Итак, путешественников нас было трое: мой муж, я и наш сын Федя 11 лет. У Феди аутизм, и это немного ограничивает нас, например, мы не ходим на групповые экскурсии, особенно на те, где нужно много и внимательно слушать. Это Феде сложно и далеко не всегда понятно. Зато он может много и долго ходить, не ноет и вообще зарекомендовал себя как надежный товарищ, турист и путешественник.
Напишу свои наблюдения по некоторым отдельным пунктам, а потом рассказ о путешествии по дням.
Жилье. Я ужасная мерзлячка, в детстве вообще была тепличным растением, я никогда не жила в палатке, и начинать с Исландии было бы, пожалуй, неправильно, поэтому с самого начала жилье выбиралось исключительно стационарное - гостиницы, гестхаусы, как ни назови, главное, чтобы тепло и с душем. Это вышло очень дорого, да. Но что поделать, всем известно, что Исландия крайне дорога, и хочешь жить в тепле и с душем - будь добр, плати.
Гостиницы ничем, кроме цены особо не отличились, а лучшим местом ночлега и притом самым дешевым, оказался гестхаус, переделанный из фермы, новенький, чистый, современный, расположенный рядом с дорогой №1, но при этом в тишайшей местности и с красивым видом на горы. Вот так бывает: самое лучшее оказалось самым дешевым. Также хочу согласиться с Александрой по поводу завтраков. Если бы у меня был выбор, я предпочла бы гестхаус без завтрака, но с кухней номеру с включенным завтраком. Хотя, конечно, на приготовление самого простого завтрака и особенно на мытье посуды тратится драгоценное время.
Транспорт. Машину решено было брать 4х4, чтобы спокойно ездить по грунтовкам и посетить интересные места в центре острова. С бронированием машины мы что-то проканителились, и оставались довольно дорогие варианты. Пришлось забронировать в Sixt дизельный SsangYong Tivoli за 1500 евро на 10 дней. Потом, правда, мы получили Ssang Yong Korando, машину более крупную и солидную, а также коробочку, которая раздавала wi-fi всего-то за дополнительные 100 евро, но об этом далее напишу. Сейчас же хочу сказать, что машина наша свою функцию выполнила отлично, везла нас исправно, броды преодолела на 5+, даже жалко было с ней расставаться, а дома наш седан показался нам каким-то маленьким и, главное, низким ))).
Заправки. Благодаря форуму в голове прочно засела мысль: не заправляться до полного бака! Ибо так блокируется довольно крупная сумма, на разблокировку которой у всех уходит разное время. С заправкой мы довольно легко разобрались. Сначала выбираешь на экране язык, на котором понятнее читать инструкции, а затем следуешь инструкциям. Тем не менее, не обошлось без небольших косяков. В первый же раз 5000 крон, которые мы выбрали, списались почему-то 2 раза. Вернулись они сразу после нашего возвращения в Москву без всяких действий с нашей стороны. После этого двойного списания решили действовать так: перекидывать с основной карты небольшую сумму на пустую карту того же банка и этой второй картой платить. Так и поступали на безлюдных заправках. Тем не менее, один раз мы хотели заправиться на 4000 крон, а выбор на экране был из 3000 и 5000. Набрали 4000 вручную, а списать с нас попытались 400 000 крон. Пришла смска с отказом в операции ))). Чья была ошибка и в чем заключалась, осталось непонятным.
Дизель и бензин стоят похожих денег - около 130 рублей за литр. На всю поездку на топливо потратили 13431 руб. По условиям аренды нашей машины мы получили ее с полным баком, а сдавать должны были с пустым.
Туалеты. Тема эта поднималась отдельно на форуме, и меня тоже слегка волновало, как быть в дикой местности в отсутствие лесов и кустов. Волнения оказались напрасны, поэтому решила написать, чтоб следующие поколения путешественников тоже не волновались. Во-первых, туалеты есть у всех значимых достопримечательностей. Иногда они платные (150-200 крон), оплата картой через терминал и турникет, никакой тетеньки, собирающей плату, нет. Некоторые граждане лезут бесплатно под турникетом. Кстати, около водопада Gullfoss есть отдельный платный туалет, а есть и бесплатный. Последний находится в глубине сувенирного магазина, имейте в виду ))). Также на дороге №1 в некоторых местах, отведенных для остановки, стоят кабинки бежевого цвета. не бойтесь ими пользоваться - внутри чисто, только нет воды, но стоит бутылка дезинфицирующего химиката.
Экипировка. Экипировку я начала подбирать сразу после покупки билетов в декабре. Впереди были скидки на зимнюю одежду, что весьма актуально при покупке летней экипировки для Исландии :). Себе я купила:
- мембранную горнолыжную куртку с утеплением 200 г и водонепроницаемостью 10000 мм и паропроницаемостью 10 000 г/м2. Все думала, и куда мне такая теплая зимняя куртка? Но оказалось для такого мерзляка, как я, в самый раз. Только на крутых подъемах в гору становилось жарко, а так ни разу не запарилась.
- штаны водонепроницаемые из Декатлона, без всякого утепления
- ботинки треккинговые водонепроницаемые Columbia.
Также брала штаны лыжные с утеплением 60 г (катаюсь в них зимой на лыжах по лесу), толстые колготки, термобелье, флиску, монгольские верблюжьи леггинсы (не пригодились), верблюжьи же носки (не пригодились), шапку шерстяную двухслойную (крайне полезная вещь). В первые дни на юге, пока погода была сухая и солнечная, ходила вообще в джинсах, в которых прилетела, хоть джинсы и считаются в Исландии бесполезной вещью.
С ребенком было проще. Детская одежда сейчас популярна как раз мембранная и водонепроницаемая, так что кое-что было, кое-что докупили без всякого сомнения, а точнее, с уверенностью, что он это будет носить и так, в повседневной жизни.
Мужу тоже покупали и водонепроницаемые штаны, и треккинговые ботинки в Декатлоне, но он упорно отказывался применять все достижения легкой промышленности. Ботинки так и не надел, везде лазил в башмаках Merrell, вот таких https://www.amazon.com/Merrell-Mens-Jun ... 319&sr=8-2 и ни разу не промок.
Также были куплены 2 полиэстровых легких полотенца в Декатлоне, но они, как и купальные принадлежности, не пригодились, потому что, когда были в районе термальных бассейнов Myvatn Baths, погода была самая дождливо-унылая, и хотелось домой, в тепло, а не раздеваться на улице.
Зато очень пригодился термос, самый обычный литровый термос, купленный в Спортмастере за несколько часов до вылета. Было очень приятно запивать бутерброды или барана-гриль горячим чаем, а не холодной водой. Еще я брала треккинговые палки, мне они пригодились на крутых подъемах в LML, а так можно было бы и без них.
Однако, несмотря на то, что многие вещи не пригодились, я бы все равно их взяла с собой, если бы еще раз собралась в Исландию. Нам с погодой повезло, было много солнца, достаточно тепло, откровенно дождливых дней было всего 2. Но могло бы быть и по-другому. Поэтому считаю, лучше иметь запас разной одежды и ни разу ее не достать из чемодана, чем трястись от холода или ходить с мокрыми ногами.
Аренда в Sixt. Мы часто арендуем машины в путешествиях, и постоянно я использую свою дебетовую карточку Альфа-банка с начислением миль S7, а она у меня с 2012 года. Ее я использовала и при аренде машины в этот раз. Каково же было наше неприятное удивление, когда человек за стойкой Sixt заявляет: эта карта дебетовая, а мне нужна кредитная, иначе машину не дадим. А у нас никакой кредитной нет. Я кредиты не люблю и кредитных карт, которые пытается навязать любой банк, старательно избегаю. Мы начинаем объяснять, что эта карта была заявлена при бронировании, но никто ее при этом не забраковал, почему же она не годится сейчас? Что на сайте нет упоминания, что нужна именно кредитная (покажите, покажите, где это написано! - блефую я. Наверняка написано credit card, только у них все карты credit). Что мы регулярно используем именно эту самую карту при аренде в других странах и что мы никак не ожидали такого нефрендли отношения от такой с виду уважаемой конторы. Человек за стойкой удаляется советоваться со своим менеджером, приходит менеджер и заявляет, что вообще они обязаны нам отказать в аренде, но, учитывая, что мы целая семья с ребенком и вообще, они, так и быть, сделают исключение, которое обойдется нам в 300 евро )))). Что делать? Ползти в какую-нибудь местную не столь привередливую контору? Но все выгодные варианты давно раскуплены, остались, небось, самые дорогущие, то на то и выйдет, да еще и время потеряем. И мы решили соглашаться. Потом происходило нечто, что можно охарактеризовать как "кручу-верчу, обмануть хочу". Они что-то пересчитывали, проверяли, предлагали нам какие-то доп. опции за доп. плату. Когда мы отказывались от доп. опций, они махали рукой и говорили: ОК, мы вам это так просто дадим, бесплатно. В итоге мы получили машину больше и лучше, коробочку, раздающую wi-fi, + полный бак бензина ( а сдавать надо было с пустым) и доплатили всего около 100 евро. И что это было???
Одноразовый гриль и баранина. Читала здесь диаметрально противоположные мнения относительно использования одноразовых грилей и жарки на них мяса. У нас все прошло на пять с плюсом. Жарили мясо на одноразовом гриле 2 раза - маринованную баранину и свинину (я ее схватила по ошибке, так-то я на барана рассчитывала, а свиней у нас и своих хватает) и еще один раз барана жарили на газовом гриле в доме, где останавливались на ночлег. Каждый раз ооочень вкусно! Баранина нежнейшая, мягкая, совершенно не сухая и при этом не жирная. Я такого мяса раньше никогда не ела, это было великолепно! Баран у нас был такой:
В упаковке было 3 куска - как раз на нашу компанию, вот так ловко они поместились на одноразовом гриле. . Муж сказал, что главное - внимательно прочитать инструкцию и четко ей следовать, даже если где-то кажется, что знаешь лучше, чем авторы.
А теперь рассказ по дням.
День 1. 07.08.19. Лето 2019 года в Москве не особо удалось, я все думала, что это тренировка перед Исландией. Улетали из Москвы прямым рейсом S7 под проливным дождем. Народ, у кого водонепроницаемая одежда была припасена в ручной клади, начал извлекать ее из рюкзаков и срочно экипироваться. В самолет сели все мокрые. Зато Исландия встретила нас ясным вечерним небом и догорающим закатом. Вот это сюрприз!
В иллюминатор я видела очертания южного побережья и, как мне показалось, ледник Ватнайёкюдль! Я столько рассматривала карту, когда готовилась к путешествию, и это узнавание, эта ожившая карта была первым восторгом от Исландии.
Мы быстро выгрузились, прошли довольно внимательный досмотр, быстро получили багаж.
Вот он, тот самый забавный знак в аэропорту, который все фотографируют :)
Ночевать должны были в Tjarna hotel неподалеку от аэропорта, там предлагался трансфер за умеренные 25 евро по звонку, но в столь поздний час ответил только автоответчик, поэтому пришлось брать такси, которое обошлось нам в 40 евро за 10 минут пути. В отеле никого из персонала не было, зато на стойке лежала записка с моим именем и ключи от номера. Была также открыта общая кухня-столовая, где мы попили водички, после чего завалились спать.
День 2. 08.08.19.
наш маршрут:
Наутро была опять отличная солнечная погода - на небе ни облака! Из окна - вид на море )))
Позавтракав в общей столовой-кухне чем Бог послал (холодный завтрак - вареные яйца, сыр-ветчина, джемы, масло, тосты, печенье, чай-кофе), мы двинули обратно в аэропорт, дабы забрать забронированную прокатную машину. История с прокатной конторой Sixt описана выше. От такого можно и сердечный приступ получить, ведь под угрозой все путешествие, так как все спланировано под постоянные перемещения вперед и вперед. Но почему-то у меня была уверенность, что так или иначе, эта неприятная ситуация разрулится.
Итак, машину получили, разместились и поехали. Сначала - супермаркет. Закупились едой, следуя советам форума: взяли двухлитровую бутылочку воды, дабы потом ее пополнять из-под крана, купили скир в упаковках с ложечками. Купили 2 одноразовых гриля и маринованное мясо.
Наш путь лежал против часовой стрелки, а кто едет от Рейкьявика против часовой стрелки, первым делом попадает в самые попсовые места. Тингведлир мы решили пропустить, начитавшись, что многих он не впечатлил, а также не стали заезжать к кратеру Керид, рассудив, что похожие кратеры ещё встретятся, притом совершенно бесплатно. Вообще я старалась не планировать слишком много пунктов на один день. Лучше меньше, да лучше. Итак, в первый день путь наш лежал сначала к гейзеру, а потом к водопаду Gullfoss. Места эти, действительно, очень туристические и ни о каком уединенном созерцании красот тут и речи нет. Народу полным полно, да ещё и погода у нас была великолепная. Но обилие туристов ни капельки меня не раздражало, от ощущения, что вот я наконец в Исландии, вижу своими глазами эту необычную красоту, да ещё в такую отличную погоду, я испытывала чистую радость, и такая мелочь, как толпа, не могла ее омрачить. Ну в самом деле, это такие же туристы, как и я, они тоже хотят любоваться и гейзером, и водопадом, чем я лучше их, а они хуже меня??? В общем, все нам страшно понравилось. Около Гейзера есть большая бесплатная парковка, а также кафе, сувенирный магазин, в глубине которого располагаются бесплатные туалеты.
А вот и он, гейзер под названием Strokkur, во всей красе!
Вокруг горячие ручейки, булькающие кипятком лужи и прочая геотермальная активность. Дальше будет больше этого добра, но первая встреча вызывает чистый восторг, и я считаю, правильно начинать знакомство с Исландией с этого места.
Перекусили в кафе, едем к водопаду Gullfoss. Здесь тоже бесплатная стоянка, точнее их две, на нижнем уровне, и на верхнем, уровни соединяются лестницей. На верхнем уровне опять магазин, кафе и туалеты. Причём есть отдельный, платный, с турникетами и терминалом для оплаты. Стоимость 200 крон. А есть совершенно бесплатный туалет, куда можно попасть, пройдя через магазин. Он в глубине, где-то за шерстяными свитерами.
Gullfoss был первым водопадом, который мы увидели, но и после целой серии различных водопадов могу сказать, что Gullfoss - один из самых впечатляющих. Ширина, мощь, размах, масштаб! Шум, два уровня, водяная пыль, которая долетала до стоянки, так что очки сразу покрылись мельчайшими капельками. И, конечно, радуга, которая всегда бывает там в солнечную погоду.
Вот он, красавец!
Налюбовавшись водопадом, мы отправились к месту ночлега - Highland Center Hrauneyjar. Это дико дорогая гостиница, потому что она ближе всех к Landmannalaugar и, переночевав в ней, на следующий день экономишь время перед началом трека в LML. Ну это для таких изнеженных, как мы. Те, кто достаточно крут, чтобы спать в палатке, может переночевать в кемпинге в LML и стартовать в радужные горы с самого утра. Ну а мы доехали до Highland Center Hrauneyjar, заселились в крошечную комнатку, где третьим спальным местом была откидывающаяся от стены кровать. С тремя кроватями места для перемещения практически не оставалось, но это не помешало нам хорошо отдохнуть. В этой гостинице чувствуется особая атмосфера. На входе принято разуваться или хотя бы натягивать бахилы. У порога толпятся треккинговые ботинки, все серьезно :) - люди приехали не в шезлонге валяться с бокальчиком вина, а в поход по горам собрались :). Сюда, наверное, все приезжают с одной и той же целью - покорить LML, и это как-то всех объединяет и чувствуется единение с незнакомыми тебе людьми.
День 3. 09.08.19.
Наш маршрут:
С утра отправились завтракать. Завтрак подается в очень большой комнате, и он опять, преимущественно, холодный. Две русские девушки налили в термос горячей воды из бачка, я последовала их примеру. Прямо перед гостиницей находится бензоколонка, и, твердо помня напутствие форума не выезжать в центр острова без полного бака горючего, мы ею воспользовались. Это была наша первая заправка в Исландии и тут у нас списалось дважды 5000 крон, но в остальном все прошло гладко, бак залили и поехали. Ехали по пустынным местам. Моя мама, разглядывая потом фото, изрекла: "Довольно уныло!".
Тут, конечно, дело вкуса, мне вот нравятся пустынные места, и именно простор, ширь, грандиозное открытое пространство, посреди которого чувствуешь себя песчинкой, привлекают меня. Highland Center Hrauneyjar стоит на дороге F26, и некоторое время путь в LML идет по ней. Несмотря на индекс F, она довольно долго радует асфальтом, но потом, после какой-то электростанции, превращается в настоящую честную грунтовку. Видимо, ради обслуживания электростанции дорогу и сделали асфальтированной.
А вот и стоянка перед кемпингом в LML, пешеходный мостик и сам кемпинг вдалеке.
Переходим мостик и бодро устремляемся вверх. Я заранее смотрела карты, читала, кто каким маршрутом ходил, но в итоге пошли почти куда глаза глядят, прикинули примерно посильное расстояние по карте в телефоне и двинули. Кругом невозможная красота!
Сначала вокруг было много народу, но потом толпа стала редеть, а дорога стала сложнее. Один из подъемов был особенно крутой, да и грунт осыпался. Пригодились палки.
Красивый контраст - безжизненный серый склон, напротив - ярко-рыжий, ярко-зеленый мох и снег вдалеке. жаль, набежали облака, а с голубым небом было бы еще лучше!
Федя идет бодро, а мне уже тяжеловато. Но ничего, скоро вершина, а потом вниз.
Поднялись на вершину. Глупый вопрос знатокам LML: скажите, товарищи, это и есть гора Blahnukur? С вот таким вот диском на палке?
Виды с высоты
Спускаемся
Ближе к кемпингу вот такой склон совершенно зеленого цвета
После LML возвращаемся на дорогу №1, будем ночевать в гестхаусе под названием Kviholmi Apartments. По вотсапу нам прислали код к ящичку, висящему рядом с дверью, в ящичке был ключ. очень удобно. Гестхаус оказался домом, переделанным из фермы. Несколько номеров, вход в каждый из них с улицы. Рядом - какие-то сельскохозяйственные строения и поля. Дорога №1 недалеко, но ее не видно и не слышно. Сам гестхаус новенький, чистый и удобный. Перед сном прогулялись по окрестным дорогам среди полей. Вот наш дом на фоне окрестностей, там перед горой проходит дорога №1.