Сразу скажу, что в Норвегии все путешествующие были в первый раз. Более того, поездку эту задолго никто не планировал. Для меня, к примеру, по причине имеющихся поверхностных сведений о суровом климате и небывалой дороговизне Норвегия еще долгое время могла бы оставаться страной-мечтой, и никак иначе. Но драгоценная идея была успешно вброшена, и вот уже в июне, почитав настоящий форум, я понимаю, что надо ехать, очень надо. С этого момента не было ни дня покоя. Просмотр отчетов, выбор интересующих мест, потом поиск попутчика (ведь «в Норвегию без машины лучше не соваться»), успешная стыковка интересов и дат, заманивание в поездку двух подружек, дополнительная проработка уже впятером маршрута, снаряжения и прочих деталей, покупка авиабилетов, получение виз… И вдруг, как только все основные подготовительные работы, казалось бы, были завершены наш единственный водитель, вынужден отказаться от поездки. И мы остаемся вчетвером, с авиабилетами, с отпусками и визами на определенные даты, в отчаянии, но с целым месяцем в запасе. Что же, после тщательного прокручивания разных вариантов перемещения посредством общественного транспорта я с новыми силами возвращаюсь на форум, где при самой что ни на есть активной помощи Rudankort вырисовывается совершенно новый маршрут. С гораздо меньшим охватом территории, но с более обстоятельным знакомством (вдоль, поперек, и главное - вверх) с каждой интересной точкой.
Еще до поездки стало очевидно, что путешествовать без машины очень даже возможно. Но, во-первых, формат поездки будет иным (транспорт ходит не везде и не часто, это накладывает серьезные ограничения на количество перемещений, которое нужно постараться свести к компромиссному минимуму). Во-вторых, это серьезно увеличивает бюджет поездки, особенно если захватывать не только простые рейсовые, но и туристические маршруты (именно разница в ценах на транспорт оказалась для нас самой впечатляющей, продукты, проживание в кемпингах и прочее вполне подъемно). В-третьих, нужно постоянно держать ритм и режим (чтобы не остаться в определенном регионе еще на сутки, надо вставать ровно по будильнику и передвигаться по тропам, постоянно сверяясь с часами). Ну и, глядя на нить нашего маршрута сейчас, я прекрасно понимаю, что целиком бы мы его никак не одолели, даже если бы погода и прочие обстоятельства не вносили бы свои существенные коррективы. Хоть определенную физическую форму мы и имеем, преодолевать ежедневно подъемы и спуски по несколько сот, а то и больше, метров с полновесными рюкзаками и в условиях вечной нехватки времени мы бы не смогли.
Почему я начала вдруг добавлять всюду частичку «бы»? Да потому что вышло всё у нас совершенно иначе! За три дня до вылета мне приходит очередное форумское оповещение: кто-то предлагает себя в попутчики. Пара из Выборга, на своей машине, оба водители, очень хотят в Норвегию, им понравился наш маршрут, предлагают взять второе авто напрокат и путешествовать вместе. Казалось бы, вот она, драгоценная возможность, но настроены мы все несколько скептически. Мы уже купили невозвратные и недешевые билеты на поезд из Осло в Ондалснес, а девчонки поменяли точку вылета домой на Берген. Найти машину в окрестностях Олесунна в выходные, чтобы сдать ее потом в Бергене, совсем не просто, времени на всё осталось очень мало, и рисковать уже ничем не хочется, с учетом недавней перекройки поездки, переписка идёт вяло. В итоге решили договориться о встрече в Ондалснесе, а дальше поступать по обстоятельствам...
Пару слов о матобеспечении
На компанию из четверых человек брали:
- из основного: 2 двухместные палатки, по рюкзаку на 60-80л, спальнику и коврику (пенке). Спальники у всех разные, но не на морозы;
- для приготовления и приема пищи: газовая горелка, набор посуды (кастрюльки, легкая крышка-сковородка, миски, чашки, ложки, ножи, пара термосов);
- из одежды-обуви: треккинговая обувь - одна пара полуботинок у каждого, и одна-две пары обуви на смену, одежда более-менее обычная, дождевики;
- из макулатуры: много распечаток по трекам, кемпингам, расписаниям, магазинам и другой информации, 500-метровые карты всех пешеходных треков (я печатала в фотолаборатории карточки формата 15*21, сделанные на основе http://ut.no/kart), атлас (оказался слишком мелкомасштабным, а потому – бесполезным, т.к. в таком масштабе картина перемещений и так прочно сидела в памяти), карандаш и блокнот для заметок, мини разговорник.
Часть еды, особенно крупы и орехи, как водится, привезли обратно. Но было пару раз, когда возможности зайти в магазин не было, и наши запасы нас здорово выручали.
Перед поездкой мы поинтересовались друг у друга степенью владения английским языком. Все ответили примерно одинаково: «пару фраз составить могу при надобности, а вообще язык хромает». Мне на английском больше нескольких слов подряд доводилось произносить только в общении с преподавателем, и то было много лет назад, в предыдущих зарубежных поездках я почти все время молчала, не вмешиваясь в речи тех, кто не испытывал затруднений в общении. В общем, в полной мере присутствовала традиционная боязнь того, что будешь делать ошибку на ошибке, что хватит лексического запаса, что твой акцент смешон и т.п. Однако многие источники говорили о том, что в большинстве случаев в поездке достаточно знать слова вежливости и уметь ответить на вопрос о количестве человек при стоянке в кемпинге. И мы были спокойны.
Общая карта нашего пушешествия выглядит следующим образом:
Содержание отчета:
Часть первая. В тесноте, да не в обиде
02-03 августа. Перелёт, переезд (Gardemoen - Åndalsnes)
04 августа. Åndalsnes. Неполный трек трек Romsdallseggen
05 августа. Trollstigen - Geiranger
06 августа. Geiranger - Oldedalen, Kattanaken
07 августа. Перезд: Lom, 55-я дорога, Aurlandsfjorden
08 августа. Flam - Gudvangen - Rimstigen - Voss - Odda
Часть вторая. Ходим, бродим...
09 августа. Kvitno - г. Hanakamb
10 августа. Язык Тролля (Trolltunga)
11 августа. Lofthus - Nosi - Hardangervidda - Husedalen
12 августа. Voringfossen - Hardangervidda - Skytjedal - Rembesdalskåka
13 августа. Simadalen. Переезд в Bergen. "До свидания"!
Подведение итогов, рекомендации
Итоги