Оформляться во что-то конкретное это начало весной. Желание путешествовать в сочетании с наличием 1.5-летнего ребенка (и еще двух постарше) вылилось в требование "иметь дом (достаточно комфортный!) всегда под рукой" - лучше, чем кемпер-автодом, под это условие мало что подходило. С детьми постарше палатка - вполне нормальный вариант, а тут - регулярно надо что-то (кого-то) помыть, спать захотел - где-то оперативно уложить и т.д. И все это в сочетании с мобильностью
У супруги мысль вызвала одобрение — просто сидеть в одном, ну двух, пусть даже очень красивых местах две недели с ограниченными «радиалками» — это одно, а фактически полная свобода передвижения — это другое, к тому же архипелаг Турку оставил неизгладимое впечатление и большое желание туда вернуться.
Долго искал разные варианты и прикидывал оптимальный: где брать напрокат — здесь или там, как добираться, сколько платить за все это удовольствие, что с собой брать из вещей, какие кемпинги надо бронировать, где останавливаться на архипелаге и т.д. Большую помощь оказали представители финских прокатных контор в Хельсинки и Эспоо, с которыми я долго и упорно переписывался, а также их московские и питерские коллеги.
В итоге для первой поездки остановился на следующем варианте: напрокат берем в России, детские сиденья (3 шт), постельное белье, посуду и прочее — свое (при варианте «там» за все это пришлось бы доплачивать), вещей берем с запасом — машина позволяет, а там опытным путем выясняем, что пригодилось, что нет, во что по силам обходится дорога, и как лучше все организовать в следующий раз, если сама концепция такого путешествия для нас окажется подходящей.
Хочется от всей души поблагодарить компанию Camper-City за замечательную возможность прикоснуться к миру караванинга и почувствовать большую степень свободы в путешествиях!
Краткий итог:
Концепция оказалась вполне жизнеспособной, более того — другого более удобного и комфортного варианта (при наличии троих маленьких детей от 1 года до 7 лет и желании побывать в нескольких местах в стране) я пока не могу предложить. Если кто-то подскажет — с удовольствием обсудим! По затратам выходит чуть больше среднего («среднее» = аренда коттеджа на берегу озера/моря), это плата за мобильность. Хоть в самой машине не особо просторно, но имеет смысл «забивать» все штатные спальные места. В сутки в среднем получается так: 6500/день (цены на аренду в 2010 г.) + 30 евро *40 (курс евро) — кемпинг (в среднем) = 7700 руб / 6 чел. ~ 1300 в сутки на человека (без учета еды, дороги и т.д.). В прошлом году коттедж нам обходился в р-не 1000 руб/сутки на человека также без еды, дороги и т.д. Вполне сравнимо! «Дорогу» я считал одинаково, хотя в случае с детьми — это поезд/самолет, но никак не легковушка из Москвы. Поэтому корректнее будет закладывать в случае коттеджа еще и билеты, и тогда разница между вариантами будет заметно меньше.
Одна трапеза при самостоятельной готовке (продукты из магазина) на 6 человек, учитывая возраст детей, выходила в 10-20 евро на всех, завтраки/ужины в кемпинговых кафе — от 24 до 40 евро.
Также в отчете я постарался описать моменты, которые для меня в начале путешествия были неясны/неочевидны, а описания в интернете я не нашел. Понятно, что многие моменты быстро утратят свою актуальность или кому-то покажутся «ну уж очень очевидными» или слишком банальными, чтобы их описывать... но все же... Многое обязательно расскажут при первичном инструктаже в прокатной конторе.
Про саму машину этого класса (альковный автодом на 5-7 человек): на первичную адаптацию уходит некоторое время, да и потом не мешает быть более внимательным на дороге — по сути это разные с легковушкой классы, однако категория та же - "B". Аккуратный водитель освоится быстро.
Если машина берется напрокат в России, совет: заложить достаточно времени на начальную упаковку вещей в машину дома (или на даче) — мы загружались и раскладывали вещи около 3-х часов, и в конце путешествия — на выгрузку вещей и приведение в порядок автодома 3-4 часа — собственно выгрузка, опорожнение сточного бака и кассеты туалета, мойка плиты/холодильника/раковины/душа/туалета, подметание/мойка пола, уборка кабины, протирка окон (изнутри и снаружи).
При движении по нашим дорогам кассету туалета весьма желательно сливать почаще и/или стараться пользоваться АЗС-ными «удобствами» - при заполнении больше половины часть содержимого на ухабах может просачиваться через верхние технологические отверстия на пол технического отсека. Оно, конечно, уже со спец.жидкостью, но все равно не приятно.
Дорога до границы в целом хреновая, плюс на обратном пути добавились гигантские колеи (высота «бортиков» до 15 см!) из-за жары... в общем, машину было жалко до слез... «по трассе танки грохотали, машины шли в последний бой...». Вспоминается чья-то фраза «машины приезжают в Россию умирать». Легковушка так не грохочет...
Навигатор с IGo 8.3 полностью оправдал ожидания. В 2009-м году использовал Навител с бесплатными финскими картами (кое-где устаревшими, но тоже вполне адекватными) — для Европы IGo намного лучше. Прорисованы даже грунтовые дорожки 5-метровой длины на территории кемпингов! Кое-где на архипелаге смещены названия населенных пунктов на соседний остров — не критично, скорее забавно. В городах все четко. Большинство «старых» кемпингов показывал исправно с адресами и телефонами.
Про кемпинги в Финляндии:
В большинстве случаев места всегда будут, если не приезжать в 10 вечера, когда «правильные» финны уже готовятся спать. В крупных городах типа Хельсинки (Растила), Наантали, Турку очень желательно заранее бронировать места, это можно сделать по электронной почте. С camping.fi можно скачать брошюру (на англ. языке) на текущий год с адресами/координатами кемпингов.
Многое меняется и обновляется — например, на архипелаге Турку несколько кемпингов под автодома появились только в этом году (на базе коттеджных поселков/кемпингов для палаток) — имеет смысл перед поездкой связаться с кем-нибудь из местных (турбюро, компания по бронированию коттеджей) и задать вопрос о возможных местах стоянки с автодомом. Мне это помогло найти все те места, где мы ночевали, т.к. ни в «большом» каталоге с campings.fi, ни на какой-то интерактивной карте кемпингов их просто не было. Из всего «кольца» вроде только на Корпо (Korpoo) нет специально оборудованных под автодома кемпингов.
В некоторых «свежепостроенных» мини-кемпингах могут отсутствовать специальные места для слива воды/туалета и заправки питьевой водой, но все остальное (туалет/душ/кухня/сауна) есть сразу.
Для слива использованной воды обычно есть или одно место с люком, куда надо засунуть удлинитель канализации от сливного патрубка, или такой люк/лючок есть у каждого места (Ruissalo, Турку). Для залива воды практически везде есть специальное место с краном и шлангом. С собой обязательно надо иметь на всякий случай минимум 2 штуки 5-литровых бутылок из-под воды и воронку (обычно входит в комплект тех. барахла), шланг мог бы пригодится пару раз, так что без него можно обойтись.
Ну что же, вводная часть закончена, пора отправляться в путешествие!