Выезжаем из Убуда по бесконечно длинной улице ремесленников, крутим головами во все стороны, разглядывая интересные поделки, выставленные наружу.
И тут в какой-то момент понимаю, что справа открывается интересный вид на зеленые рисовые террасы. Множество туристов здесь же с фотоаппаратами и видеокамерами.
- Ньюман, что это за место? Мне кажется, здесь красиво, давай остановимся!
Но Ньюман едет дальше, объясняя, что это раскрученное туристическое место, народу здесь полно, с парковками проблема, и на самом деле не так тут и красиво, как мне представляется. Он нас потом привезет к более достойным террасам, где никого не будет, а виды сразят наповал.
Ну ладно, человек знает, что говорит. Спорить не стала, тем более, что места для парковки здесь не наблюдается, вдоль дороги плотно стоят машины. Можно, конечно, остановиться подальше, но возвращаться придется с километр.
Эх, надо было лучше готовиться, чтобы не тупить и не проскочить мимо самого известного места Убуда - рисовых террас Тегаллаланг (Tegallalang). Именно сюда едут туристы со всего Бали, именно это место воспето и запечатлено многочисленными фотографами и является визитной карточкой Бали.
Вот, например, одно из удачных фото террас, найденное мною в интернете.

Ну, и история образования террас тоже довольно интересна.
"Считается, что террасы появились здесь примерно 2000 лет назад. По более реалистичным оценкам они были заложены в IX столетии. Плодородной земли на Бали, особенно в горных районах, не так уж много. А для выращивания риса требуется достаточно большая территория.
Местные жители нашли способ сеять целые поля даже в холмистой местности: для этого они примитивными инструментами выдалбливали ступени на склонах холмов. Верхняя плоская часть ступени — и есть поле для выращивания риса. По краям она окружена валом, который удерживает воду.
Приблизительно в VIII веке здесь появляется система орошения, которая называется Субак. Субак представляет собой целый комплекс подземных каналов, спускающихся от горных озер к рисовым полям. Это полностью решает вопрос необходимости доставки воды на террасы, иначе местным жителям пришлось бы вручную носить ее за десятки километров.
Субак – это не просто инженерные сооружения, а определенный принцип отношений в обществе. Для управления крестьяне объединялись в общину, которая состояла из 50-1500 членов. Во главе стоял староста, который имел заместителя и секретаря. Отдельный человек отвечал за духовную составляющую и обряды.
Идеология Субак базировалась на трех принципах:
• Гармония в отношениях между людьми
• Гармония в отношениях человека с богом
• Гармония в отношениях человека и природы
Все решения в общине принимались коллегиально, каждый ее член имел одинаковое право голоса. Она обеспечивала равный доступ к воде для каждого фермера. Никто не мог захватить лишь для себя этот ценный ресурс, такие попытки сразу пресекались. На протяжении многих веков Субак защищал людей от голода и лишений, обеспечивая разумное использование природных ресурсов. Что интересно, в Субаках заботились о стариках и больных, которые не могли работать. Они всегда могли рассчитывать на помощь других членов общины. Наверное, это одна из первых систем социальной защиты в мире.
Важную роль в системе Субак играла духовность и религия. Центром многих общин был храм, посвященный покровительнице озер Деви Дану и рисовой богине Деви Шри. Каждый этап выращивания риса сопровождался обрядами, праздниками и молитвами.
Во многом, система Субак сохранилась до сих пор. По крайней мере, основные ее принципы до сих пор соблюдаются членами общин.
В последние столетия рисовые террасы несколько раз оказывались под угрозой уничтожения. Впервые это пытались сделать колонизаторы. Голландская Ост-Индская кампания, которая в XVI-XVIII веках контролировала всю торговлю в регионе, пыталась полностью перевести сельское хозяйство Бали на выращивание специй. Для этого голландцы потребовали от местного населения переоборудовать рисовые поля. В результате на острове вспыхнул голод.
В 70-х годах прошлого века все плодородные земли острова едва не были уничтожены из-за нерационального использования полей. Издревле здесь выращивали исключительно традиционный балийский рис. Он давал по 2 урожая в год. При выращивании не использовали никаких удобрений, кроме вулканического пепла. Но с 50-х годов население Индонезии начало стремительно расти. Продовольствия не хватало, и рис приходилось закупать.
В 60-х годах на остров завезли новые сорта с Филиппин. Они могли давать 3-4 урожая в год. Период созревания у нового риса – 3 месяца, у традиционного – 210 дней. Но чтобы вырастить такой рис, приходилось вносить искусственные удобрения. Он оказался не очень устойчивым к вредителям, что вызвало необходимость применять инсектициды. Зато урожайность риса поднялась наполовину. Индонезия не только перестала импортировать его, но и занялась экспортом.
С одной стороны, все это позволило поднять уровень экономики в стране. Но обратная сторона медали была видна далеко не всем. Активное использование химических средств нарушало экологию, а от слишком частых посадок почва не успевала отдохнуть и начала истощаться.
К счастью, проблему успели вовремя заметить. В итоге, в 70-х годах объемы производства риса были значительно сокращены, и на поля вернулись традиционные сорта. С тех пор на Бали прикладывают максимум усилий, чтобы сохранить плодородие почвы. Так, в 2012 году ирригационная и общественная система Субак была внесена во всемирное наследие ЮНЕСКО.
Пейзаж на террасах меняется, в зависимости от этапа произрастания риса. Вначале поля заливают водой. По системе ирригационных каналов сперва заполняются верхние ступени, затем вода стекает на нижние. Террасы выглядят как зеркала, в которых отражается небо. Затем поля вспахивают с помощью буйволов, они в это время напоминают грязные болотца. Вспаханное поле опять заливают водой.
Рассаду риса выращивают на специальных огородах, 1-2 месяца. Каждое зернышко сеют отдельно. Когда появляются молодые ростки, их выкапывают, разделяют на пучки и по три штуки сажают прямо в воду. На корешках риса образуются маленькие пузырьки воздуха, позволяющие этой культуре дышать под водой.
После высадки риса на поверхности воды видны маленькие зеленые ростки. Когда они подрастут, террасы станут изумрудными. Затем на зеленых кустиках появляются колоски. Рис начинает желтеть, поля становятся золотыми и очень напоминают пшеничные. Когда растение полностью созреет, воду спускают и террасы высушивают.
Урожай в Тегаллаланге собирают вручную, колосья жнут серпом и относят на специальные площадки, чтобы обмолотить. Место, где молотят рис, окружено сеткой, чтобы зернышки не разлетались. Затем зерно просушивают прямо на солнце, разложив на больших кусках ткани.
После того, как рис собран, пейзаж опять становится немного грустным, поля пустые, желто-серого цвета. Чтобы очистить поля от остатков риса, насекомых и вредителей, на них выпускают уток. Их привозят из деревень прямо на мотоциклах. Некоторое время поле отдыхает, хотя в последние годы террасы начали эксплуатировать слишком интенсивно. Правительство Бали даже посоветовало местным жителям частично переходить на выращивание специй, чтобы не истощать почву.
На террасах рис находится в разных стадиях созревания. Ведь используя систему орошения, его можно высаживать в любое время года.
Многие этапы выращивания риса на Бали сопровождаются праздниками и церемониями. Когда террасы заливают, обязательно привозят воду из святых источников и освящают небольшие алтари вблизи поля, посвященные богине Деви Шри. Пока рис растет, в храмы постоянно приносят дары, прося добрых и злых духов о хорошем урожае. В основном это рисовые пирожные для добрых богов, и спиртные напитки — для злых.
В первый день сбора риса устраиваются праздничные церемонии и фестивали. Из лучших стеблей собирают сноп «Нини», который торжественно вносят в деревню. На второй день рис срезают только освященными ножами, которые тайно приносят на поля, чтобы не «увидела» богиня Деви Шри." (с)
В общем, проскочили мы Тегаллаланг. Возможно, это была небольшая потеря, так как прогуляться в свое удовольствие по террасам в таком скопище туристов вряд ли бы удалось. Что ж, впереди нас ждут более крутые террасы, поэтому огорчаться не будем.
Где-то через час мы подъезжаем к озеру Батур.
Батур – это самое крупное в мире кратерное озеро, превышающее по размерам даже Крейтер в штате Орегон, США. Его максимальная длина – около 8 километров, а ширина – 3 километра. Глубина озера Батур возле берега составляет около 3 метров, а в середине – до 70 метров. Расположено озеро на высоте 1050 метров над уровнем моря.
30 000 лет назад над Кинтамани возвышался огромный вулкан. От частых извержений он обрушился, образовав большую впадину – так называемую кальдеру. На краю кальдеры сейчас находится вулкан Батур. А одноименное озеро – это не что иное как еще одна впадина, заполнившаяся водой. Она образовалась чуть позже – примерно 23 000 лет назад.

Наверху множество смотровых площадок и кафе. Обычно водители-гиды обязательно останавливаются здесь, чтобы покормить туристов и получить небольшой процент от заведений общепита.

Озеро находится в низине. С востока, севера и юга оно окружено горной цепью – краем кальдеры. А на западе возвышается вулкан. Почти по всей прибрежной линии располагаются деревни. Их нет лишь на северном побережье, которое представляет собой отвесные горы, уходящие прямо под воду.
О том, как именно здесь появилось озеро, есть много легенд и теорий. Ученые склоняются к той мысли, то оно было образовано дождевой водой, скопившейся на дне кальдеры. Но сами балийцы говорят, что Батур наполняется одиннадцатью подводными источниками, и поэтому уровень воды в нем никогда не падает. Кстати, последнее – чистая правда. Действительно: даже в самый засушливый сезон озеро остается полноводным (на данный момент объем воды в озере составляет порядка 815 миллионов м3). Местные жители верят, что Батур оберегает богиня Деви Дану.
Местные жители рассказывают, что в древние времена, когда озера еще не было, на его месте стояла деревня. После образования кальдеры ее пришлось перенести в другое место. Эта деревня существует до сих пор и называется Батур. Она расположена на северном краю озера. Вокруг кальдеры есть еще несколько деревень, которые называют “озерными звездами” (danu bintang).


Жители этих поселений занимаются преимущественно сельским хозяйством. Благодаря извержениям вулкана, почва в районе Батура настолько плодородна, что дает урожай по 2-3 раза в год. На местных фермах выращивают помидоры, огурцы, капусту, перец и другие овощи.
Здесь же находится карьер, в котором добывают вулканическую породу – базальт, диабаз, андезит. Из нее возводятся здания и храмы. Вулканический туф, которого здесь просто горы, используется местными жителями для изготовления сувениров.
Батур – это главный источник пресной воды на востоке острова. Он обеспечивает крестьян рыбой, дает урожаи полям. К сожалению, близость к вулкану дает о себе знать. Так, в 2011 году вода внезапно приобрела характерный запах сернистого газа. Ученые, приехавшие сюда исследовать это явление, обнаружили на берегах озера тысячи мертвых рыб. Сама водная гладь была покрыта зеленовато-белыми пятнами.
После этого случая воду Батура признали непригодной для питься и орошения. Погибшая рыба лишила еды и заработка местных рыбаков. Когда посчитали ущерб, он оказался равен миллиарду рупий. Это событие нанесло серьезный удар по экономике острова.
Летом 2017 года выброс серы в воды озера повторился, правда не в таких масштабах, как шесть лет назад. Тем не менее, каждый такой выброс негативно влияет на экосистему, уничтожая тысячи рыб.
До сих пор воды Батура считаются опасными для использования в хозяйственных нуждах. Тем не менее, они продолжают орошать местные фермы. Чтобы избежать экологической катастрофы, в 2012 году вся территория кальдеры вместе с вулканом, озером и окрестными деревнями была включена в глобальную систему геопарков ЮНЕСКО. Это программа, в которую входят уникальные места нашей планеты, имеющие большое геологическое значение. Сейчас таких мест насчитывается 119, и большинство находится в Юго-Восточной Азии.
Включение Батура в список геопарков позволило значительно повысить экологический уровень этого региона. Здесь регулярно проводятся научные исследования, а также организуются мероприятия, направленные на сохранение местной флоры и фауны. Например, ежегодно в озеро выпускают по нескольку сотен тысяч особей тилапии. Так защитники природы стараются восстановить популяцию рыбы. Это необходимо для обеспечения продовольствием местных жителей, а также для поддержания экосистемы самого озера. (с)


























































































































































































































