Наш «поход налево» оставил нам множество ярких воспоминаний. Если Вы, читатель или читательница, тоже путешествуете без машины, и Вас пугают часто произносимые слова в духе «Ну, в Нормандии без машины делать вообще нечего» - не верьте. Езжайте смело и не пожалеете. Если, конечно, погода не подведет (нам повезло). Это совсем не сложно, и с транспортом в том числе. Насчет транспорта я просто расскажу, как мы ездили и как я все этого планировал – и вы увидите, что не боги горшки обжигают.
Предисловие
Мы путешествовали по Нормандии в начале мая этого, 2019, года. У нас было около одиннадцати дней, и на мой выбор маршрута влияли, наверное, два фактора.
Первый – я фотолюбитель. Поэтому хотелось поснимать в традиционно фотогеничных локациях: Руан (Rouen), ЭтретA (Étretat), Онфлёр (Honfleur), Мон-Сен-Мишель (Mont-Saint-Michel). Второе – хотелось увеличить вероятность поснимать эти места (мне), да и просто полюбоваться ими (жене) в хорошую погоду. Согласитесь, обидно было бы приехать, например, в Этрета на полдня, застать там дождь с ветром, уехать и узнать потом, что назавтра там светило солнце. Ну, и я вообще не люблю гонки в духе «даешь пять городов за один день». В таких местах, как прибрежные городки Нормандии или Бретани, всегда лучше спокойно погулять до глубокой ночи, заночевать, послушать в темноте звуки прибоя (если получится), проснуться рано утром, выйти на берег, когда еще совсем мало народа… Ну и так далее, идея понятна. РомантИк, так сказать.
Плюс Париж. Многим он сейчас не нравится – «иммигранты, шум, мусор», и прочее. Не знаю. Я Париж люблю по-прежнему. Кто бы мне сказал лет так двадцать назад, что мы с женой не просто в Париже когда-нибудь побываем, а что у нас в Париже появятся любимые места, куда мы будем стремиться каждый раз, когда будем здесь оказываться…
…Однажды летом, году в 86-м, возвращаясь из Казахстана, где я был в очередном студенческом стройотряде от Московского Университета – мы строили в далеком степном селе фельдшерско-акушерский пункт – я случайно увидел в маленьком книжном магазине в тогдашнем Целинограде фотоальбом «Встреча с Францией». Как его туда занесло, этот альбомчик? Где Целиноград советского времени, и где «Встреча с Францией»… Я листал его, смотрел на фотографии, как зачарованный. Шансов увидеть все это в реальности не было почти никаких. И вот он, этот фотоальбом – стоит на полке, вижу его прямо сейчас, когда пишу этот текст. Да, суперобложка немного обтрепалась, а так – пока жив-здоров (про меня можно сказать примерно то же самое, кстати). И на фотографиях в этом альбоме уже не так уж мало мест, которые мы увидели и своими глазами. Но пока все еще гораздо больше тех, которые пока мы не видели, конечно…
Но я отвлекся.
Итого – наш маршрут:
Москва – Париж – Руан – Этрета ( плюс Фекан) – Онфлер (плюс Трувиль-Довиль) – Мон-Сен-Мишель – Париж – Москва.
Вот примерно так его «нормандская» часть выглядит, после некоторых мучений с Google Maps и графическим редактором:
Белые квадратики – места, где мы ночевали, одну ночь (Руан) или две (все остальные места). Подчеркнуто белой линией – то, куда мы ездили и провели почти целый день.
Краткое описание перемещений и логистики:
- Летели мы в Париж через Домодедово, Люфтганзой, с пересадками – в Мюнхене на три часа в «ту» сторону и во Франкфурте на полтора часа – в обратную. И все было бы прекрасно, если бы не гроза во Франкфурте, из-за которой аэропорт Франкфурта закрыли в тот момент, когда мы уже сидели в самолете, так что мы просидели в нем без малого полтора часа, пока полеты снова не разрешили.
- В Париже мы провели три полных дня в начале поездки. И я не пожалел, что снова столько времени на него отвел! И хотя этот рассказ в основном про поездку по Нормандии, пару слов про наше очередное пребывание в Париже я дальше скажу и фотографии кое-какие выложу. Но это не главное.
- На четвертый день мы с утра отправились из Парижа в Руан: поезд с вокзала Сен-Лазар (1,5 часа в пути). Билеты были куплены заранее, на сайте SNCF, хотя, думаю, можно было и прямо перед выездом купить на вокзале. Но я стараюсь подстраховаться обычно.
- Полтора дня мы в Руане (ночевка в гостинице).
- На другой день отправляемся из Руана в Гавр на поезде (1 час), и через 1 ч 20 мин оттуда же, с автовокзала Гавра - в Этрета, на автобусе 24 (1 ч 10 мин в дороге).
Расписания автобуса 24 на 2021-2022 год – здесь.
Для справки – второй способ добраться своим ходом из Парижа или Руана до Этрета – не через Гавр плюс автобус 24, а через Bréauté Beuzeville (это ж/д станция по той же ветке, но не доезжая Гавра) плюс автобус 17. Автобус ходит очень редко, но неожиданно может вам подойти лучше, чем 24-й.
Маршруты 17 и 24 автобусов можно найти на сайте Keolis здесь, а свежие расписания (на 2021-2022 года) - здесь и здесь, соответственно. Отправная точка для поиска свежих расписаний - вот.
- Две ночи в Этрета (помните, я закладывался на плохую погоду?). Погода, однако, была отличная оба дня. Поэтому и закаты поснимал, и по скалам с обеих сторон от Этрета походили. А на следующий день съездили из Этрета на том же автобусе 24 еще дальше от Гавра – в городок Фекан (так обычно пишут на русском название Fécamp), это полчаса в одну сторону. И вечером на таком же автобусе вернулись из Фекана в Этрета.
- Наутро из Этрета - обратно в Гавр, на все том же автобусе 24 (1 ч 05 мин), а из Гавра, с того же автовокзала, на автобусе 50, едем теперь вдоль побережья в другую сторону - в Онфлер (в пути около 30 мин).
Из Гавра в Онфлер можно уехать на автобусах 20 или 50; в нашем варианте 50-й лучше подходил по времени – отправлялся из Гавра ровно через час после нашего приезда туда из Этрета.
Расписания автобусов 20 и 50 на 2021 год можно посмотреть или скачать в виде pdf – здесь (выбираете в правом выпадающем списке "Ou vos horaires par ligne" нужную Вам линию).
- Две ночи в Онфлере (помните, я закладывался на плохую погоду?). Погода, однако, опять была отличная оба дня. Поэтому и городок поснимал, и на холм над Онфлером забрались в первый день. А на следующий день съездили из Онфлера на автобусе 20 еще дальше от Гавра – в переходящие друг в друга курортные городки Трувиль и Довиль. Вечером на таком же автобусе вернулись домой в Онфлер и перед закатом прогулялись по красивому парку у берега Сены (про этот парк далеко не все знают, похоже).
- Теперь из северо-восточной части Нормандии переезжаем на самую западную ее границу – в Мон-Сен-Мишель. Это, конечно, был наш каприз. Мы же уже были там, пять лет назад, – тогда мы попали в Мон-Сен-Мишель из Бретани, из Ренна. (Из Ренна мы катались тогда по радиусам на день-полтора в разные бретонские городки: в Ванн, в Сен-Мало с Канкалем и Динаном, в Фужер. Ну, и в Мон-Сен-Мишель съездили с ночевкой.) Но как представишь – вот ты уже здесь, уже в Нормандии, силуэт Мон-Сен-Мишеля от тебя в трех-четырех часах комфортной дороги, а ты туда не попадаешь? Невозможно. Едем.
Я выбрал такой вариант: сначала едем из Онфлера в городок Кан, на автобусе 20 (ссылку на расписание см. выше). Это, с одной стороны, долговато - 2 ч 15 мин, зато можно вволю посмотреть на нормандские деревушки и городки (мы еще сели удачно, на двух передних сиденьях справа от водителя: полный обзор и вперед, и вправо). В Кане можно было бы и остановиться на денек, там есть, что посмотреть – как минимум, пресловутый гобелен в Байё. Я рассматривал такой вариант. Но, в конце концов, отказался от него. Так что из Кана мы прямиком поехали на поезде в Понторсон, это 2 ч 30 мин (билеты тоже были куплены заранее). Ну, и из Понторсона на автобусе-челноке - в Мон-Сен-Мишель (точнее, на побережье, не на сам остров), это еще 20 минут. Стыковал эти три «плеча» так, чтобы по минимуму ждать на пересадках – получилось полчаса в Кане и 15 минут в Понторсоне – нормальный запас на опоздания, но опозданий нигде ни разу не было. И, наконец, мы на месте. В той же гостинице, что и пять лет назад: Hotel Vert, рекомендую.
Расписания автобуса-челнока Понторсон – Мон-Сен-Мишель можно найти здесь – там есть кликабельные ссылки в нижней части. Сами эти ссылки здесь не дублирую – они скоро устареют, а на той странице должны обновляться.
- Две ночи в Мон-Сен-Мишель (помните, я закладывался на плохую погоду?). Погода была, в основном, пасмурная, но не дождливая. Так что мы просто отдыхали, наконец – гуляли по окрестностям, я ловил ракурсы с овечками и Мон-Сен-Мишелем на фоне, мы бегали от прилива по бухте, валялись в траве далеко в стороне от дороги на остров, бродили ночью по закоулкам затихшего Мон-Сен-Мишеля вокруг стен монастыря. Релакс и, опять же, романтИк. Не пренебрегайте такой возможностью, если получится.
- Из Мон-Сен-Мишеля – на автобусе в Ренн (1 ч 10 мин), и оттуда, практически без зазора, через 20 мин – в Париж, на скоростном TGV (1 ч 30 мин).
- И, наконец, мы пробыли в Париже еще полдня в конце, после возвращения из Нормандии. И это тоже неожиданно получилось замечательно.
Ну, и вот несколько моих фото из этой поездки, как приманка перед рассказом:
Париж:
Руан:
Этрета:
Фекан:
Онфлер:
Трувиль-Довиль:
Мон-Сен-Мишель:
Париж, снова:
Как-то так. А теперь – приглашаю вас в дорогу, если чем-то заинтересовал!
Содержание:
Париж
Париж. День второй.
Руан
Этрета
Фекан
Этрета. Продолжение.
Онфлер
Трувиль-Довиль
Онфлер, часть 2
Мон-Сен-Мишель
Мон-Сен-Мишель, день второй: внутри и снаружи.
Снова Париж