День шестой.
Пробег у нас сегодня большой, поэтому встаем пораньше, завтрак заказали с вечера, он входит в стоимость номера. Ничего особенного: или каша, или яичница, или омлет с колбасками. Выезжаем на улицу, сразу попадая в плотный поток машин, но по пути все-таки выглядываем место, где продают свежие лепешки. Я их несу в машину, жонглируя ими как цирке, настолько они еще горячие. Но вкусные .... даже не передать. Местные лепешки вдобавок отличаются своим интересным рисунком. Покупайте хлеб вот в таких пекарнях, а не магазинах.
Мы еще на выезде из города умудряемся заправиться по карте Виза, на какой-то фирменной заправке с магазином. Как я заметил дальше, очень часто попадаются на вид приличные заправки, где внутри все по-азиатски: чеков не выдают, все только за наличку, от магазина только вывеска, внутри стандартного помещения ничего нет.
Дорога до города Узген пролегает по холмам, выжженным ярким южным солнцем. Вдалеке виднеется водохранилище, попадаются поля и сады в зеленеющих долинах. С любопытством рассматриваем местные аилы, как живут местные люди. На фотоостановках нам доброжелательно гудят и машут рукой из проезжающих мимо машин. Народ здесь улыбчивый и спокойный. Везде жизнь.
Но вот и сам Узген, узбекский анклав Киргизии, проезд по его узким улочкам достаточно затруднен, поэтому мы заранее наметили себе место для парковки, на параллельной главной Манаса улице Ленина, рядом с местной прокуратурой. По другую ее сторону находится знаменитый музейный комплекс времен Караханидов. О нем тут уже достаточно написано, да и Гугл пока не отменили, поэтому буду краток.
Давящая нас настоящая южная жара не сильно способствовала ознакомлению с комплексом, да и смотреть то там особо нечего. Билет стоит немного, на самой территории не продают ничего, кроме невнятных сувениров. Интересна только башня минарета, на нее можно забраться.
К сожалению, могу констатировать, что остальные два здания комплекса закрывают саркофагом, поэтому для съемок они уже не пригодны. Внутрь заходить еще можно, то там и смотреть особо нечего. Темнота, пустота, прохлада. Мавзолеи меня вообще не вдохновляют, и если в старинных церквях на самом деле ощущается некая энергетика, то здесь только могильный холод.
На другой стороне улицы Ленина небольшой мемориальный комплекс, о нем здесь также писали все, кто проезжал через Узген. Жара за 35, поэтому мы присаживаемся с мороженым в тенечке, рассматривая местных жителей. К нам подсаживается старый киргиз, мы мило беседуем, о прошлом, о настоящем, узнаем, где местный рынок и прощаемся с ним на хорошей волне. В Киргизии особенно заметно, что Советская Империя оставила после себя хорошее послевкусие, о ней здесь вспоминают с почтением. Это на заметку остальным бывшим соотечественникам, тем, кто не помнит добро и портит себе карму.
Сам центр города расположен на возвышении, а внизу можно увидеть самые настоящие узбекские кварталы - Махалля. Но спускаться туда у нас уже не было времени
Рынок же найти просто, перейти к улице Манаса и углубиться в торговые ряды, где мы снова нашли искомую экзотическую Азию. Сама торговля не сильно удивляла, этакий маленький Черкизон в духе 90-х. Но сами продавцы и покупатели были более колоритны. Мужчины в местных шапках, попадающиеся очень часто замотанные по самые глаза женщины переносили меня во времена товарища Сухова, а жену заставляли прижиматься ко мне плотнее. Хотя тут же можно было увидеть современную красавицу в Джинсах в обтяжку.
Бараньи туши с положенными под ними головами свидетельствовали о свежести продукции. Южные специи, экзотические крупы, которые у нас стоят дороже, и которые прямо в мешках клевали шустрые птички, множество незнакомых видом лапши. Но наши поиски, в конце концов, окончились успехом, мы таки нашли то самый знаменитый узгенский рис. Он и в самом деле необычен, красный и стоит дороже. Правда я так до сих пор и не собрался сварить из него плов. Как его сделаю, так обязательно допишу в отчете))
Ходить по жаре нас уже сильно утомило, и мы прекратили поиски аутентичной восточной посуды. Нас посылали то направо, то налево, но мы так ее и не нашли. В Узгене все рядом, почти бегом доскакали до машины, включили кондиционер и вздохнули. Экзотики и южной жары хватили по самый край. Едем дальше, нас ждет Алайская долина и горы!
Шестичасовой перегон через горы прошел более спокойно, я окончательно освоился с машиной, дорога была отличной, новой, трафик достаточно редкий, гнали в свое удовольствие и делали частые остановки. Заезжать в Ош с его плотным графиком я не посчитал нужным, мне гораздо интереснее природа и горы, так что мы прошли его мимо. Постепенно дорога углубляется в горы, становится зеленей.
Остановились на небольшую прогулку в одном примечательном месте - на перевале Чыйырчык, такое вот заковыристое название.
Трасса здесь проходит между двух гор с очень интересным, охряной окраски грунтом. На вершине правой горы возвышается памятник, стоят туристические юрты, много гуляющего народу. Поокрест пасутся кони, сверху открываются очень красивые виды.
Стремительно идем дальше, после поворота в поселке Гюльча дорога долгое время идет вдоль одноименной реки, текущей среди скалистых теснин желтоватого и охряного оттенков. Иногда эти скалы напоминают те, которые мы видели в детстве в многочисленных индейских вестернах. Дорога в целом спокойная, с небольшим трафиком, редкими аилами, в которых все-таки надо держать ухо востро и не давить на газ. Гаишников мы ни разу не видели, но в этих местах могут запросто гулять по дороге, расстилают для чистки ковры и половики, а уж скотина бродит вообще, где захочет. Не раз нам пришлось пережидать переход стада через трассу.
Постепенно горы становятся многоступенчатыми, все выше и выше уходя островерхими вершинами.
Наконец мы решили остановиться для обеда, подъехав на съезде к самой реке Гюльча. Еда проста и неприхотлива, сладчайший арбуз, свежая лепешка и местный, очень вкусный сыр косичками. Рекомендую. Вот такой вот получился пикник на фоне природы.
А горы кругом становятся все выше и выше, обретая новые, совершенно неожиданные формы. Мало в какой стране найдутся такие разнообразные горы.
Через пару часов начался подъем, появился совершенно залихватский серпантин, который нами был пройден относительно легко. Уже привыкли, да и движение тут редкое. Уши закладывает, на улице становится заметно холоднее. Вот мы и наверху, на перевале Талдык, который находится на высоте 3615 метров. Вот и еще одна вершина взята.
Здесь же нас встречают местные животные))
Даже на такой высоте живут и работают люди. Рядом с дорогой молочными продуктами торгуют обычные детишки. Они с интересом рассматривают нас, эта милая девочка думала, что я сразу отдам ей снимок, но может посредством интернета она его как-нибудь получит?
Еще немного и впереди темнеет, горы расступаются, мы подъезжаем к поселку Сары-Таш, перекрестку местных дорог. Прямо продолжается легендарный Памирский тракт, налево идет дорога к китайской границе, а мы поворачиваем в правую сторону и двигаемся вдоль Алайского хребта.
Сары-Таш последнее место, где можно обменять валюту, в наличии имеются магазины и кафе. Вот пример такого местного отеля.
Дальше проходит почти ровная дорога и получается, наконец "втопить в тапок", исследуя какую скорость может выдать этот японский пепелац. Движение редкое, ментов не видно. Долину по обе стороны окружают величественные горы, вернее надо так написать ГОРЫ! Они пока затянуты тучами, но мы загадываем, чтобы белоснежные вершины "показали нам свое личико". Так в дальнейшем и получилось. Когда еще в своей жизни увидишь семитысячник?
Наконец показывается поселение Сары-Могол, немного поблуждав по нему, находим наш гостевой дом и вскоре путешественников сердечно приветствует сам хозяин. В гэсте проживает еще десяток немцев, люди они громкие и почти беспардонные. Но как-то уживаемся, хотя временами срабатывала генетическая память, и рука сама искала ППШ))
Ужинаем с женой отдельно на топчанах, нас угощают салатом и пловом. Немцы за столом пьют кофий, выглядят уставшими. Алайская долина расположена на трех километрах над уровнем моря, поэтому дышится здесь тяжелее, вечернюю прогулку мы как-то быстро сворачиваем, ловя последние лучи солнца и с восхищением рассматривая окрестности.
Спится на такой высоте также тяжко, но я думал, что будет еще тяжелее. Если у вас нет каких-нибудь хронических болезней, и вы регулярно занимаетесь физкультурой, то ехать можно смело. Моя гипертония мне никак не помешала. На высотах до 2 км я вообще чувствую себя прекрасно.
Это русские. С ним бог.