Вот я уже давно мечтаю о Карибах...Бирюзовое море, белый песочек, мелодии карибской музыки и ром! А вы....черная речка, флора-фауна. Это же как нужно насытиться купалками-загоралками?
Виталий, все мы такие разные Мы, конечно, из меньшинства, которым бирюзовое море и белый песочек не нужны. Достаточно было 1.5 дня в Доминикане пожарится и покупаться - и то, не знали куда себя девать. Так уже хотелось движухи и впечатлений именно от флоры-фауны
Кстати, Западные Карибы - не лучший выбор в плане пляжей. Там как раз красивого моря и пляжей почти и нет. Только, если поехать из Косумеля в Тулум, там можно увидеть бирюзовое море и белый песок.
ureczyk, прививки не делали. Мы вообще безалаберные туристы. Даже страховку никогда не оформляем. Прививки, наверное, стоит делать, когда в Африку путешествуют.
Стоянка с 6:30 до 20:00. Из этого порта мы поехали в Чичен-Ицу. Начало экскурсии в 6:30, сбор в 6:15 в театре. Ровно в назначенное время наша группа вышла с корабля. На выходе с пирса стоят офицеры с собакой, и собака обнюхивает вещи каждого человека - выносить на берег запрещено любую еду. Катамаран стоял сразу рядом с причалом кораблей. Соседом в Косумеле был наш старый знакомый Селебрити Силуэт. И я сделал фото двух кораблей с катамарана.
Рассвет встречали на борту катамарана по дороге на материк.
Через 35 минут приплыли в Плайя-дель-Кармен. Гид собрал нашу группу, и мы пошли в автобус. В автобусе нам раздали сухой паек: гамбургер, печенье и бутылочка воды (200 мл). По дороге гид на немецком языке все 2 часа без остановки рассказывал о Мексике и Чичен-Ице.
Чичен-Ица.
Священный город народа Ица. Название «Чичен Ица» в переводе с языка местных племён значит «Устье колодца племени Ица» или «Рот колодца колдунов воды»: «чи» на языке майя означает «устье», «чен» - «колодец», а «ица» - название племени или группы майя, которое, по преданию, первым появилось на этой земле. Город основан примерно в VII в. н. э. Руины города могут быть условно разделены на две группы. В первую включены строения, датируемые VI—VII вв. н. э. и относящиеся к периоду культуры майя. Вторая группа зданий относится к периоду тольтеков X—XI вв. н. э. В X веке был захвачен тольтеками. В середине XI века Чичен-Ица стала столицей тольтекского государства. В 1178 город был разгромлен объединённым войском трёх городов-государств — Майяпана, Ушмаля и Ицмаля, которое возглавлял Хунак Кеель. Ко времени испанских завоеваний (середина XVI века) Чичен-Ица представляла собой развалины.
План комплекса (слева белый квадрат – главный вход на территорию):
Первым делом идем к храму Ягуара.
Назван храм из-за того, что в нем были найдены фигуры ягуаров, а также из-за барельефов с изображением этой дикой кошки, которые украшают его фасад.
Лестницы, которые ведут во внутреннюю часть храма, украшены скульптурами, символизирующими гремучую змею, которая является священной для майя.
Храм включает в себя два святилища - верхнее и нижнее, которые иногда называют соответственно Верхний и Нижний храм ягуара. Внутренние стены храмов украшены сценами войн.
Верхнее святилище расположено наверху стены, ограничивающей площадку для игры в мяч, и выходит на игровое поле. Отсюда знать города наблюдала за игрой.
Вход в нижнее святилище Храма ягуара находится с внешней стороны площадки. При входе в нижнее святилище стоит фигура ягуара, которая и дала название этому храму.
Большое поле для игры в мяч (Уэго де Пелота) — самая большая игровая площадка из всех созданных майя. Длина игрового поля достигает примерно 150 метров, и оно больше современного футбольного поля.
По бокам поля возносятся высокие стены, на высоте которых (около 10 метров) расположены кольца. И игроки должны были забросить в это кольцо тяжелый каучуковый мяч, вес мяча был примерно 3 кг.
Касаться мяча руками или ногами было нельзя, только бёдрами, локтями, коленями, каменной битой, передавая с одного края на другой, стараясь попасть в кольцо. Победителем считался тот, кто набрал определенное количество очков. За попадание в кольцо победа присуждалась сразу, т.к. это было очень сложно, и главное, считалось, что таким образом устанавливалась связь с божеством, в честь которого проводилась игра. Участнику игры приходилось пользоваться шлемом, наколенниками, надевать на себя кожаный набедренный пояс весом 30 кг. Использование подобных средств защиты делало игру еще более трудной. Игра носила ритуальный характер. Движение мяча символизировало движение солнца, звезд по небу, а противоборствующие команды инсценировали символическую борьбу дня и ночи, богов Неба и Нижнего мира. Игра завершалась ритуалом обезглавливания. Но, одни полагают, что в жертву приносили капитана проигравшей «команды», другие – капитана «команды» победителей, так как богам нужно было отдавать самое лучшее, в том числе самых сильных и ловких людей. Возможно, обезглавливали всех проигравших. Делается также предположение, что роль жертвы могли играть военнопленные, которым выпадала честь участвовать в игре. Считалось, что принесенный в жертву человек после победы в игре попадал на небеса, минуя ужасы девяти подземных миров. Вырезанные на стенах картины изображают, например, одного из игроков обезглавленным, с фонтанами крови, бьющими из шеи, в то время как другой человек поднимает в воздух его отрубленную голову.
Картину жертвоприношения я не увидела, и покажу барельефы, изображающие игроков.
Образ Пернатого змея («змея, покрытого зелеными перьями») часто встречается в мифологии майя и тольтеков и может быть связан с какими-либо сельскохозяйственными ритуалами. Существует также тольтекская легенда о том, что в 987 г. Кецалькоатль потерпел поражение и был изгнан на плоту, состоящем из змей. Легенда майя говорит о том, что в том же году вождь по имени Кукулькан («змей, покрытый перьями кецаля») прибыл в эту местность и сделал Чичен-Ица своей столицей. Ко времени испанского завоевания (XVI в.) в образе Кукулькана слились представления о нем майя как одном из главных божеств и легенды об историческом лице, предводителе тольтеков, вторгшемся в X в. на Юкатан.
Пернатый змей у основания стен игрового поля.
На территории “спортивного” комплекса было возведено четыре храма. Их стены были украшены фресками, повествовавшими о воинской славе майя. Некоторые изображения имели непосредственное отношение к игре.
Один их храмов - Храм Бородатого человека (Temple of the Beared Man). Храм расположен в северной части площадки для игры в мяч. Храм получил свое название по рельефу внутри храма. Но часто этот храм называют просто Северным. В этом храме замечательная акустика, позволяющая слышать шепот человека в любой точке зала.
Чтобы перейти к обзору следующих сооружений – небольшой экскурс в историю:
Древнемайяские культы харак¬терны сложными и изощренными ритуалами. Основной их целью было, как и во всех других религиях, умилостивление божеств и получение от них различных благ. Майя почитали бога Солнца и верили, что, принося в жертву сердца, они дают возможность богу питаться жизненной силой людей, думали, что благодаря этому, будет всегда светить Солнце. В жертву приносили захваченных в плен и рабов. Если в особых случаях в жертву приносили одного из самых доблестных солдат племени, то большой честью для участников церемонии было отведать его мясо. Тело разрезали на мелкие кусочки, которые сначала пробовала знать, а потом все остальные. Прежде всего жертву раздевали и окрашивали в голубой цвет. Затем её вели на специально отведённое место в храме или на вершину пирамиды, и располагали на большом камне округлой формы. Жрецу помогало четверо мужчин - Чаков. Жертву располагали так, чтобы грудная клетка была наиболее доступной частью тела. Чаки держали руки и ноги жертвы, в то время как грудь жертвы вскрывалась ещё одним человеком — жрецом, который носил титул Наком. Он вырывал сердце и, ещё живое и продолжавшее сокращаться, на блюдце подносил Чилану — церемониальному жрецу. Чилан торжественно собирал струящуюся кровь и обмазывал ею идола того бога, в честь которого совершалось жертвоприношение.
Для жертвоприношений были созданы специальные платформы. На вершине платформы в центре располагалась скульптура зловещего Чак Мооля. Фигура сидящего демона держит в руках пустое блюдо, прижимая его к животу. Именно на это блюдо жрецы бросали вырванные из груди жертв сердца.
Экспонат музея (Фото из интернета):
Когда жертвоприношение устраивалось на вершине пирамиды, то финальный аккорд праздника приобретал несколько другую окраску. После того как вырывалось сердце, жертву сбрасывали вниз, где с неё сдирали кожу. Жрец снимал с себя церемониальную одежду и облачался в ещё тёплую, окровавленную кожу. Затем вместе с другими участниками этого акта кружился в ритуальной пляске, являясь её главным исполнителем. Жуть еще та
Платформа Венеры, названная в честь планеты Венеры, которой поклонялись тольтеки.
Барельефы на стенах платформы.
Платформа орлов и ягуаров. Храм имеет квадратную форму с четырьмя лестницами, украшенными головами змей. Платформу назвали так по рельефным изображениям на ее стенах. На стенах выгравированы изображения ягуаров и орлов пожирающих человеческие сердца - таким образом были представлены жертвоприношения.
Рядом с платформой орлов и ягуаров находится длинная платформа, покрытая со всех сторон резными изображениями человеческих черепов, нанизанных на шесты – Цомпантли или Храм черепов. Каменная стена цомпантли являлась основанием для деревянных рам, на которых вешались черепа убитых врагов и принесённых в жертву. Название данного комплекса дано на языке науаль - языке индейцев Центральной Мексики, где часто встречались такие сооружения.
Ритуальные рисунки: или воин, или игрок в мяч держит в руках отрезанную голову своего врага или проигравшего в игре, а также орлы, пожирающие сердца жертв.
Кецалькоатль (Пернатый змей) – обязательный элемент храмовых сооружений.
Эль-Кастильо (El Castillo, что в переводе с испанского означает "замок"), который называют также пирамидой Кукулькана (La Piramide de Kukulcan). Кукулькан на языке майя означает "пернатый змей". Эль-Кастильо представляет собой пирамиду высотой 24 м, на верхней площадке которой расположен храм. В основании пирамиды лежит квадрат со стороной 55,5 м. Стороны пирамиды чётко ориентированы по сторонам света (север, запад, юг, восток). Пирамида имеет 9 уровней. По её сторонам поднимаются четыре широких лестницы, каждая из которых имеет по 91 ступени. Если число ступеней лестницы умножить на число лестниц и рассматривать платформу на вершине пирамиды, на которой стоит храм, как ещё одну ступеньку, то получаем 91x4+1=365 - число дней в году. Кроме того, символичным является количество секций с каждой стороны храма (9 ступеней пирамиды рассечены лестницей надвое) — 18, что соответствует количеству месяцев в календарном году майя. Девять уступов храма соответствует «девяти небесам» мифологии тольтеков. 52 каменных рельефа на каждой стене святилища символизируют один календарный цикл тольтеков, включающий 52 года Это совпадение дало ученым основание сделать заключение, что в основу пирамиды был положен принцип календаря, да и сама пирамида, возможно, имела какое-то астрономическое значение. В день весеннего и осеннего равноденствия, солнце движется таким образом, что тень ступенчатых рёбер пирамиды падает на камни балюстрады. При этом создаётся впечатление, что Пернатый Змей оживает и ползёт, в марте вверх, а в сентябре вниз. Этот феномен, который длится 3 часа 22 минуты, сообщает о приходе Весны и Осени. Можно только предполагать, что это символизировало для майя, хотя, возможно, тем, кто наблюдал это явление, казалось, что призрачный Кукулькан или Кетцалькоатль как бы возвращается к жизни. На вершине пирамиды располагается небольшой храм с четырьмя входами. В нём совершались жертвоприношения. Во внутрь пирамиды можно попасть через отверстие в полу храма. Там были обнаружены скульптура так называемого Красного ягуара (глаза и пятна на шкуре ягуара сделаны из жадеита, а клыки и зубы - из окрашенного в белый цвет кремния) и своеобразная фигура-трон, называемая Чак-Мооль.
Лестница, идущая по северной стороне пирамиды, внизу по краям оканчивается змеиными головами, которые являются символом Кукулькана.
Храм воинов. Находится с западной стороны большой площади, в центре которой расположена пирамида Кукулькана. В основе Храма воинов лежит ступенчатая пирамида с основанием 40 м на 40 м, имеющая четыре уровня.
Перед Храмом воинов находится площадка с четырьмя рядами колонн. Высота колонн достигает 3 м. На большинстве этих колонн изображены тольтекские воины, собственно, поэтому Храм воинов так и называют. Считается, что когда-то колонны поддерживали крышу святилища, расположенного на верхней площадке Храма воинов, куда ведут две лестницы.
Два стилизованных змея, выполненных в виде колонн и символизирующих Кукулькана, стерегут вход в святилище.
Здесь же, напротив главной двери храма, находится статуя Чак-Мооля, держащего в руках чашу, предназначенную для даров богам. Этот Чак-Моол был найден внутри Храма Воинов, где находятся остатки предыдущей постройки, получившей название Храм бога дождя. Роспись на двух скамьях в этом храме представляет собой изображения тольтекских правителей, сидящих на тронах в форме ягуара.
Группа тысячи колонн (Grupo de las Mil Columnas). Расположена с южной стороны Храма воинов. Она формируется тремя колоннадами, окаймляющими с трех сторон довольно большую площадку. (С четвертой, южной, стороны этой площадки расположено здание, называемое почему-то Рынок - Mercado). Западная колоннада, началом которой служат колонны перед Храмом воинов, тянется на юг на 125 м. при ширине 11 м. Другая колоннада проходит вдоль южной стороны храма и также тянется почти на 125 м. Эта колоннада, носящая название северной, насчитывает 156 колонн, расположенных в 10 рядов. (ширина этой колоннады - 20 м). В целом, в Группе тысячи колонн преобладают круглые колонны. Некоторыми учёными считается, что изначально над этими колоннами была тростниковая крыша, а под ним располагался рынок.
Нижнюю стену колоннады украшают барельефы с изображением орлов и ягуаров.
Одинокая голова Пернатого змея (Кукулькан у майя являлся аналогом бога Кетцалькоатля)
Пирамида Могила Верховного жреца. Такое название эта пирамида получила потому, что на её верхней площадке обнаружено семь надгробий, свидетельствующих, по всей видимости, о захоронении важных людей города. Внутри неё было обнаружено вертикальное отверстие, которое ведет к природной пещере, где были найдены человеческие останки, изделия из нефрита и множество других предметов, находящихся теперь в музеях. Эту пирамиду называют также Осуари, что означает "склеп". Часто это сооружение называют просто Малой пирамидой.
Караколь (El Caracol). В переводе с испанского означает "улитка". Такое название было присвоено из-за внутренней лестницы наверх, имеющую спиралевидную форму как у раковины улитки. Это грандиозное сооружение представляет собой башню, находящуюся на двойной платформе. Считается, что башня Караколя использовалась майя для астрономических наблюдений, поэтому часто это сооружение называют Обсерваторией. В крыше и стенах были проделаны отверстия таким образом, что позволяли наблюдать астрономам за движениями некоторых небесных тел, особенно за Венерой. Самой отличительной характеристикой этого здания является его необычное сходство с современными астрономическими обсерваториями.
Вся информация о комплексе Чичен-Ица взята с сайта: http://www.indiansworld.org/infochich.html#.WHC3SRug_mg
Мы не успели посмотреть Женский монастырь и Священный сенот. Времени, конечно, было маловато. Но тем не менее, я не жалею, что взяли эту экскурсию - удалось посмотреть бОльшую часть комплекса, и получить представление о древней цивилизации Майя.
После представления артисты предлагали сфотографироваться с собой. Чаевые можно было дать по желанию.
Это группа в национальных костюмах стояла перед входом в ресторан с плакатиком, суть текста: “Дайте чаевые танцорам, если Вам понравилось представление”.
После мы все загрузились в автобусы и поехали обратно в Плайя-дель-Кармен. Через 2 часа мы прибыли в курортный городок. Интересно, что нас подвезли к совершенно другому причалу. До причала надо было пройти примерно 500 метров, путь лежал мимо небольшого сквера. И там были замечены пасущиеся агути. Зверьки, как ни в чем не бывало, занимались поиском еды, хотя вокруг стол шум от машин и других звуков человеческой деятельности. Многие стали щелкать фотоаппаратами, и переспрашивать друг у друга, что это за зверь. Гид крикнул: “не бойтесь, это не крысы, это агути”
GalaN писал(а) 08 янв 2017, 13:03:И там были замечены пасущиеся агути. Зверьки, как ни в чем не бывало, занимались поиском еды, хотя вокруг стол шум от машин и других звуков человеческой деятельности. Многие стали щелкать фотоаппаратами, и переспрашивать друг у друга, что это за зверь. Гид крикнул: “не бойтесь, это не крысы, это агути”