменились голыми камнями и начал появляться снег. Дождь то заканчивался, то лил стеной. Но, несмотря на это, виды вокруг восхищали. Низкие облака стелились прям по снегу, вокруг тишина, ни души.
Проезжая через прорубленную в снегу дорогу, видишь, что снег здесь скапливается уже многие годы и никогда не сходит полностью.
Подъезжая к Stegastein, пошел сильный дождь, на дорогу опустилась плотная пелена тумана. Мы уже догадывались, что фьорд мы скорее всего не увидим, но все-таки остановились на парковке у смотровой площадки. Подошли к краю и увидели…
Ничего не увидели, только плотная пелена тумана:
На часах уже 20-30, мы поняли, что устали, тем более что погода совсем не располагает к дальнейшим прогулкам, поэтому решили сразу отправиться к Гудванген и искать место на ночевку.
Flam мы проехали мимо даже не заметив, весь дальнейший путь как в тумане в прямом и переносном смысле.
Проехав Гудванген и все еще не найдя места, выехали на Е16 и стали присматривать полянки вдоль дороги. Пытались найти какое-то местечко, где будет не очень мокро, чтоб поставить палатку не в лужу. Увидели такой островок из гальки прям вдоль дороги и решили остановиться тут (координаты 60.850715, 6.746691)
Как только припарковали машину, дождь кончился. Повезло, быстро поставили палатку. Вылезать на улицу готовить не хотелось, поэтому затащили в тамбур все необходимое, поставили там горелку и сварили гречку и чай. Поужинали и легли спать, тяжелый выдался день, прогулка по леднику потребовала больше физических сил, чем мы думали. Но зато мы набрались новых впечатлений. Хоть место ночевки было прям у дороги и периодически по ней ездили фуры, спали мы как убитые.
К оглавлениюПродолжение