В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Впечатления, отчёты о Норвегии от побывавших там. Норвегия отзывы о самостоятельных путешествиях. Отдых в Норвегии.

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Re: В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Сообщение: #61

Сообщение Rudankort » 13 апр 2014, 21:38

предыдущая часть

День четвёртый. 11 июля

Гейрангер-фьорд. Наверное, самый знаменитый фьорд Норвегии. Занесённый в список ЮНЕСКО, растиражированный на миллионах открыток и набитый туристами под завязку. Часто, и в том числе здесь на форуме, скептики критикуют Гейрангер. Новички, заочно испугавшись туристических толп, исключают этот фьорд из своей программы. И это, на мой взгляд, большая ошибка.

Да, Гейрангер раскрученный. Да, туристов много. Но попробуйте-ка назвать другой фьорд, который мог бы с бОльшим основанием претендовать на роль самого красивого в Норвегии? Именно сам фьорд, а не окружающие его достопримечательности. Понятно, что, чисто в силу размеров, больше всего интересного вокруг Хардангера и Согнефьорда. Именно по этой причине я спланировал по три ночи на каждом из них. Но именно как фьорд сам по себе Гейрангер очень трудно превзойти. Изящная S-образная форма, глубокий изумрудно-зелёный цвет воды, отвесные километровые стены, с которых ниспадают красивейшие водопады, несколько живописных старых ферм, притулившихся высоко над водной гладью... Здесь есть абсолютно всё, что мы привыкли ассоциировать со словом "фьорд", и все элементы гармонично сочетаются, образуя единое целое. Добавьте к этому изобилие ракурсов, обзорных точек, самых разнообразных пеших маршрутов - от самых простых до "экспертного уровня" - и получится must see, который просто обязан входить в любую обзорную поездку по Норвегии.

С утра погода условно хорошая. Воздух насыщен влагой, небо подёрнулось белёсой дымкой, но дождя нет, низкой облачности - тоже, а значит, нашим планам ничего не угрожает. Прямо с крыльца нашего дома открывается симпатичный вид на фьорд. Круизные корабли уже тут как тут. Но это - всего лишь разминка перед тем, что ожидает впереди.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Сегодня нам не нужно никуда ехать. Интересного вокруг Гейрангера более чем достаточно, чтобы занять целый день - даже в такой насыщенной программе, как наша. И даже с учётом того, что на лодке по фьорду мы сегодня плавать не будем. Вообще-то, именно на Гейрангере, с его многочисленными водопадами, под которые можно подплыть, я всячески рекомендую это сделать. Туристический паром, идущий строго по центру фьорда и битком набитый туристами, не подарит таких ярких эмоций. Но моя мама не любит лодки, а значит, без сожаления вычёркиваем этот пункт и переходим к следующему - обзорные точки.

Обзорных точек вокруг Гейрангера великое множество, но обязательны к посещению три из них - Flydalsjuvet, Dalsnibba и Ørnesvingen. И ехать на них лучше всего в первой половине дня, когда солнце светит сзади или сбоку, но не пытается влезть в объектив.

Flydalsjuvet

Классическая обзорная точка, где можно сфотографироваться на утёсе, висящим над фьордом. Вот уже больше сотни лет туристы привозят домой фотки, подобные этой:

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Идёт время, всё больше и больше становятся океанские лайнеры, которые тусят в Гейрангере, - а утёс стоит себе на том же самом месте. Норвеги разве что ограждения поставили, но разве это может кого-то остановить?..

Около Flydalsjuvet имеется две парковки - пониже (координаты 62.09109088645948, 7.222689986228954) и повыше (координаты 62.0898215957817, 7.222912609577195). В принципе, между ними порядка 100 метров, так что можно встать на любой и пешком обойти обе.

С "нижней" парковки доступны:

1. Один из лучших видов на фьорд, который вы найдёте в Норвегии.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

2. Кресло королевы Сони, сидя на котором можно любоваться вышеупомянутым видом. В нашем случае кресло плотно оккупировали какие-то немцы, поэтому прождав какое-то время мы плюнули и ушли.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

3. Собственно, тот самый "язык", на котором можно сфотографироваться. Найти его совсем несложно - когда знаешь, где искать. Многие не знают, и даже при нас несколько разных групп безуспешно рыскало по скалам. Уговорить родителей лезть через ограждения мне не удалось, зато Галя с удовольствием мне попозировала.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Больше на "нижней" парковке делать нечего, и мы перемещаемся к "верхней". Вид отсюда на фьорд мало чем отличается от предыдущего, сравните:

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Зато отсюда очень хорошо наблюдать, как туристы фотографируются на утёсе. Вот как это выглядит. Да, с этого места трудно угадать, какой интересный кадр получается. Если на фотке что-то осталось для вас непонятным, щёлкните по ней, чтобы открыть аннотированную версию.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Dalsnibba

Dalsnibba - это, наверное, самая высокая обзорная платформа в Норвегии, до которой можно доехать на машине - почти полтора километра над уровнем моря. Дороги выше есть (например, дорога к Juvashytta), но вряд ли какая-то ещё может похвастаться таким видом. Наверх ведёт серпантин, который принадлежит к числу самых ядрёных в Норвегии. По количеству изгибов он может поспорить с Lysevegen, где их, как известно, 27. Разница только в том, что на Гейрангре изгибы разбросаны более беспорядочно и размазаны по бОльшей длине. В любом случае, веселье гарантировано, а если, как в нашем случае, дорогу нужно проехать дважды (вверх и вниз), то становится вдвойне весело. Дорога на Далсниббу (так называемая Nibbevegen) платная, и без оплаты проехать не получится - рядом с будкой стоит мужик и собственноручно собирает дань. С нас взяли 100 крон. Карты принимают.

Формально с Далсниббы открывается вид на Гейрангер. Но фьорд очень далеко, и лишь вооружившись хорошим телевиком его можно как следует разглядеть. Как видно на фотке ниже, добрая половина фьорда прячется за склоном.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Конечно, это далеко не лучший способ разглядеть Гейрангер. Здесь впечатляет именно панорама в целом. Она, действительно, великолепна. И если заядлые хайкеры могут наслаждаться подобными панорамными видами во многих местах, то для автомобильного туриста это большая редкость, которая должна стать обязательным пунктом программы. Советую выходить в левый угол платформы (если стоять лицом к фьорду) - именно отсюда видно целиком весь серпантин, ведущий наверх. Другой вариант - спуститься на скалы под обзорной платформой. Это хорошее место, чтобы запечатлеть себя любимого на фоне окружающей красоты.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Серпантин крупным планом. И как он только не запутывается?...

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Ещё один серпантин Гейрангера - Орлиная дорога, Ørnevegen. Она, конечно, поскромнее. Вчера мы прибыли в Гейрангер по ней. Кстати говоря, эта дорога открыта круглый год, и зимой это единственный способ попасть в Гейрангер - Rv63 закрыта, а паром по фьорду не ходит.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Ещё один вид на Гейрангер. Справа от фьорда возвышается гора Laushornet. На вершину ведёт тропа, которая по сложности выходит далеко за пределы возможностей нашей скромной команды - перепад высоты более километра! Но бывалым хайкерам - настоятельно рекомендую. Не так давно там побывал неутомимый Mike111. Что открылось ему с вершины, можно прочитать в его отчете.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

И всё-таки, какая же красота вокруг. Облака, горы, ледники...

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Жаль покидать такое красивое место, тем более что ветра почти нет, и находиться наверху очень комфортно. Но нам надо ещё многое успеть. Ребята собирают на вершине тролля. Наверное, им хочется сюда вернуться. И я тоже наверняка был здесь не в последний раз - хотя и не причисляю себя к поклонникам чисто автомобильного туризма...

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Несмотря на близость Далсниббы к Гейрангеру, поездка туда требует времени. На серпантине не разгонишься, да и трафик на дороге довольно плотный. Много больших автобусов, кемперов. Поэтому поездка заняла у нас больше двух часов. Учитывайте это при планировании.

Knuten

На Гейрангере вагон и маленькая тележка достопримечательностей, но норвегам этого, видимо, показалось мало, и они открыли ещё одну - Knuten ("узел"), небольшой отрезок старой дороги, закольцованный сам через себя (координаты: 62.076667313884556, 7.234588265419001). По дороге с Далсниббы заезжаем посмотреть на это чудо инженерного искусства. Галя садится за руль, я снимаю.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Старый мост с характерными "клыками" камней, выступающих в роли отбойника, выглядит очень колоритно. Но лучший ракурс на это место - не этот, а другой:

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Чтобы его сфотографировать, нужно забраться на небольшую скалу справа от дороги (если ехать в Гейрангер).

Ørnesvingen

Третья и последняя обзорная точка в нашей программе - на верхушке Орлиной дороги (62.126255225928155, 7.167621552944168). Как и на всех предыдущих точках, народу дофига. Нашу машину на парковке сразу же забаррикадировали какие-то автобусы. Отсюда мы получаем два новых ракурса на фьорд:

1. В сторону городка Гейрангер.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

2. На водопад Семь Сестёр.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

От обзорной платформы вдоль фьорда ведёт тропинка, по которой тоже обязательно нужно прогуляться. Ступаем на тропу, и словно бы по мановению волшебной палочки голоса вокруг стихают. Организованные туристы сюда не ходят: у них нет на это времени. Здесь есть несколько мест, где можно сфотографироваться на фоне фьорда, а то и устроить пикничок. Основное отличие ракурса с тропы, по сравнению с обзорной платформой, заключается в том, что становится видно изгиб фьорда за водопадом. Такой ракурс кажется мне чуть более выигрышным.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Также интересно полюбоваться на водопад Gjerdefossen с близкого расстояния. Идти до него всего лишь метров триста без существенного набора высоты. Другими словами, это совсем простая прогулка, которую я очень советую совершить.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Дальше был обед на террасе с видом на Гейрангер, а также обязательная фотосессия с гейрангерским троллем на причале и с желтым трактором (без фото). Теперь мне предстояло решить, что делать дальше, и я стал перебирать варианты.
- Прогулки к фермам Blomberg и Knivsflå - требуют лодки - отпадают.
- Прогулка к ферме Skageflå - слишком далеко и сложно - отпадает.
- Обзорные точки, доступные от фермы Vesterås gard - Vesteråsfjellet и Løsta. Прислушавшись к себе, я понял, что обзорных точек на Гейрангер нам уже хватит. Мы посмотрели на фьорд с разных сторон и с разной высоты. Новые точки не добавят к нашим впечатлениям ничего принципиально нового, это разве что способ немного соригинальничать.

Методом исключения приходим к единственно верному варианту -

Storsæterfossen

Storsæterfossen, водопад-за-которым-можно-пройти, занимает особое место среди достопримечательностей Гейрангера. Ни из города, ни с дороги этот водопад совершенно не видно и не слышно - а от водопада не видно Гейрангер и не слышно его вечной суеты. Это как бы совершенно отдельная достопримечательность, за которой, однако, не надо никуда ехать. От фермы Vesterås gard (парковка 62.10087682876507, 7.216869592666617) до водопада около двух километров, а набор высоты составляет 250 вертикальных метров. Это идеально вписывается в формат нашей поездки. А возможность пройти за водопадом - это, как ни поверни, уникальный Экспиренс. Для разнообразия норвежских впечатлений - именно то, что надо.

Оставив машину на парковке, двинулись в дорогу. У начала тропы установлен ящик с крепкими деревянными палками, которые можно брать с собой на прогулку, а можно и оставить насовсем, опустив в ящик 50 крон. Мелочь, а приятно. Тропа размечена указателями (раз, два, три), заблудиться невозможно.

Сначала водопада, естественно, не видно, зато можно полюбоваться на городок Гейрангер и на возвышающиеся над ним горы.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Grinddalsnibba отсюда особенно прикольно выглядит - остренькая такая....

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Наконец, первый взгляд на водопад. Сразу же бросается в глаза, что он расположен в весьма драматичном ущелье.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Прибавляем шаг, и вскоре оказываемся над водопадом. В этом месте имеется небольшой уступ. До сих пор родители обходили подобные места стороной, но постепенно они начинают входить во вкус. :) И это правильно. Для полноты ощущений иногда нужно постоять и над обрывом, пусть даже небольшим...

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

А теперь начинаем спускаться. Тропа за водопад идёт по мокрым скользким камням. Если бы не ограждения, место было бы довольно опасным.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Тропа выводит нас в некое подобие пещеры прямо за водопадом. Поток воды очень мощный. Можно почувствовать буквально кожей, как вибрируют окружающие скалы.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Совсем рядом - пропасть, в которую каждую секунду улетают тоны воды. Впечатляет, что и говорить.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Надо сказать, что родителей это место реально впечатлило. В предыдущие дни мы уже успели посмотреть кое-какие весьма неслабые водопады, но мне показалось, что Storsæterfossen понравился им даже больше. Всё-таки есть разница - просто смотреть на красивый вид и оказаться совсем рядом с бушующей водяной стихией.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Мы с Галей тоже были здесь впервые, и надо сказать, что, хотя я видел уже наверное все мало-мальски интересные норвежские водопады, я тоже не остался равнодушным. Да, характеристика "водопад, за которым можно пройти" не совсем верна. Тропа заводит нас в тупик, из которого нужно возвращаться тем же путём. Но и что с того? На мой взгляд, оказаться в этакой пещере, отгородившейся от остального мира водопадом, словно стеной, - даже интереснее. Это вам не проходной двор, вроде Steindalsfossen, а скорее укромное разбойничье логово. :) Место совершенно дикое, кругом зубастые острые скалы, и нам не встретилось там ни одного человека. На людном туристическом Гейрангере это реальная возможность оторваться от толпы и заполучить весь водопад в своё безраздельное распоряжение.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Однако, пора двигаться в обратный путь. Прощальный взгляд на водопад:

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

На парковку вернулись без приключений. Прогулка заняла у нас примерно два часа в очень спокойном темпе. Я с удовлетворением отметил, что прогулки даются родителям уже легче, по сравнению с первым днём. Чувствовалось, что такую нагрузку мы сможем выдержать и дальше. А может быть и чуть-чуть увеличить её - но без фанатизма! А пока, очень довольные прошедшим днём, мы отправились отдыхать в домик. На завтра нас ждала не менее насыщенная программа.

До встречи завтра!

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

продолжение
Последний раз редактировалось Rudankort 16 апр 2014, 03:33, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Rudankort
путешественник
 
Сообщения: 1955
Регистрация: 29.06.2009
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 96 раз.
Поблагодарили: 577 раз.
Возраст: 43
Страны: 19
Отчеты: 14
Пол: Мужской

Re: В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Сообщение: #62

Сообщение orionSP » 13 апр 2014, 22:37

Ну вот и дождались продолжения!
Саша, как всегда прекрасно структурированный и иллюстрированный рассказ!
Аватара пользователя
orionSP
путешественник
 
Сообщения: 1616
Регистрация: 10.04.2012
Город: Королёв
Благодарил (а): 240 раз.
Поблагодарили: 626 раз.
Возраст: 60
Страны: 46
Отчеты: 20
Пол: Мужской

Re: В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Сообщение: #63

Сообщение Plucy » 14 апр 2014, 11:10

Rudankort писал(а) 13 апр 2014, 21:38:Несмотря на близость Далсниббы к Гейрангеру, поездка туда требует времени. На серпантине не разгонишься, да и трафик на дороге довольно плотный. Много больших автобусов, кемперов. Поэтому поездка заняла у нас больше двух часов.

Саша, подскажите, пожалуйста, правильно ли я считаю время на повторение Вашего маршрута по Гейрангеру на машине: 6 часов на Далснибу,на водопад, на Дорогу орлов. У нас круизная стоянка 6 часов; если считать, что можно сесть на корабль в Hellesylt, то 8 часов. Время на высадку-посадку я уже учла. Посиделок на перекус не планируем, но и бегать не хочется.
Ваш отчет должен стать бестселлером, в нем столько опыта от всех предыдущих поездок! А то, что были с родителями, придает маршруту степенность и основательность. Респект!
Аватара пользователя
Plucy
почетный путешественник
 
Сообщения: 3009
Регистрация: 06.09.2012
Город: Волгоград
Благодарил (а): 552 раз.
Поблагодарили: 887 раз.
Возраст: 63
Страны: 46
Отчеты: 12
Пол: Женский

Re: В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Сообщение: #64

Сообщение Rudankort » 14 апр 2014, 11:36

orionSP
Plucy
Спасибо за высокую оценку моего труда. :)

Plucy писал(а) 14 апр 2014, 11:10:Саша, подскажите, пожалуйста, правильно ли я считаю время на повторение Вашего маршрута по Гейрангеру на машине: 6 часов на Далснибу,на водопад, на Дорогу орлов. У нас круизная стоянка 6 часов; если считать, что можно сесть на корабль в Hellesylt, то 8 часов. Время на высадку-посадку я уже учла. Посиделок на перекус не планируем, но и бегать не хочется.


Да, всё правильно. Все три обзорные точки, которые я описал, объезжаются и осматриваются часа за три, два на водопад, ещё час запасной. Должны всё успеть без лишней суеты и спешки.
Аватара пользователя
Rudankort
путешественник
 
Сообщения: 1955
Регистрация: 29.06.2009
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 96 раз.
Поблагодарили: 577 раз.
Возраст: 43
Страны: 19
Отчеты: 14
Пол: Мужской

Re: В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Сообщение: #65

Сообщение Marja » 14 апр 2014, 15:58

Rudankort писал(а) 14 апр 2014, 11:36:- Прогулки к фермам Blomberg и Knivsflå - требуют лодки - отпадают..

Т.е., я так понимаю, что по остальным параметрам (сложность, продолжительность, "красивость") эти маршруты вписывались в формат вашей поездки? Просто мы тоже ищем несложную прогулку в районе Гейрангера...
Marja
участник
 
Сообщения: 56
Регистрация: 15.02.2014
Город: S.Benedetto Tr.
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Возраст: 48
Пол: Женский

Re: В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Сообщение: #66

Сообщение Rudankort » 14 апр 2014, 16:17

Marja писал(а) 14 апр 2014, 15:58:Т.е., я так понимаю, что по остальным параметрам (сложность, продолжительность, "красивость") эти маршруты вписывались в формат вашей поездки? Просто мы тоже ищем несложную прогулку в районе Гейрангера...


Здесь всё немного сложнее.

Я считаю, что Бломберг - очень интересное место, так как вид оттуда красив, совершенно не похож на другие ракурсы Гейрангера, а кроме того, там бывает очень мало людей, есть хорошие шансы оказаться там в одиночестве. Но эта ферма находится на высоте 450 метров над фьордом, а тропа весьма крутая и неприятная. Так что нет, на Бломберг я бы не пошел с родителями в любом случае.

Книвсфло - другое дело, высота 250 метров, тропа длиннее и не такая крутая, да и плыть недалеко. Так что да, это можно было бы рассмотреть. В видовом плане менее интересно, но тоже неплохо.
Аватара пользователя
Rudankort
путешественник
 
Сообщения: 1955
Регистрация: 29.06.2009
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 96 раз.
Поблагодарили: 577 раз.
Возраст: 43
Страны: 19
Отчеты: 14
Пол: Мужской

Re: В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Сообщение: #67

Сообщение Nora L » 15 апр 2014, 15:48

Книвсфло - другое дело, высота 250 метров, тропа длиннее и не такая крутая, да и плыть недалеко. Так что да, это можно было бы рассмотреть. В видовом плане менее интересно, но тоже неплохо.


Здравствуйте Саша. Думаю , что привлекательность этой фермы заключается не только в этом. Ведь здесь есть продолжение тропы на верх водопада Семь Сестер. Вот здесь , видимо осознание этого добавит впечатлений. Кроме того здесь есть где "пришвартоваться" и привязать лодку.
Аватара пользователя
Nora L
почетный путешественник
 
Сообщения: 3759
Регистрация: 04.06.2011
Город: Звенигород
Благодарил (а): 729 раз.
Поблагодарили: 1041 раз.
Возраст: 62
Страны: 21
Отчеты: 25
Пол: Женский

Re: В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Сообщение: #68

Сообщение Plucy » 15 апр 2014, 15:55

Nora L писал(а) 15 апр 2014, 15:48:Кроме того здесь есть где "пришвартоваться" и привязать лодку

так заранее было обозначено, что вариант с лодкой отпадает)).... в этом конкретно взятом путешествии))
Аватара пользователя
Plucy
почетный путешественник
 
Сообщения: 3009
Регистрация: 06.09.2012
Город: Волгоград
Благодарил (а): 552 раз.
Поблагодарили: 887 раз.
Возраст: 63
Страны: 46
Отчеты: 12
Пол: Женский

Re: В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Сообщение: #69

Сообщение Rudankort » 15 апр 2014, 16:36

Nora L писал(а) 15 апр 2014, 15:48:
Книвсфло - другое дело, высота 250 метров, тропа длиннее и не такая крутая, да и плыть недалеко. Так что да, это можно было бы рассмотреть. В видовом плане менее интересно, но тоже неплохо.


Здравствуйте Саша. Думаю , что привлекательность этой фермы заключается не только в этом. Ведь здесь есть продолжение тропы на верх водопада Семь Сестер. Вот здесь , видимо осознание этого добавит впечатлений. Кроме того здесь есть где "пришвартоваться" и привязать лодку.


На мой взгляд, Семь Сестёр со стороны выглядят гораздо интереснее, чем с "верхушки", где ничего толком не разглядишь. Если вы видели хоть одну по-настоящему "цепляющую" фотографию оттуда, поделитесь. Мне не попадалось.

А причал и у Бломберга очень хороший.
Аватара пользователя
Rudankort
путешественник
 
Сообщения: 1955
Регистрация: 29.06.2009
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 96 раз.
Поблагодарили: 577 раз.
Возраст: 43
Страны: 19
Отчеты: 14
Пол: Мужской


Re: В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Сообщение: #71

Сообщение Otta08 » 15 апр 2014, 17:53

Rudankort, отчет замечательный( как всегда)! Пока только смотрю картинки( но каждый вечер)
Ужасно уже обратно в Норвегию хочется!
Аватара пользователя
Otta08
почетный путешественник
 
Сообщения: 4000
Регистрация: 25.02.2010
Город: Петергоф
Благодарил (а): 393 раз.
Поблагодарили: 690 раз.
Возраст: 62
Страны: 27
Отчеты: 10
Пол: Женский

Re: В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Сообщение: #72

Сообщение Rudankort » 15 апр 2014, 18:15

Nora L писал(а) 15 апр 2014, 17:44:Вот фото от сюда с форума


Я хорошо помню тот отчет, но водопад с этого ракурса меня почему-то совершенно не вдохновляет. :)

Otta08 писал(а) 15 апр 2014, 17:53:Rudankort, отчет замечательный( как всегда)! Пока только смотрю картинки( но каждый вечер)
Ужасно уже обратно в Норвегию хочется!


Мне тоже хочется. Но - летом. Зимы с меня пока хватит. :)
Аватара пользователя
Rudankort
путешественник
 
Сообщения: 1955
Регистрация: 29.06.2009
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 96 раз.
Поблагодарили: 577 раз.
Возраст: 43
Страны: 19
Отчеты: 14
Пол: Мужской

Re: В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Сообщение: #73

Сообщение m.e.g » 16 апр 2014, 02:38

Саша, спасибо +. Отличный рассказ. Теперь есть причины еще раз в Гейрангер заскочить. Пройтись за водопадом, на далснибовском языке сфоткаться...
Аватара пользователя
m.e.g
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 23857
Регистрация: 18.07.2011
Город: СПб
Благодарил (а): 2445 раз.
Поблагодарили: 4451 раз.
Возраст: 75
Страны: 28
Отчеты: 5
Пол: Мужской

Re: В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Сообщение: #74

Сообщение Rudankort » 16 апр 2014, 03:23

предыдущая часть

День пятый. 12 июля

Сегодня у нас опять длинный перегон. Из Гейрангера мы переезжаем в Гудванген. Практически все туристы, совершающие обзорную поездку по Норвегии, проезжают через эти два пункта. И практически все встают перед одной и той же дилеммой - с какой стороны объезжать Юстедаль? Словно огромный ледяной паук раскинулся величайший из ледников Норвегии. Через него нет ни дорог, ни тоннелей. Чтобы миновать его, нужно объезжать либо с запада, либо с востока.

"Восточный" путь - через Lom - привлекает красотами знаменитой 55-й дороги, самой высокогорной дороги Норвегии. Это, по сути дела, наша последняя возможность полюбоваться на действительно красивые и драматичные горы. Южнее Согнефьорда горы особой красотой не отличаются.

"Западный путь" - через Stryn, Loen и Olden - сулит знакомство с красивейшими долинами Юстедаля, Oldedalen и Lodalen, и с расположенными в них ледниками.

Взвесив все "за" и "против", я выбрал второй вариант. Во-первых, долины Юстедаля предлагают множество несложных прогулок на выбор, что лучше соответствует выбранному формату поездки. Во-вторых, мне хотелось охватить в нашей поездке не один, а несколько ледников, и именно в Юстедале это было проще всего сделать. В-третьих, я оставлял за собой возможность сделать вылазку из Гудвангена в Utladalen и дальше в Turtagrø, где мы увидели бы всё лучшее, что может предложить туристу 55-я дорога. Именно со стороны Turtagrø эта дорога набирает максимальную высоту, и именно там открываются все лучшие виды. А со стороны Lom уже не так интересно.

Был и другой способ разрулить эту проблему. Вместо двух ночей в Гейрангере я мог спланировать три ночи в районе Olden-Loen-Stryn. Тогда в один из двух полных дней в этом месте можно было бы посмотреть Гейрангер, а в другой - долины Юстедаля. После чего ехать в Гудванген через Rv258-Rv15-Rv55. Я отказался от этого варианта по двум причинам.
- Перегон из Sunndal получился бы слишком длинным
- База в Гейрангере давала больше шансов поймать хорошую погоду на обзорных точках

Пишу так подробно, чтобы показать на примере: планирование маршрута - это поиск оптимального компромисса. Чёткое понимание целей и задач поездки позволит выбрать вариант, который лучше всего подойдёт именно вам.

Круиз по Гейрагнеру

Ну, а мы покидаем гостеприимный Гейрангер и отправляемся в путь. Погода, как и вчера, хорошая, и мы настроены на позитивный лад. Так как вчера мы не плавали по фьорду на лодке, сегодня мы проплывём Гейрангер вместе с машиной на туристическом пароме Geiranger-Hellesylt. Длина пути - 20 километров, время в пути - ровно час. И заплатить за это удовольствие нужно 320 крон за машину с водителем, плюс 160 за каждого взрослого пассажира - итого 800 крон.

Паром подошёл к причалу строго по расписанию и распахнул голодную пасть, которая и проглотила нас вместе с машиной.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Дальше - просто фотки, которые я снял с верхней палубы.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Любимое развлечение туристов на пароме - кормление чаек. Этим занимаются все: и мамаши с детьми, и суровые австралийские байкеры.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Когда паром уже подходил к Хеллесильту, я поинтересовался у мамы, как ей понравился "the most beautiful cruise in the world". Осторожно подбирая слова, мама ответила, что ей конечно же понравилось, и вообще ей всё здесь нравится, но гулять по тропинкам ей всё-таки нравится больше. Таким образом, моё мнение об ущербности круизов по фьордам получило очередное подтверждение. Я уже не однократно писал о том, что они:
- неоправданно дороги
- занудны (скорость парома 20 км/ч, берега далеко, и поэтому пейзаж меняется очень медленно)
- обеспечивают плохой ракурс на фьорд (нет переднего плана, отсутствует "вау-фактор")

Но так как вы меня всё равно не послушаете и захотите составить своё мнение о круизах (что очень разумно), попробую дать несколько советов.
- Не пытайтесь проплыть за одну поездку по всем мыслимым и немыслимым норвежским фьордам. Спланируйте себе какой-то один короткий пробный круиз, и прислушайтесь к свои ощущением. Если не понравится, то и повторять ни к чему.
- При наличии альтернативы избегайте более длинных маршрутов, типа Gudvangen-Kaupanger и Geiranger-Valldal, и отдавайте предпочтение более коротким, таким как Gudvangen-Flam и Geiranger-Hellesylt.
- Круизный корабль можно рассматривать как плавучий ресторан: здесь можно перекусить и параллельно полюбоваться изменяющимся видом из окна. Совместить, так сказать, приятное с полезным.
- Прихватите с собой хлеб для чаек. :)

Lovatnet

Следующим пунктом в нашей программе значится долина Lodalen и расположенное внутри озеро Lovatnet. Очень часто для описания Lodalen используют слово "dramatic", и как только там оказываешься, становится понятно, почему. Долину со всех сторон окружают суровые отвесные скалы километровой высоты. Характер рельефа - необузданный и дикий. В отличие от соседней долины Oldedalen, здесь вы не увидите желтых квадратов полей и зелёных пастбищ. Для них просто не нашлось места между озером и скальными стенами. Да что там говорить! Даже дорога иногда протискивается там с трудом. Наверное, не удивительно, что именно здесь обломки скал неоднократно обрушивались в озеро, создавая гигантскую волну и смывая немногочисленных жителей долины вместе с их жилищами...

Как и озеро Eikesdalsvatnet, Lovatnet напоминает лучшие из норвежских фьордов. Оно тоже находится на небольшой высоте, отделено от моря тоненькой перемычкой и щеголяет роскошным горным обрамлением. Но на этом сходство заканчивается. Вокруг Эйкесдаля нет больших ледников, и поэтому вода в нём голубая. Lovatnet питается реками из Юстедаля, которые придают озеру совершенно потрясающий изумрудно-зелёный цвет. Можно с уверенностью сказать, что Lovatnet - одно из красивейших озер Норвегии.

На берегу озера мы решили устроить пикник. На основной трассе вдоль Нордфьорда подходящего места не нашлось, да и машин там ездит гораздо больше. А здесь - тишина и покой.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Жарим лосося на одноразовом гриле. М-м-м... пальчики оближешь.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Красивое место, хорошая еда, отличная погода. Что ещё нужно для счастья?

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Расправившись с обедом, едем дальше по берегу озера. Чем дальше вглубь долины, тем ближе придвигаются к дороге скальные стены. Самые красивые виды - именно здесь. Поэтому "схалявить" и полюбоваться на озеро на въезде в долину не получится. Нужно ехать до конца.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Kjenndalsbreen

На карте видно, что в конце Lodalen разветвляется на три долины поменьше. Здесь можно совершить прогулку к ледникам Kjenndalsbreen и Bødalsbreen. Поскольку сегодня нам ещё многое предстоит сделать, останавливаю выбор на более доступном Kjenndalsbreen. О походе к другому леднику, Bødalsbreen, можно прочитать у Veil* в её замечательном отчете.

Дорога в Kjenndalen платная и частично грунтовая. Координаты парковки - 61.746790922647406, 7.035112380981439. На парковке группа кемперов налаживает свой скромный быт.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

В принципе, ледник видно прямо от парковки.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Но чтобы разглядеть его получше, можно прогуляться по тропинке вдоль речки. Идти по ней не более километра, без существенного набора высоты. Не трек, а просто приятная прогулка.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Поскольку это был первый ледник в нашей поездке, родителей он предсказуемо впечатлил. Пока не увидишь своими глазами, трудно поверить, что лёд может быть такого яркого голубого цвета.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Со своей стороны могу сказать, что видел уже многие ледники Юстедаля, но затрудняюсь припомнить другое место, где ледник соседствовал бы с таким большим и красивым водопадом.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Подводя итоги, долина Lodalen нам очень понравилась. Она достойна того, чтобы занять место в обзорной поездке по норвежскому югу. Многие туристы объезжают её стороной, и, на мой взгляд, совершенно напрасно. :)

Briksdalsbreen

Попрощавшись с Lodalen, мы отправились в соседнюю с ней долину Oldedalen, где располагается, наверное, самый известный и раскрученный ледник Юстедаля и всей Норвегии - Briksdalsbreen. Именно вокруг него создана самая развитая туристическая инфраструктура. Огромная парковка, сувенирные магазины... К леднику проложена отличная гравийная дорожка, по которой курсируют самодвижущиеся электрические тележки - Troll Cars. В непосредственной близости от ледника расположено огромное количество кемпингов. Одним словом, норвеги приняли все необходимые меры, чтобы привлечь сюда туристов.

И вот здесь природа сыграла с людьми злую шутку. С наступлением глобального потепления ледники стали отступать, но отступают они очень неравномерно. Бриксдаль начал таять стремительно. Каких-то двадцать лед назад он спускался огромной ледяной махиной к самому озеру и был очень легко доступен.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Сейчас же он отступил далеко вверх по склону. Экскурсии на ледник в кошках стали невозможны, и несколько лет назад их перестали проводить. В интернете зазвучали скептические отзывы о Бриксдале. Сегодня нам предстояло выяснить, заслуживает ли это место посещения в обозримом будущем, или же пришло время отправить Бриксдаль на свалку истории...

Долина Oldedalen - красивая, но до уровня Lodalen не дотягивает. Поэтому на неё мы любовались из окна автомобиля, но нигде не останавливались. Наконец, дорога закончилась. Бастионы Юстедаля надвинулись на нас со всех сторон. Оставив машину на платной парковке (координаты 61.6634613817835, 6.821208894252784), мы зашагали по дорожке по направлению к леднику.

Дорожка очень культурная, и идти совсем не сложно. По всей долине расставлены указатели, отмечающие, до куда доходил ледник в разные годы. На первом этапе пути основной аттракцион - это река Briksdalselva. Вот она спрыгивает с небольшого порожка.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

А вот впереди показался водопад Kleivafossen.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Лучшее определение для этого водопада - необузданный и дикий. Тропа проложена таким образом, что водопад можно рассмотреть буквально со всех сторон, а заодно ощутить на собственной шкуре его скверный характер. Вода кипит и ярится, обдавая дорогу и мост целым облаком ледяных брызг.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

От ледника спускаются последние тележки с пассажирами, и я запечетлеваю одну из них на фоне водопада. Это классический кадр в Бриксдален, который снимали многие поколения фотографов. Вот только в былые времена в тележки запрягали лошадок, что выглядело гораздо колоритнее.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Серпантинистыми изгибами дорога поднимается вдоль водопада. По норвежским меркам Kleivafossen не высок, но по сравнению с ним люди выглядят карликами.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Разбушевавшаяся водная стихия завораживает. Несмотря на "скромные" размеры, Kleivafossen принадлежит к "высшей лиге" норвежских водопадов. Прогулка к нему имела бы смысл, даже если бы впереди не было никакого ледника.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Преодолев высоту водопада, мы попадаем в "верховья" долины, и отсюда ледник уже отлично видно.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Бриксдалсбреен спускается по очень крутому склону километровой высоты. Как известно, чем круче ледник, тем сильнее изломана его поверхность. Благодаря этому у Бриксдаля очень драматичный облик. Да, он отступил, но несмотря на это, остается одним из самых красивых ледопадов Юстедаля. Жаль только, что подойти поближе и прикоснуться к голубому льду здесь не получится

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Дойдя до озера, делаем дежурный кадр.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

А затем двигаемся в обратный путь.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Тележки закончили свой трудовой день, и теперь отдыхают. Прокатиться на них можно с 8:00 до 18:00. Что касается пешей прогулки, по навигатору у меня получилось шесть с половиной километров и примерно 200 метров набора высоты. Мы осилили этот маршрут за два часа с хвостиком. Как видим, это уже вполне полноценная прогулка, но благодаря хорошей дороге - несложная.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Подведём итоги. Посетив Бриксдален, легко понять, почему норвеги решили раскрутить именно это место. Briksdalsbreen находится в красивейшей долине, которая сама по себе является туристическим аттракционом. И даже если сам ледник нынче уже не торт (хотя мне он всё равно понравился), я всё равно очень рекомендую заехать сюда. Другой вопрос, что ограничивать "ледниковую" программу в Норвегии одним Бриксдалем я категорически не советую.

А ещё, по окончании прогулки мама заявила мне, что дикие тропинки с небольшим количеством народа нравятся ей гораздо больше, чем окультуренный туристический проходной двор. Вот так-то.

Bøyabreen

Oldedalen остается позади. Нам всё ещё предстоит неблизкий путь. Дорога идёт вдоль Нордфьорда, а потом начинает забираться вверх по серпантину. С этого серпантина открываются неплохие виды на Нордфьорд, правда их гораздо лучше видно, когда спускаешься по нему вниз, а не забираешься вверх. Останавливаемся на оборудованной парковке (координаты 61.79224723270867, 6.494969129562391) и делаем стандартный кадр.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Проезжая Фьерланд, делаем остановку около ещё одного ледника. Bøyabreen видно прямо с дороги, но можно заехать на оборудованную парковку (61.483033817690504, 6.7510557174682555) и прогуляться буквально 200 метров к ледниковому озеру.

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

На фотках этот ледник не впечатляет. В очередной раз смотрю на фотографию выше, и не нахожу в нём ничего особенного. Но вживую впечатление сильнее. Специально ехать на Bøyabreen нет смысла, но если проезжаете мимо - не пропустите. Кстати, сверху это же место выглядит вот так:

В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

В формат нашей поездки трек наверх не вписался бы категорически, но если кто-то чувствует в себе силы, подробности об этой прогулке можно найти здесь. :)

Во Фьерланде есть ещё один ледник - Supphelebreen. До недавнего времени он считался самым низким в Юстедале. Но сейчас он практически полностью растаял. Его уже даже на картах подписывать перестали. Поэтому я решил не тратить на него время. Увы и ах. Глобальное потепление не щадит ледники. Как говорится, спешите видеть.

Финальный этап переезда не обошелся без курьеза. Подъезжая к паромной переправе Fodnes-Mannheller, встречаю целую колонну машин, и понимаю, что паром только-только пришёл. Нажимаю на газ, но всё равно не успеваю, и паром уплывает у нас буквально из под носа. Рабочий на пристани закрывает шлагбаум, после чего садится на мотоцикл и уезжает. Больше на пристани никого нет. Не светится ни одно окно. Темнота и тишина. Неужели сегодня паромов больше не будет? Вроде бы они должны ходить круглосуточно. Но уверенности нет... Выхожу из машины и начинаю искать расписание. Расписания нигде нет. Вообще! Наматываю три круга вокруг домика - ничего. Мучительно вглядываюсь в противоположный берег. Вроде бы переправа недлинная, но я не могу разглядеть никакого намёка на паром, идущий в нашу сторону. Некоторое время просто ждём. Ничего. Короче говоря, я уже вовсю прикидывал, сколько времени займёт объезд по суше вокруг Согнефьорда и как поздно мы приедем в кемпинг, но к счастью в этот момент к пристани подъехала фура. Водитель заверил меня, что паром ещё будет.

А мораль проста. К поездкам надо готовиться тщательно. Подготовки много не бывает. Если бы я уточнил расписание зараннее, я бы точно знал, что паром Fodnes-Mannheller ходит круглосуточно.

Переплываем через Согнефьорд. Уже темно, но от Лэрдаля до Гудвангена дорога всё равно идёт по трём длиннющим тоннелям, так что большой разницы нет. В час ночи заезжаем в Gudvangen Camping. Недавно здесь построили два просторных домика "высокого стандарта" (1090 крон за ночь), и мы заехали в один из них. Все очень устали, и поэтому вскоре мы отправились на боковую.

продолжение
Последний раз редактировалось Rudankort 18 апр 2014, 19:26, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Rudankort
путешественник
 
Сообщения: 1955
Регистрация: 29.06.2009
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 96 раз.
Поблагодарили: 577 раз.
Возраст: 43
Страны: 19
Отчеты: 14
Пол: Мужской

Re: В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Сообщение: #75

Сообщение m.e.g » 16 апр 2014, 04:48

Отлично. Читал - не оторваться, хотя уже 5 утра. Картинки замечательные.
Если дорожка - хочется пройтись. Если водопад - боишься вымокнуть. Если озеро, ледник - глаз не оторвать!
Дважды повезло! И с погодой и с фотографом.
Последний раз редактировалось m.e.g 16 апр 2014, 11:52, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
m.e.g
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 23857
Регистрация: 18.07.2011
Город: СПб
Благодарил (а): 2445 раз.
Поблагодарили: 4451 раз.
Возраст: 75
Страны: 28
Отчеты: 5
Пол: Мужской

Re: Визы ЕС и США для крымчан с российским заграном

Сообщение: #76

Сообщение Zebra21 » 16 апр 2014, 06:02

Спасибо за продолжение! Особенно интересуют впечатления о Lodalen. Вообще в последнее время на фотках с озера Lovatnet ищу коттеджик, который мы забронировали уже давно
Аватара пользователя
Zebra21
путешественник
 
Сообщения: 1845
Регистрация: 29.11.2013
Город: Волгоград
Благодарил (а): 110 раз.
Поблагодарили: 159 раз.
Возраст: 56
Страны: 8
Отчеты: 5
Пол: Мужской

Re: В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Сообщение: #77

Сообщение Plucy » 16 апр 2014, 09:24

Rudankort писал(а) 16 апр 2014, 03:23:Пишу так подробно, чтобы показать на примере: планирование маршрута - это поиск оптимального компромисса. Чёткое понимание целей и задач поездки позволит выбрать вариант, который лучше всего подойдёт именно вам.

Восхищена! Отчет, как скрупулезный анализ вариантов и выбор оптимального в заданных обстоятельствах.
После каждого описанного дня поездки плюсую с удовольствием.
Аватара пользователя
Plucy
почетный путешественник
 
Сообщения: 3009
Регистрация: 06.09.2012
Город: Волгоград
Благодарил (а): 552 раз.
Поблагодарили: 887 раз.
Возраст: 63
Страны: 46
Отчеты: 12
Пол: Женский

Re: В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Сообщение: #78

Сообщение Rudankort » 16 апр 2014, 15:18

Друзья, спасибо всем, кто комментирует, ставит плюсики и "лайки". Ваша поддержка очень помогает. Вчера сижу пишу, а сам думаю - вот нафига расписывать то, что и так 100 раз уже расписано? Благодаря вам становится понятно, что, наверное, всё-таки не зря.
Аватара пользователя
Rudankort
путешественник
 
Сообщения: 1955
Регистрация: 29.06.2009
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 96 раз.
Поблагодарили: 577 раз.
Возраст: 43
Страны: 19
Отчеты: 14
Пол: Мужской

Re: В Норвегию как в первый раз (июль 2013, трафик!)

Сообщение: #79

Сообщение Veil* » 16 апр 2014, 16:22

Rudankort писал(а) 16 апр 2014, 15:18:Вчера сижу пишу, а сам думаю - вот нафига расписывать то, что и так 100 раз уже расписано? Благодаря вам становится понятно, что, наверное, всё-таки не зря.


Нет, Саш, не зря. Помимо непосредственного прекрасного изложения и фотографий, этот отчет уже относится к разряду тех, которые будут всплывать на ум при комментироавнии маршрутов новых участников. Ведь зачастую вместо одинаковых ответов кидаем ссылки на уже имеющееся и доходчиво изложенное на форуме. Уже четко себе представляю, что твое новое творение гармонично вольется (если не возглавит!) в ряды постоянных ссылок по югу Норвегии. Так что совершенно не напрасен твой труд.
Аватара пользователя
Veil*
почетный путешественник
 
Сообщения: 2538
Регистрация: 19.09.2012
Город: Рамла, Израиль
Благодарил (а): 621 раз.
Поблагодарили: 869 раз.
Возраст: 44
Отчеты: 20
Пол: Женский

Re: Визы ЕС и США для крымчан с российским заграном

Сообщение: #80

Сообщение Zebra21 » 16 апр 2014, 16:37

Veil* писал(а) 16 апр 2014, 16:22:Уже четко себе представляю, что твое новое творение гармонично вольется (если не возглавит!) в ряды постоянных ссылок по югу Норвегии.

Наряду с остальными, особенно "Прогулками...", которые тут уже стали классикой (очень многие ссылаются на них, я и сам оттуда позаимствовал кое что). Так что - перед одним из классиков снимаю шляпу
Аватара пользователя
Zebra21
путешественник
 
Сообщения: 1845
Регистрация: 29.11.2013
Город: Волгоград
Благодарил (а): 110 раз.
Поблагодарили: 159 раз.
Возраст: 56
Страны: 8
Отчеты: 5
Пол: Мужской

Пред.След.



Список форумовЕВРОПА форумНОРВЕГИЯ форумОтчеты и отзывы о Норвегии



Включить мобильный стиль