Погода. Мои друзья из Индии в один голос говорили что в Раджастане будет холодно. Один товарищ вообще ткнул на мое зимнее пражское пальто и сказал: "вот в нем и поезжай". Но то индийцы, а русскоязычные форумы тоже не обнадеживали: рассказы про "спали в свитерах" встречались мне не раз. При этом погодная история интересующих нас городов показывала, что днём температура стабильно выше +20, хотя и с заметным похолоданием к вечеру. На практике в целом оказалось заметно теплое, чем я ожидала по рассказам, погреться на солнышке и выгулять летние наряды удалось, хотя и теплые вещи пригодилось. Очень чувствуется разница между ночными и дневными температурами, ну и от города сильно зависит. Хотя мы были в основном только в Раджастане, но расстояния там огромные и погода заметно отличается в разных частях штата. В пустыне у Джайсалмера и на сафари в Рантамборе закутывались во все одежки, а где-нибудь в Ахмедабаде или Джодхпуре изнывали от жары.
Воздух.Я, конечно, читала, что с воздухом в Индии беда, но не представляла насколько это можно ощутить на себе. Мне казалось, что загрязнение это что-то такое, что отражается в химическом составе и, естественно, влияет на здоровье в долгосрочной перспективе, но не прямо сию секунду мешает. На практике мы немедленно почувствовали, что местами дышать просто невозможно. Кашель - спутник всей поездки. В тук туках заматывались в шарфы так, что только глаза торчали. Сразу же ощущаешь как пыль оседает на горле. Запахи, кстати, не так сильно беспокоили, просто потому что в таком смоге быстро перестаешь различать ароматы, но оно и к лучшему. Прогноз погоды помимо температуры выдавал занятные комментарии по поводу состояния воздуха от "unhealthy for sensitive groups" до "very unhealthy" и "hazardous".
Еда. Перед поездкой я основательно забила себе голову всеми возможными стереотипами и думала, что отравление – это почти неизбежное «посвящение» в индийский туризм. К счастью, все обошлось, и за редким исключением, еда не вызывала подозрений в качестве. Пару раз брали и не вегетарианские блюда. Хотя в целом две недели почти без мяса прошли вполне спокойно. Местная кухня оказалась очень сытная разнообразная и даже не запредельно острая (если предупредить). Сборная солянка индийской кухни в ресторанах в Европе в сравнение не идет с оригиналом. Вроде те же самые блюда иногда пробовали, но сколько же оттенков вкуса и аромата в местной кухне! А масала чай - моя любовь с первого глотка.
С собой из дома все равно везли пакетики с кашей (на случай если совсем поплохеет от острого). Все пригодилось – то вечером лень было идти в ресторан, то просто хотелось чего-то не индийского.
В местных магазинах почти не бывали. В центре это в основном лавки-ларьки фактически на открытом воздухе. Витрины увешаны чипсами и еще какой-то дребеденью. Пару раз находили небольшие супермаркеты, но их надо было целенаправленно искать, и зачастую они оказывались далеко от основных достопримечательностей.
Читала про то, как надо проверять целостность крышек бутилированной воды, чтобы не нарваться на «разлитую из соседней канавы». С этим проблем вообще не было. Вся вода была очевидно заводская, крышка всегда запаянная. Подозрительную воду видели только раз, но там бомжеватого вида дед чуть ли не в открытую разливал ее из ведра, а замызганные пожелтевшие бутылки выглядели так, что там без всяких щелчков крышечки все было понятно.
Поезда. На них держалась почти вся поездка. Индийское ж/д сообщение в целом порадовало, хотя в этом заслуга отчасти везения, отчасти моих друзей. С покупкой билетов мучиться не пришлось: мой друг из Тамилнада забронировал все со своего аккаунта, так что мои заботы ограничились только подношением ему кофе в процессе.
Расписание поездов я смотрела здесь
https://indiarailinfo.com/И еще очень помогло приложение
https://www.railyatri.in/Там можно найти актуальную информацию по опозданиям и расположение вагонов (особенно актуально, если это не указано на платформе, а поезд может быть очень длинный, и остановка 2-5 минут – не набегаешься).
Везде вскоре после отправления проводник проверял билеты. У меня в билете фамилия не влезла полностью в форму при покупке, а в некоторых местах номер паспорта тоже не влез полностью (не вписана серия, только номер). Но нашими паспортами никто особо не интересовался, хотя мы их честно протягивали.
Джайсалмер – Джодхпур Runicha Express 14660 (16:45 – 22:50), 1st class (1A).В этом классе в билете не указываются места, точную информацию получили через смс уже в день поездки. Нам досталось купе на двоих. Выдают белье. Явно не очень новое, но вполне чистое. Учитывая дальнейший опыт, считаю первый класс излишней роскошью. Нам и второй очень даже понравился. Но на тот момент у мужа начиналась простуда, и мы были жутко уставшие физически и морально от Джайсалмера, так что оказаться в индивидуальном купе было очень кстати. Джайсалмер – начальная станция поезда, он стоял на платформе чуть ли не за час до отправления. Не сразу сообразили, где наш вагон – поезд очень длинный. У нас было время, но для коротких стоянок очень рекомендую приложение, где указывается состав поезда. Иногда прямо на платформе на табло указано, где какой вагон останавливается.
Приехали в Джодхпур с опозданием в пределах 10 минут.
Удайпур – Читторгарх 12991 / UDZ JP EXP (06:00 – 08:00), Class: CHAIR CAR (CC).Вагон а-ля салон самолета. Кресла с компоновкой 2 + 3. Багаж девать особо некуда. Сто раз порадовалась, что взяли с собой две спортивные сумки, а не чемодан. Сумки нормально запихиваются на полку над сиденьем. Приехали без опозданий.
Читторгарх – Бунди 29019 / MDS KOTA MTC EX (15:45 – 17:58), Class: THIRD AC (3A)По сути наш плацкарт. Только 8 мест в секции – две боковушки, а напротив полки в три ряда. У нас боковушки. На нашем месте сидит какая-то женщина, спокойно показываем ей билеты, она извиняется и также спокойно перемещается на другие места. Не знаю, ошиблась она, или у нее какой билет без места был, или просто сочла наше удобнее.
Было белье и плед. В целом было весьма комфортно. Приехали с опозданием минут на 20.
Бунди - Sawai Madhopur 29019 / MDS KOTA MTC EX (18:00 -21:05) Class: SECOND AC (2A)Это тот же самый предыдущий поезд, только в этом классе совсем как в нашем плацкарте – 6 мест в секции. У нас снова боковушки. В темноте еле находим номера мест, там уже сидит какой-то мужчина. История повторяется: спокойно показываем билеты, он спокойно уходит. Есть белье и плед, полки закрываются занавесками. Это кстати, а то зачастую народ с соседних полок пялится на нас с разной степенью неприкрытости. Дети так вообще как на экскурсию к нашим местам бегают. Приехали с опозданием минут на 20.
Sawai Madhopur – Агра 12947 / AZIMABAD EXPRESS (08:55 – 13:20). Class: THIRD AC (3A)Снова «плацкарт», у нас не боковые места, где только две полки, а в закутке на 6 полок. Причем нам досталась средняя и верхняя. То ли не было других при бронировании, то ли не досмотрели. В общем, крайне рекомендую боковушки. В нашем случае средние полки оказались убраны, на двух верхних уже кто-то спал, а на двух нижних расположилась пара с двумя детьми. Т.е. на 6 мест уже 6 человек, а тут еще мы с мужем пришли. Показываем билеты, глава семейства показывает нам на нижнюю полку – «садитесь». Кто там занял наше место я так и не поняла, но в результате вместо двух лежачих мест мы получили краешек сидячего. В том же вагоне с боковыми местами было бы гораздо проще разобраться.
Выезжали с опозданием около получаса, но в дороге нагнали и в Агру прибыли вовремя.
Агра Cantt12049 / GATIMAAN EXP – Дели (NIZAMUDDIN) (17:50 – 19:30). Class: CHAIR CAR (CC)Сидячий вагон а-ля самолет. Раздают еду и воду. На удивление съедобно и не очень остро. На табло на платформе так и не появился номер нашего поезда, он фигурировал только в общем табло отправлений. Было непонятно, где будет наш вагон. Отправление и прибытие с опозданием в пределах 10 минут.
Камера хранения на вокзалах. Называются cloak room. Джайсалмер: на первой платформе справа. Официальные часы работы: 5-7, 12-16, 21-22:30. Мы этого, конечно, не знали, и пришли около 11 к закрытым дверям. Сели на скамеечку грустить и ждать открытия. И буквально через пять минут заметили пассажиров, которые где-то разыскали гардеробщика, и он открыл заветную комнату. Нам заполнили кватанцию (требуется билет на поезд, контактный номер телефона, паспорта), оплата при получении вещей. Стоимость – около 20 рупий за предмет в сутки. Много читала, что без замка вещи не принимают. У нас был маленький навесной замочек скрепляющий язычки молнии на сумке, но я видела другие сумки без видимых замков. На парочке чемоданов язычек молнии был обмотан какой-то бумажкой с печатью, так что было бы видно, что багаж вскрывали. А на нашей сумке молния к концу поездки сломалась, так что замок мы повесили просто для вида, но никто не проверял, реально ли все закрыто.
На вокзале в Читторгархе камера хранения работает до 19. Время открытия не помню, но точно раньше 8 утра. Находится слева, когда выходишь на первую платформу. Проторчали там минут 40, потому что человек принимающий сумки и продающий билеты это одно лицо. Фактически мы были в каморке кассы и сидели на скамеечке пока кассир не отобъется от толпы пассажиров и не выкроит 5 минут на нас. А вот забирали уже нормально без очереди, т.к. подтянулись другие работники.
Моторикши и такси.Водители тук туков всегда брали ровно столько, сколько просили изначально, не заводя басню в стиле «то была цена за одного, а вас двое». Подозреваю, что изначально мы соглашались на настолько завышенную по местным меркам цену, что водителям уже не так нетерпелось содрать с нас еще. Ценник показался довольно случайным. Так, в Удайпуре за 1.5 км пути с нас брали от 100 до 200 рупий. Причем тук тук вызванный от отеля до ж/д станции (4 км) стоил тоже 200 рупий, а девушка с ресепшена еще извинялась, что так дорого. Учитывая, что это сравнимо с ценой двух билетов на общественный транспорт в Праге, нас такая стоимость не смущала. За расстояния около 5 км больше 200 рупий не просили. 9 км – 400 рупий.
С такси сталкивались только один раз по пути из аэропорта Ахмедабада. Впечатления те еще. Водитель постоянно трепался по телефону, уже в машину сели, а он даже не спрашивает куда нам и уже едет куда-то. Еле оторвали его от телефона, еще и дорогу по навигатору показывать пришлось, т.к. товарищ вообще не соображал куда едет. За 500 рупий 4 км и такой сервис.
Потом по возможности пользовались только uber. Но там хоть и заявлено, что можно заказать тук тук, но на практике получалось вызвать только машины, а они там не везде могут проехать. А вообще красота – никакой лишней болтовни, цена известна заранее, не надо объяснять куда ехать.
Мошенничество и обманС откровенным мошенничеством не сталкивались. Я и на форуме читала, и мои друзья из Индии рассказывали про классические истории таксистов «центр города закрыт, там не проехать, в ваш отель вы не попадете, давайте я вам помогу и отвезу куда надо». Ничего подобного не слышали.
Один раз мне недодали сдачу в музее, без скандала вернули недостающую купюру, когда я переспросила сколько стоит билет.
Попрошайки встречаются, но не сильно навязчивые. Пары отказов в принципе хватает, чтобы отвязались. Любопытно, что отказ должен был прозвучать и от мужа, и от меня. Опытным путем выявлено – муж может хоть сто раз сказать no, но будут ходить хвостом обращаясь уже только ко мне.
ЛюдиУ меня много друзей из Индии с институтских времён, да и сейчас знакомых и коллег с тех краев хватает. Ребята самых разных взглядов и воспитания. С ними очень интересно общаться, я многому у них научилась и очень рада, что они встретились на моем пути. Но вот это реальное общение с индийцами у меня происходит в Европе. В самой Индии, за редким исключением, нам как туристам не суждено было выйти за рамки стерильного общения с персоналом отелей или микроскопического small talk с особо любопытными прохожими.
Очень часто просили с нами сфотографироваться. Я была несколько удивлена, потому что Индия все-таки довольно туристическая страна. Неужели они так редко видят иностранцев, что все еще не надоело с ними фотографироваться? Но нам в принципе не жалко. Все были с нами очень приветливые.
Очень чувствуется, насколько меньше у местных зона личного пространства. В аэропорту одна немолодая дама все подпирала меня своим телом в очереди на контроль безопасности. Мне в конце концов стало любопытно, и я перестала продвигаться вперед (она и так меня уже дальше положенной линии ожидания протолкнула). Так эта мадам просто прижалась ко мне всем телом и так и стояла! И это ее совсем не смущало. В принципе ожидаемо, что при таком количестве народу (толпы везде) рассчитывать на соблюдение очередей и все такое не приходится, но мне это было очень непривычно.
СервисЧто было немножко непривычно после Европы: все называют меня мэм и предельно вежливы и официальны. В Европе меня частенько воспринимают как совсем подростка, и это иногда отражается на обращении. Тут я прямо почувствовала себя взрослой дамой.
Удивил персонал отелей и ресторанов. Их чрезмерная вежливость и предупредительность порой переходила в навязчивость. В результате сидишь обедаешь, нередко мы единственные гости, а официант стоит буквально в метре от стола и пристально следит, не надо ли нам чего. Все время под надзором. Из отелей я получала целые серии сообщений как нас с нетерпением ждут, по несколько раз переспрашивая время прибытия и каждый раз рассыпаясь в любезностях. Одна девушка менеджер даже через WhatsApp мне стала писать (в дополнение к уже существующей переписке по почте) и даже после нашего отъезда слала открытки к рождеству. Ну перебор уже.
В магазинах одежды вокруг меня устраивали чуть не танцы с бубном. Стою у витрины с серёжками, а девушки продавцы мне спокойно поразглядывать ничего не дают, все предлагают то одно, то другое: "мэм, а вот эти так подойдут вашим голубым глазам", "мэм, а вот эти так сочетаются с вашим платьем". В соседнем магазине женской одежды ещё интереснее: среди персонала только парни. И вот они мне стопками начинают носить наряды расхваливая в деталях каждый из них и уговаривая примерить. Выходила из примерочной как на показе мод вдоль строя продавцов во главе с мужем. В общем, любопытный опыт. Я, пожалуй, предпочту такое обращение, чем грубость, но за эти две недели я с удивлением осознала, что от сервиса устаешь. Самое обидное, что вроде и поругать то не за что - все вежливые, все стараются, но я чувствовала себя не особо комфортно.