был опубликован совсем недавно форумчанином сека MSC Splendida и Западное Средиземноморье в 2012 году , я бы тоже хотел
внести свою лепту и рассказать о нашем круизе.
Я постараюсь минимально повторяться, поскольку форумчане до меня с успехом описывали подобный круиз. Спасибо им огромное за посты!!!
Однако я бы хотел помочь тем, для кого подобный круиз будет первым, поэтому постарался описать жизнь на корабле как можно подробнее.

Для начала несколько фактов:
1. Круиз с компанией MSC
2. Корабль MSC Splendida
3. Каюта на 13-ой палубе 13025 с балконом
4. Даты круиза: с 29-го июня по 6 июля 2012 года
5. Маршрут: Генуя-Барселона-Тунис-Мальта-Сицилия-Рим-Генуя
При бронировании (бронировал напрямую через интернет у MSC в Англии) указал, что хочу сесть на корабль в Риме, поскольку мне было удобнее лететь
из Риги (сам я Рижанин) в Рим или в Барселону, чем добираться «на перекладных» до Генуи. Выбор пал на Рим, поскольку захотелось после круиза остаться
в Риме на несколько дней.
При бронировании также выбрал каюту. Моим требованием было размещение в носовой части, не близко, но и недалеко от лифта, и без
увеселительных\развлекательных заведений под\над\вокруг. Почему носовая часть? Посередине не хотелось из-за нависающего над каютами продолжения
верхней палубы и немного ограниченного (как мне казалось) обзора вперед и назад из-за конфигурации корабля (корабль утолщается в носовой и кормовой
части). В кормовой части не хотелось из-за двигателей. Предложенную мне каюту менял несколько раз: в первый раз из-за того, что она была посередине
корабля, второй – из-за каюты со смежной дверью и напротив лифтов. Выбором каюты остался абсолютно доволен и нисколько об этом не пожалел.
Разумеется, Вы можете сказать, что в этом конкретном круизе (корабль шёл «против часовой стрелки») каюта смотрела в море, а не на берег, поскольку
была с левой стороны. Но кто-то на форуме уже об этом говорил – в море Вы всё равно берега не увидите, а при заходе\выходе в порт корабль идёт разными
бортами, так что видно в разные стороны. А, если не лень, то можно всегда подняться на верхнюю палубу ( в моём случае даже лифт был не нужен, поскольку
верхняя палуба была через этаж от нас). Также не было слышно двигателей, ну и над нами была зона СПА, поэтому также никакого шума не было.
При бронировании также выбрал первую смену на ужин и столик на двоих. Первую смену, поскольку она была в 19:00, что означало окончание ужина не позже
чем в 20:00-20:30. Я всегда успевал на ужин, успевая отдохнуть после возращения с берега, и у нас оставалось время вечером и на шоу, и на другие развлечения.
В случае второй смены ужин ждал бы меня в слишком уж «итальянское» время – 21:30. Для нас это всё-таки поздновато. Немного опасался столика на двоих,
помня о том, что на форуме писали о размещении столиков на двоих в плохих местах, за колоннами и т.п. Наш столик был в ресторане Villa Verde и находился
в окружении столиков на 6-рых и 8-рых. При этом он не был у стенки, не прятался за колоннами. Снующие официанты нисколько нам не мешали. Поэтому,
подытоживая, столик на двоих оказался не самым плохим выбором в нашем случае. Номер у столика был 846.
Чтобы закончить о еде:
Никаких пакетов (ни винных, ни пивных и прочих) я не брал. Ужин у нас сопровождался бутылкой минеральной воды (0.75L), которую мы выпивали
за вечер, и бутылкой вина, которую мы выпивали за 2 ужина. Мы также практически каждый вечер «баловали» себя коктейлем, пили кофе в эспрессо-баре,
один или два раза брали десерт, ну и я пару раз «прикладывался» к стаканчику крепкого алкоголя.
Получив итоговый счет, я посчитал, сколько мы выпили – оказалось, что на двоих на напитки и еду в разных заведениях на корабле мы потратили 195 EUR.
Это с учётом того, что в тот день, когда корабль был в море, мы ходили обедать в Мексиканский ресторан, где брали по основному блюду, напиткам и десерту,
что обошлось нам в 35 EUR на двоих.
Личное впечатление о еде:
Завтраки и Ланчи в Bora-Bora (Pago-Pago), на мой взгляд, были нормальными. Я всегда мог найти себе что-то по вкусу и не оставался голодным. Да, я согласен
– креветок и лобстеров не было, да и пиццу лучше там не пробовать, но в целом для того, чтобы перекусить и подкрепиться такого заведения хватает. Вся еда была
разделена на несколько зон: зона салатов (выбор не очень большой, но основные овощи там были), зона пиццы, зона пасты (несколько видов пасты и соусов), зона
второго горячего (мясо, горячий гарнир), зона десертов (кусочки тортов, кремы, свежие фрукты). Была ещё так называемая "интернациональная" зона, где почему-то
можно было взять какие-то "интернациональные" блюда, вроде поленты, но мне там не очень понравилась еда. Ещё был раздел картошки фри, гамбургеров и хот-догов.
Брал бесплатную воду, добавлял лёд и лимон. Кофе\чай там не пил.



Ужин в Villa Verde был довольно приличным, еда - нормальной, хорошо приготовленной и красиво поданной. Ужин предлагался по классической схеме:
Выбор из двух трёх видов закусок - антипаст, затем паста\супчик, второе и десерт.Повторяю каждое блюдо предлагалось выбрать из трёх-четырёх вариантов. Если брать
"полный комплект", то получалось даже много.
Особых претензий к этому ресторану у нас не было.
Я немного «перепрыгнул», поэтому вернусь к началу – как попасть на корабль?
Форумчане активно обсуждали варианты 2-х поездов и метро, но мы решили, что мы сможем себе позволить немного комфорта и выбрали вариант трансфера
через компанию http://airport-transfers-direct.com/. Мы бронировали трансфер за 10 месяцев до круиза, и он обошёлся нам в 100 EUR из аэропорта в
порт и в 110 EUR в обратную сторону. Согласен, что это недешево, но:
1. Таксист нас встретил в зале прилёта (при этом он нас ждал, поскольку рейс задержался)
2. Добрались мы за час с небольшим, поскольку была пробка на шоссе.
3. Таксист имеет пропуск в порт, поэтому нам не надо было ждать шаттла на входе, а нас подвезли прямо к трапу корабля.
4. У нас было 2 чемодана по 20 килограммов каждый и две сумки. Тащить это по вокзалам, метро, от вокзала до порта достаточно тяжело.
5. На улице было +37С.
При трансфере обратно повторилась та же самая история: я знал, что корабль приходит в порт в 8:00 и заказал обратный трансфер на 9:00, но! С корабля
выпускают по группам, и Вы узнаЕте о своей группе и времени только в последнюю ночь. У нас было время в 9:30. Таксист нас также ждал.
Несколько дополнительных нюансов:
Машина была Opel Insignia. Наши два чемодана и сумки влезли в багажник с трудом. За двое суток до обоих трансферов я получил письмо с
подтверждением и телефоном водителя. Таксисты не говорят ни по-английски, ни по-русски.
Подытоживая, мы потратились на трансфер, но сэкономили себе нервы, время и силы. Каждый решает для себя стоит ли это таких денег.
Выйдя из такси, мы попали в зал регистрации пассажиров, который в Чивитавекье сделан прямо на причале рядом с кораблём.

Несмотря на то, что MSC обещал выслать все документы, бирки на чемоданы, купоны на экскурсии и пр. нам домой почтой, ничего такого не произошло.
Я получил от них письмо по электронной почте, в котором был приложен PDF файл с нашей резервацией, датами, номером каюты и … всё. Но в зале
регистрации, в обмен на этот листок и наши паспорта, мы получили все эти документы одним пакетом. Наклеили бирки на чемоданы, которые у нас тут
же забрали. Кстати паспорта нам сразу же отдали и даже не пытались забрать, может быть потому, что у нас паспорта граждан Европейского союза?
Нас сфотографировали (кто фотографировался на паспорт или проходил границу в США процедуру знает) и выдали нам 2 корабельные карточки. На
карточке ваша фамилия, номер каюты, номер столика и название ресторана, в котором Вы ужинаете, а также смена ужина (первая или вторая).
Карточка является ключом от каюты, пропуском на корабль (карточка ассоциирована с записью о вас в корабельной базе данных; входя и выходя с
корабля Вашу карточку ОБЯЗАТЕЛЬНО проведут через сканер и на экране высветится Ваша фотография).
Потом был проход через «рамку» - бутылку с водой никто не отнимал. С момента выхода из такси до момента захода в нашу каюту прошло ровно 8 минут.
Всё было просто и понятно, бумаги тоже читались легко, возможно потому, что мой второй рабочий язык – это Английский язык.
Тут на входе наши карточки просканировали в первый раз.
Что не очень понравилось – я не люблю, когда мне пытаются что-то навязать. В зале регистрации Вам сразу начинают предлагать купить винные\пивные
пакеты, подписаться на экскурсии, взять абонемент в СПА и, самое главное, купить абонемент на химчистку\стирку и глажку. Меня это сразу отталкивает,
и я занимаю глухую оборону.
До каюты нас проводил стюард, там же в коридоре перед каютой нас ждал наш «мальчик», ну или, другими словами, ответственный за нашу каюту.
Он нам достаточно быстро рассказал и показал, что и где находится в каюте, как пользоваться телевизором и прочими вещами. Он также спросил, какая
у нас смена ужина и нет ли каких-либо проблем. В целом, первое впечатление было довольно хорошим. Забегая вперед, скажу, что он был достаточно
адекватным, не очень интенсивно «навязывал» услуги и сильно нас не беспокоил.
Пока наш «мальчик» нам всё объяснял и разъяснял, прибыли наши чемоданы. Сразу замечу, чтобы больше к этому вопросу не возвращаться – никаких
«чаевых» на корабле мы никому ни разу не давали, да и никто не давал нам для этого повода. Живые деньги на борту я видел 2 раза: в казино (там фишки
меняют только на деньги, и выигрыш отдают деньгами) и в последнее утро на ресепшене во время расчёта.
Мы переоделись и отправились в экскурсию по кораблю, хотя нашей главной целью была необходимость подкрепиться. Мы достаточно быстро привыкли к
расположению основных мест еды и развлечений, вот только постоянно путали основные рестораны «Villa Verde» и «La Reggia», поскольку к ним доступ
оказался немного хитрым (хотя может это только для нас так было).
Про еду я уже рассказывал. В первый наш обед в «Bora-Bora» мы заказали вина – это был наш первый платёж на корабле. Процедура платежа оказалась
достаточно простой:
у тебя забирают корабельную карточку, проводят через карточный терминал, получают чек с названием и стоимостью услуги и дают Вам его на подпись.
Копию оставляют Вам. Кстати, можете считать меня консерватором или «Плюшкиным», но эти чеки я бережно собирал. Дальше объясню почему. За время
круиза больше ни разу в обед в «Bora-Bora» мы ничего не покупали.
После обеда мы отправились исследовать корабль дальше. Из всех мест на корабле мне больше всего понравился интерьер бара «Purple», мне кажется,
что я сделал около 50 фотографий этого бара (разумеется, в альбоме осталось штуки 2-3). На мой взгляд, дизайнеры хорошо потрудились над этим
заведением.



Ну и, конечно же, лестница с кристаллами (а вернее, две лестницы с кристаллами) тоже была создана для того, чтобы удивлять. Я думаю, что на этой
лестнице сфотографировался КАЖДЫЙ пассажир этого корабля.



Следующим объектом нашего исследования стали бассейны. На корабле нам было доступно 3 бассейна (начиная с носа корабля) на 14-ой палубе:
1. L’Equatore - Крытый бассейн глубиной от 1.7м до 1.9м. Длиной этот бассейн был около 20 метров и шириной около 8 метров. Рядом с бассейном есть
4 джакузи, в которые помещалось человек по 8-10. Не знаю почему, но я для себя этот бассейн назвал «детским»


2. AquaPark - Центральный корабельный бассейн с глубиной 1.6м. Размерами он был, конечно же, больше первого бассейна, но ненамного. Вокруг
этого бассейна на корабле располагалась центральная зона отдыха, распространяющаяся на две палубы. Именно рядом с этим бассейном продавали
мороженное, сладости. Именно рядом с этим бассейном проходили развлекательные мероприятия с аниматорами, бинго, фитнесс и т.п. Вокруг
бассейна в полухаотическом порядке расположены шезлонги, большая часть из которых ПОСТОЯННО забита брошенными полотенцами, обозначая
занятое место. В тот день, когда корабль находился в море (между Барселоной и Тунисом) отдохнуть у этого бассейна было практически не-ре-аль-но.


3. Бассейн на корме - самый маленький из трёх этих бассейнов по размеру, но, я бы сказал, наименее загруженный отдыхающими. При этом глубина у
него была 1.8м. Вокруг этого бассейна тоже располагались шезлонги, кроме того можно было подняться палубой выше, где тоже были шезлонги и
душевые кабины. Около каждого бассейна есть душевые кабины, около каждого бассейна можно купить коктейль\пиво, около каждого бассейна
можно ПЫТАТЬСЯ найти шезлонг.
Резюмируя: для низкорослых, для тех, кто не любит шумную толпу вокруг, и для тех, кто хочет спокойно поплавать в бассейне от одного борта до другого,
на этом корабле подходящего бассейна нет.
Ну и, конечно , ситуация с шезлонгами: сначала вы Своей карточкой гарантируете возврат полотенца (нужно отстоять очередь к «мальчику» который
выдаст Вам полотенце вместе с чеком), потом вы ищете свободный шезлонг в удобном для Вас месте, что в интервале от 10:00 до 18:00 было нетривиальной
задачей, а затем ещё стоите в очереди к тому же самому «мальчику», чтобы сдать полотенце обратно, не забывая при этом, вернуть выданный Вам вместе с
полотенцем чек.
В правилах было написано, что в случае отклонений от вышеописанных действий, вы рискуете «попасть» на 20 EUR (карточку Вашу они ведь зарегистрировали).
В тех же правилах написано, что оставленное больше чем на 30 минут полотенце на шезлонге без владельца, будет забираться персоналом опять-таки с
потерей вами той же пресловутой «двадцатки». В реальности я такого никогда не видел.
В дополнении могу сказать, что единственным более спокойным местом горизонтального отдыха была зона солярия на самой верхней 18-ой палубе, куда не
допускались лица моложе 18 лет ( в теории) и где была большая ванна-джакузи (зачем-то с довольно горячей водой).
Я пользовался бассейнами дважды, лежал на шезлонгах тоже дважды и это за весь круиз! Но перспектива плавания в бассейне вместе с прыгающими
на голову итальянскими детьми всех возрастов может кого-то и оттолкнуть.
Наверное, больше повезло тем, кто плавал «по-дорогому» в Yacht Club – у них был свой отдельный бассейн.
Я не играл на корабле в боулинг – несколько дорожек было в спортбаре, я также не «испытывал» гоночный симулятор Формулы-1 и не участвовал в спортивных
баталиях на мини-футбольном (оно же тенисно-волейбольное) поле на самом верху 18-ой палубы. Так что впечатлениями я поделиться не могу.
Из развлечений я не упомянул о театре Strand. Могу сказать, что размеры помещения, отведенного под театр, впечатляют – всё-таки объединить 3 палубы
в носовой части корабля и превратить их в театр с балконом, свето и звуко техникой, движущейся сценой не является самой простой инженерной задачей.
Мы ходили практически все вечера на представления, которые шли в две смены: в 20:00 и в 21:45, что позволяло их посетить всем пассажирам вне
зависимости от смены ужина. Каждое представление длилось около 45 минут, что делало их просмотр не очень утомительным. Все представления
большей частью понравились: они включали и хореографию, и акробатику; были и сольные номера с фокусами, гимнастами, артистами оригинального жанра.



Вёл все представления директор программы развлечений со звучным итальянским именем Enzo. Мне он запомнился тем, что объявлял всё о предстоящей
вечерней программе (не просто «здравствуйте» и «спасибо», а достаточно длинными и сложными предложениями) на 5-ти языках: итальянском, английском,
немецком, французском и испанском.
После театра мы обычно немного прогуливались и шли спать, поскольку каждое утро мы вставали очень рано : в 7:00 – 7:30. Это было необходимо, в
основном, из-за экскурсий, которые начинались очень рано.
Перед тем как отчитаться по дням, я бы хотел упомянуть о программе дня, которая каждый вечер «магическим образом» оказывалась в нашей каюте и
давала, практически, полное представление о том, «что день грядущий нам готовит». При резервации круиза мы указали языком общения Английский
язык (хотя я сейчас не помню, была ли там возможность выбрать Русский), поэтому программа дня приходила к нам на Английском. Но на ресепшене мы
видели такую же программу на русском языке (хоть и информации в ней было немного меньше чем в английской версии), так что, вероятно, вполне
возможно получать версию программы дня и на родном языке.
Что же в этих 2-х двухсторонних листочках A4 формата такого:
1. Для тех, кто забыл – где будет завтра находиться корабль; во сколько он причалит и во сколько отчалит; во сколько надо быть на борту. Какая
там погода и коротко о стране\городе.
2. Время захода\восхода солнца; дистанция до места назначения. Интересные факты о маршруте движения ( к примеру, во сколько и по какому
борту будет что-то интересное).
3. Дресс-код на вечер – очень важная информация, чтобы не «лопухнуться», появившись в джинсах на формальном вечере.
4. Время и место сбора на экскурсии (каждая экскурсия собиралась в отдельном месте, причём групп на каждую экскурсию могло быть несколько
(2-3 итальянских, 1 немецкая и 1-2 английских).
5. Информация о скидках в магазинах, барах (обычно каждый день была скидка на какие-то из коктейлей), спа.
6. Информация о развлечениях на корабле: где и во сколько сегодня можно посмотреть футбол, что «дают» вечером в театре, какая вечеринка\дискотека
сегодня проходит.
7. Информация о музыкальных вечерах: каждый вечер в каждом баре кто-то играл.
8. Время работы магазинов, кафе и ресторанов (отличалось в зависимости от времени прихода\ухода корабля)
9. Полезная справочная информация, телефоны различных служб на корабле
10. Координаты представительства MSC в том городе\стране, включая телефон и адрес.
10-ый пункт оказался очень полезным. Понятно, что Вас посчитают при выходе с корабля и, соответственно, при возвращении на корабль. Но если Вы не
вернулись вовремя, то как узнать, что с Вами произошло. Простой пример: в первый же вечер мы должны были уйти из порта в 19:00, однако корабль
отошёл от причала в 19:30 и встал перед самым выходом из порта. Так он простоял до 20:30, когда к кораблю подошёл легкий маленький катер и с него
на борт «передали» женщину и двоих детей. Я не могу с уверенностью утверждать, что они связывались с представительством, но, мне кажется, что, не
зная о судьбе пассажиров, корабль не будет ждать их неизвестно сколько времени.
Итак, Первый порт на маршруте – Генуя.
Мы не брали никаких экскурсий, поскольку планировали просто пройтись по городу и вернуться обратно пораньше.
Корабль причалил к терминалу прямо в центре города.



Мы вышли из порта и сразу же увидели множество такси, н-ное количество автобусов, зарезервированных MSC для экскурсий, а также несколько городских
экскурсионных автобусов „Hop-On/Hop-Off”. Мы, практически не раздумывая, заплатили по 10 EUR c человека и, усевшись в одноэтажный автобус без
крыши, «рванули» знакомиться с городом. Мы не выходили на остановках, а проехали полный круг, который закончился на набережной прямо перед Аквариумом.
Это оказался самый дешевый экскурсионный тур в Генуе, остальные стоили дороже. Сайт компании http://www.genoacitytour.com/ita/
Выйдя из автобуса, мы прогулялись по городу пешком,

посетили центральную площадь с фонтаном Piazza de Ferrari,



забрались в парк на холме Viletta di Negro в центре города,

а затем, не спеша вернулись маленькими улочками обратно в порт.

По дороге в магазине мы купили литровую бутылку воды. С этой водой в рюкзаке мы прошли через «рамку» при входе на корабль, и никто нам и слова
по этому поводу не сказал. Несмотря на то, что прямо на входе висит предупреждение о запрете проноса любых напитков на корабль.
Отчалив от берега, корабль направился дальше на запад. Следующей остановкой должна была стать Барселона. К вечеру поднялся ветер и небо
потемнело. Корабль резал волны и его ощутимо покачивало. Особенно это стало чувствоваться когда все дамы на каблуках стали выходить из
театра после закончившегося представления – их ощутимо покачивало (и я не думаю, что все поголовно были в тот вечер «навеселе»). Для тех,
кто не очень хорошо переносит качку, наступило время лечь в кровать, выпив таблетку «Buon Voyage». Я же отправился на балкон
глядеть на то, как наш лайнер движется сквозь волнующееся море.
В этот вечер у меня произошла неприятность, которой я не ожидал. Я привык «быть всегда на связи», поэтому мобильный телефон у меня обычно не
выключается. К сожалению его приходится периодически подкармливать электричеством, и это время наступило. Воткнув зарядное устройство в розетку
(кстати, розетки на корабле не рассчитаны на толстые вилки, только на тонкие европейские, ну и на специфические тройные итальянские. Я с собой вожу
переходники всегда, даже итальянский, на всякий случай) я услышал характерный треск и на этом «зарядка» перестала работать. Кстати телефон и в
море работал, переключаясь на провайдера под названием «TIM». В любом случае мой телефон замолчал в штормовую ночь между Генуей и Барселоной.
День Второй. Барселона.
Ночью корабль качало, но не могу сказать, чтобы это сильно чувствовалось. В Барселону мы должны были прийти в час дня, поэтому утром мы
планировали выспаться и позагорать. Вместо этого утро нас встретило пасмурным небом, и чем ближе мы подходили к Барселоне, тем больше сгущались тучи.


Причалив к берегу нас накрыло ливнем с грозой.
Мы заранее заказали экскурсию Gaudi’s Experience, которая включала в себя обзорную экскурсию по центру Барселоны, посещение Парка Гуэль и экскурсию по «Саграда Фамилиа».
Экскурсия нам обошлась в 96 EUR на двоих. Да, наверное, можно было спуститься с корабля (который причалил у Терминала С, что, в принципе, не так уж и далеко от центра
города, сесть на шаттл (билет стоил 8 EUR с человека) и добраться до площади Колумба, или взять такси и проехаться по тем же самым местам, что вероятно обошлось
в каких-нибудь 40-50 EUR. Но мы решили, что экскурсия будет гарантированным избеганием возможных проблем и задержек, ведь на корабле надо было
появиться в 19:30.Так что мы прокатились на автобусе по центру.

Остановились у Парка Гуэль, который посетили вместе с гидом.


И, под занавес, посетили «Саграда Фамилиа» также вместе с гидом (билет был включен в экскурсию)


К последней остановке дождь перестал, так что накидки, которые нам выдали перед экскурсией, нам больше не понадобились. На корабль мы
вернулись около 18:45. Мне понравилась экскурсия, понравилось то, как гид рассказывал о Гауди и его творениях, так что я не жалею о потраченных
деньгах.На обратном пути, помня о комментариях форумчан по поводу «рамки» не на корабле, а в терминале, мы приобрели пару бутылок вина в
duty free. И без проблем пронесли их в каюту.
На следующий день планировалась «dolce furnienda», поскольку корабль должен был находиться в море.
День Третий. День в море.

Не хотелось бы задерживаться на этом дне. Только ещё раз отмечу, что «горизонтальный отдых» в этот день ЧРЕЗВЫЧАЙНО затруднен, поскольку все
пассажиры пытаются отдыхать таким же способом. Я уже выше писал, что мы решили не толкаться вместе со всеми в буфете в обед, поэтому мы сходили
в мексиканский ресторан, где отлично пообедали в, практически, пустом зале.
К сожалению, в том случае, если подобный корабль с подобным количеством пассажиров вынужден проводить день в море, то воспользоваться всеми
видами отдыха на нём достаточно проблематично.


Кстати, я по-прежнему без связи. Найти зарядное устройство на корабле я не смог ни в магазине, ни через стюарда, ни через ресепшн. В Барселоне я
тоже не смог попасть в магазин.
День Четвертый. Тунис.

Когда я выбирал круиз, то я очень хотел посетить Барселону, Мальту и Сицилию. Тунис нам попался в «довесок». Как ни странно, но моя тяга к
путешествиям при слове «Африка» никак не реагировала, поэтому за все те 15 лет, что я путешествую, Африка в моих планах не значилась. Тут же у
меня появилась возможность «поставить галочку», добавив один континент и одну страну к списку стран, в которых я побывал (кстати, так получилось,
что Тунис стал «юбилейной» 30-ой страной).
До этого я много слышал о Тунисе: и плохого и хорошего. Ещё со школы помнил о великом Карфагене, а с прошлого года о «жасминовой революции».
Меня не особо интересовали рынки и покупки, поэтому мы решили взять корабельную экскурсию, которая называлась «Historical and Cultural Tour»
и включала в себя посещение Карфагена, музея на холме Бирса, а также прогулку по городку Сиди Бу Саид. Экскурсия заняла 4 часа и обошлась нам в
108 EUR на двоих. На самом деле мы колебались, выбирая экскурсию, поскольку на форуме множество человек писало о том, что самым простым и
дешевым вариантом в Тунисе является вариант такси, которое провезет Вас по всем достопримечательностям за сумму в два раза меньшую, чем мы
заплатили. Но, насколько мы поняли, нормальное такси в Тунисе – это особый вид лотереи. Так что мы опять решили действовать «по-дорогому».
Предыдущим вечером нам выдали специальные формы, которые надо было заполнить для прохождения пограничного контроля. Теперь я точно уверен
в том, что мог вписать в эти белые листочки всё, что угодно. Пограничник, не глядя, забирает эти листочки, а на обратном пути вообще никто ничего
не смотрит. Может быть, это нам так повезло?
Сразу могу сказать, что Тунис меня не впечатлил. Вероятно, это связано с бедностью, наличием военной техники на улицах, очень навязчивыми
торговцами и тем, что на обратном пути я оставил в автобусе фото-сумку с запасной батарейкой, карточками (к счастью, пустыми) и ещё рядом
мелочей от фотоаппарата.

Развалины Карфагена выглядят как … любые другие развалины (только вот дополнительно к входному билету, который входил в стоимость экскурсии,
экскурсовод взял с меня 1 EUR за фотоаппарат, что попахивало каким-то «разводом»).



Музей на холме Бирса ничем особенным не запомнился, кроме вида с холма на город и на наш корабль.


А вот Сиди Бу Саид очень понравился своей «искусственностью», которая при этом отлично вписалась в пейзаж.



Этот городок понравился бы мне ещё больше, если бы не тотальная «коммерциализация» этого места. В любом случае, я не жалею о посещении этой
страны, но в моём списке стран для посещения она вряд ли появится ещё раз (хотя, как говорится «никогда не говори – Никогда!»).
О сумке от фотоаппарата я вспомнил уже после возвращения на корабль. Наверное, если бы я понял, что остался без сумки, где-то в магазинах
«дьюти-фри» (которые построены прямо на причале), то у меня был бы шанс успеть вернуться в автобус. Но фотоаппарат у меня маленький, сумка
от него, соответственно, тоже невелика, так что все мои попытки обратиться на ресепшн и просить вызвонить кого-нибудь, успехом не увенчались.
Кораблю моя сумка была абсолютно «по-барабану».
Отсутствие связи начало меня тяготить, поэтому я добрался до корабельной библиотеки и подключился к интернету. В библиотеке было доступно 4
компьютера, с которых можно было выйти в интернет, а также распечатать что-либо на принтере. Для выхода в интернет надо было создать аккаунт,
привязать к нему корабельную карточку и всё. Тарификация посекундная, поэтому я растянул пользование интернетом (уже не помню, сколько я взял
минут – кажется 300 минут за 25 EUR) до конца круиза. А, самое главное, в библиотеке я решил проблему с телефоном, но об этом дальше.
День Пятый. Мальта.
Я столько до этого слышал о Мальте, о рыцарях, мальтийском кресте, о «мальтийском соколе» наконец. Я ждал встречи с этим островом, и этот день
меня абсолютно не разочаровал.
Уже вплывая в порт, удивляешься виду с балкона: город-крепость, который покрыл собой изрезанное холмистое побережье и придал этим некий не
столько «устрашающий», а скорее «средневековый» вид. Очень необычно.


Мы решили поступить здесь также как в Генуе – взять городскую (а вернее островную) автобусную экскурсию «hop-on/hop-off». Только в отличие от
Генуи, здесь мы выбрали «не ту компанию». Прямо в порту мы купили в экскурсионном киоске 2 билета на автобус компании «CitySightSeeing Malta»
по цене в 15 EUR за 1 билет. Автобус должен был объехать практически весь остров, хотя нашей целью кроме обзорной экскурсии было посещение
города Мдина. Мы сели в автобус практически у входа в порт и отправились колесить по «левосторонней» Мальте.

Мы доехали до Мдины, вышли и прогулялись по этому замечательному городку. Мне очень понравилось это место, особенно в те моменты, когда мы
оставались абсолютно одни на этих ухоженных узких улочках. Могу сказать что после посещения этого городка остаётся такое послевкусие, как
после бокала отличного вина.




Правда, это послевкусие разбилось о суровую реальность: автобусы этой компании не радуют своей регулярностью. На остановке собралась огромная
толпа, ожидающая автобус. Автобусы-конкуренты с завидной регулярностью останавливались перед нами, а вот нашего автобуса не было. Через полчаса
пришёл желанный автобус, но мы даже не пытались на него сесть, поскольку картина напоминала штурм электрички, идущей на море в Латвийскую Юрмалу
в самый разгар туристического сезона. Примерно через час стояния на улице при +35С я понял, что «мы не будем ждать милости от природы …», поэтому я
спросил у водителя подошедшего автобуса-конкурента, можно ли поехать с ними. Посмотрев на мои билеты, он сказал магическую фразу: «ещё по пять
евро с человека и можете ехать с нами». На этом автобусе мы удачно прокатились по оставшейся части острова, а затем спокойно вернулись на корабль.




В любом случае, Мальта мне понравилась. Так что Мальтийский крест занял заслуженное место на нашем холодильнике.

Вечером я решил проблему мобильного телефона. Я всегда с собой вожу разные провода, поэтому я смог зарядить свой телефон в библиотеке,
подсоединив его к библиотечному компьютеру проводом «микро-USB - USB». Итак, в предпоследний вечер круиза я снова оказался «на связи».
День Шестой. Сицилия

Хочу Вам признаться, что я люблю Италию. Я не хотел бы там жить, но мне очень нравится приезжать туда туристом. Италия была моей первой
капиталистической страной, которую я посетил в далеком 1990 году десятиклассником. Видимо это любовь с первого взгляда. Я практически каждый
год бываю в Италии: зимой, чтобы покататься на лыжах; летом – нет, летом лучше туда не ехать (если только не собираетесь загорать); осенью,
чтобы насладиться теплым осенним воздухом этой великой страны.
Так вот - я до этого побывал во многих местах «итальянского сапога», но на Сицилии я ещё не был. Как странно устроена жизнь: долгие годы Вы
знаете Сицилию по Архимеду и томатам, а всё равно всю историю этой части Италии «с лихвой перекрывает» история «Крёстного отца».
Готовясь к круизу, мы изучали разные варианты маршрутов по Сицилии и, в конце концов, остановились на Таормине. Этот курортный городок, почему-то
манил нас к себе: то ли из-за шикарного вида на Этну, горы и Средиземное море; то ли из-за старинного Греко-Римского амфитеатра, в котором выступали
практически все современные оперные и не только оперные певцы и музыканты. Опять-таки можно было пытаться добраться до Таормины самостоятельно,
тем более что варианты были описаны на этом форуме. Но мы решили: «гулять - так гулять!» и взяли корабельную экскурсию. Экскурсия нам обошлась в
100 EUR на двоих (посещение театра было включено в цену).
Экскурсовод очень интересно рассказывала нам о Сицилии, пока наш автобус несся по шоссе.


Как хорошо всё-таки, что человечество придумало кондиционеры! Экскурсовод нам сказала, что если с утра жители Мессины не видят побережье
материковой Италии из-за дымки, то день будет жарким. И почему я верю народным приметам? Я думаю, что днем в Таормине было больше +37С.
Мы прошлись с экскурсоводом по всему городку, она по дороге рассказывала о Таормине. Мы добрались и посетили этот знаменитый Греко-Римский
театр, но, к сожалению, Этны мы из-за дымки не увидели. Несмотря на это я ещё раз для себя подтвердил необходимость более близкого и
продолжительного знакомства с Сицилией.







Наступал последний вечер нашего первого круиза. Кстати это был второй вечер в круизе, который требовал Формального дресс-кода. На форуме было
много дискуссий по поводу того, что одевать на такие вечера. Я с самого начала не заморачивался идеей смокинга или вечернего костюма. С собой были
взяты вечерние (но не коктейльные) платья для "девочек" и клубный пиджак и рубашки без галстуков для "мальчиков". Могу сказать, что мы нисколько
не выбивались из рядов других пассажиров, хотя было много народу в смокингах, а также попадался отдельный «контингент» в джинсах.

После вечернего представления мы поднялись на верхнюю палубу; прошлись по всему кораблю от носа до кормы; посмотрели на лунную дорожку,
которая простиралась до горизонта и пошли в каюту паковать чемоданы.


Вечером мы получили бирки на багаж и инструкцию о том, как мы будем сходить с корабля. В инструкции было сказано, что, во-первых, мини-бар
в каюте будет закрыт в 18:00; во-вторых, чемоданы должны быть собраны, на них надо повесить бирки и выставить из каюты до 01:00. Ещё было
несколько важных или не очень важных замечаний, но, самое главное, там было написано время, когда мы должны сойти с корабля, и место, где
мы должны собраться, чтобы это сделать.
Я уже писал, что, Зная, что корабль приходит в порт в 08:00, я заказывал трансфер на 09:00. Однако, согласно полученным бумагам, моё время
было 09:30. До этого мне предстояла ещё одна важная процедура: финальный расчёт.
Как Вы помните, деньги на корабле заменяет карточка. Но чтобы ей пользоваться необходимо её финансово обеспечить. Это совсем не обязательно
делать сразу, как только Вы пришли на корабль. Я положил туда деньги вечером первого дня, причём я к этому моменту уже и что-то купил, и что-то
выпил. Вариантов «привязки» есть всего два: привязать кредитную карту или положить на счёт наличные. Я выбрал второй вариант и вот почему: если
Вы привязываете кредитную карточку, то Вам не нужен никакой депозит – деньги они списывают с Вашей кредитной карты во время круиза (я вот только
не знаю сколько раз). Да и в день расчёта они тоже списывают с карточки всё, что вы пропили, проели и прикупили. В этом случае возможны нюансы с
тем, что у Вас могут списать что-то из-того, что Вы не тратили. Я понимаю, что вероятность этого мала, но всё же. При своём финальном расчёте я
слышал, как громко скандалил мужчина за соседней стойкой о том, что он не тратил деньги на то и на это, а они уже списали эту сумму с его кредитной
карты. Чтобы избежать подобной ситуации нужно соблюдать всего два правила:
1. Класть на депозит наличные – требуется положить не меньше 250 EUR. Остальную сумму Вы можете доложить во время круиза, а в конце Вам либо
вернут лишнее ( ну? У кого из Вас оставались деньги на счету по окончанию круиза?), либо потребуют с Вас заплатить за потраченный на корабле кредит.
2. Собирать все чеки и проверять расчётные бумаги. В середине круиза Вам принесут промежуточный счёт, в котором будут указаны Все Ваши траты за три
дня круиза, включая все сборы и налоги. Можете не полениться и сравнить эту бумагу с Вашими тратами и, в случае несовпадения, у Вас есть полное
право потребовать исправления ситуации. Аналогично в последний вечер Вы получите финальный расчёт: бумагу розового цвета, если Вы остались
должны кораблю; и бумагу зеленого цвета, если корабль остался должен Вам ( я, кстати получил зеленую бумажку). Если Вы со всем согласны, то
бумагу надо подписать и прийти на ресепшн (а вернее в Accounting Office, который находится рядом с ресепшн), чтобы или доплатить, или получить
обратно «непотраченные» деньги.
Тут-то Вы и можете попытаться доказать, что Вас неправильно рассчитали. В случае использования кредитной карты мне кажется, что компания просто
спишет с Вас деньги, а разбираться Вы будете потом. С наличными же у Вас остаётся «пространство для манёвра». Может быть я и неправ!
В любом случае только после утряски формальностей с расчётом Вашу карточку просканируют в предпоследний раз (хотя, за соседней стойкой женщина
отдала листок и сразу ушла без сканирования карточки). После этой процедуры (кстати за расчётом лучше идти пораньше, поскольку народа много, а
процедура не очень быстрая) Вам остаётся только появиться в указанном месте и ждать Вашего времени. Мы освободили каюту в 7:00, как было указано
в инструкции, но я сомневаюсь, что мы не смогли бы остаться подольше. Зато у нас был почти час на завтрак, а потом я провёл минут 40, делая финальный
расчёт на ресепшене

Ровно в 9:30 за нами пришли и отвели к выходу, где наши карточки просканировали в последний раз, сказав на прощание: «гудбай» и «арривидерчи».
На выходе в том же зале регистрации стоял наш багаж (его действительно забрали ровно в час ночи), а на улице нас ждал наш водитель.
Мы пронеслись к выходу из порта мимо других пассажиров, ждущих портового шаттла или бредущих с чемоданами к выходу из порта.
В заключении отчёта: мне понравился круиз. Несмотря на мелкие недоразумения, потерю фотосумки и достаточно большую для нас потраченную сумму
денег, я ни о чём не жалею. Я также считаю, что 7-ми дней вполне достаточно для первого круиза. Я не могу сказать, что мы тут же стали завзятыми
«круизоманами» и уже планируем наш следующий круиз через полгода, но я, действительно, хотел бы повторить эти ощущения в будущем.
Прошу меня извинить за столь длинный текст. Надеюсь, что хоть что-то из этой информации окажется для Вас полезным.