Очень длинное предисловие.
Два года назад осенью, я по чистому стечению обстоятельств одна объездила часть Швеции и Данию. Это были совершенно фантастические две недели. И неожиданность мероприятия, и то, что впервые за много лет оказалась на две недели одна, с машиной и полной свободой действий – при том, что дома меня ждали муж и трое детей. Я и раньше любила ездить одна, но в северную Европу никогда не заезжала, все больше по центральной Европе и по городам. После той поездки я поняла, что нашла свое место в жизни и что часть отпуска осенью я буду теперь проводить только так – природа, машина и одиночество. Прошло несколько месяцев, и я начала задавать себе вопрос «куда в следующий раз?». И тут стало понятно, что я очень хочу в Норвегию. Вдвоем с машиной и подальше от людей. Время поездки сомнений не вызывало – разумеется, осень. Я фанат золотой осени, кроме того, мне хотелось поменьше туристов и посуровее пейзажей. Плакатные летние картинки меня почему-то не трогают, хотелось осени, одиночества, бури и холода. Все замечательно, решено: Норвегия осенью 2019. Но посмотрев на карту и дороги я начала опасаться: водитель я хороший, но серпантины, вероятно даже снег, большие расстояния (а меня всегда тянет в глушь) – страшновато одной. Я, конечно, интроверт, но не экстремал ни разу. И если Швеция у меня опасений не вызывала, то Норвегия казалась местами суровой – что и привлекало, но одновременно пугало. Забегая вперед, скажу, что так страшно как мне было в Норвегии в некоторых местах – мне не было страшно никогда и нигде. В общем, я столкнулась с непреодолимым когнитивным диссонансом и оставила эту идею до лучших времен. Впрочем, взамен нее ничего не появилось, и я зависла. Было понятно, что одна я не поеду, что мне нужен второй хороший и надежный водитель, но где ж его взять, если муж отчаянный домосед и не любитель приключений, а хорошо водящих и любящих это дело подруг у меня нет. И любящих дикую природу тоже. Я совершенно не хотела поездки для «девочек», мне нужно было нечто среднее - не палатка, но и не обязательно горячая вода ежедневно. В общем, мне нужен был такой же авантюрист как я, женского пола. Так я дотянула до лета. Подходящей попутчицы не наблюдалось, хоть ты тресни.
В июле у меня день рождения. И мне позвонила старинная подруга из Штатов. В середине разговора меня торкнуло: лучшего водителя женского пола я не знаю, авантюрности я могу позавидовать, надежность и неприхотливость – в наличии, а главное – совершенная невозмутимость. Я не успела толком обдумать эту идею, но уже услышала свой голос:
- Наталья, а как насчет махнуть в Норвегию на машине осенью? Очень хочется дикой природы, устала я. Мне нужен второй водитель, одна я боюсь.
- Давай.
- Наташ, я серьезно.
- Да я тоже серьезно. Мне тоже нужен отпуск. И природа. Поехали.
Следующие две недели ушли на обсуждение «а может все же не в Норвегию, оно кусается по ценам, да ну его, не так уж и кусается, очень хочется», подгонку дат, покупку авиабилетов и аренду машины. Насколько я успела понять, Наталье все равно каким маршрутом ехать, главное – ехать. Ну и хорошо бы оказаться на севере, чем севернее, тем лучше. Но не обязательно. Договорились, что за маршрут отвечаю я.
Концепция и подготовка.
Мне кажется, если едешь вдвоем, очень важно сопоставить ожидания от поездки и выработать общую концепцию и приоритеты. Нам оказалось легко это сделать, мы во многом совпадаем. Вводные данные у нас следующие:
Мы ни разу не горные козы. Поэтому длинные треки, особенно в горах - не для нас. Зато мы обе можем часами зависать перед понравившимся нам пейзажем и не любим, чтобы кто-то нас торопил.
Мы любим северные суровые пейзажи и золотую осень.
Время палаток для нас прошло, хотелось бы спать на кровати и с крышей над головой, но качество этой кровати и крыши – дело второстепенное. Поэтому ночевать можно где угодно, но только не в палатке. И желательно не в машине. Едим как попало, утром/вечером готовка, днем бутерброды, если очень хочется – можно поесть и в кафе.
Жесткая привязка к месту ночевки – не подходит, хочется максимальной свободы.
Обе любим и умеем водить, и готовы это делать много часов в день – сама дорога, любая, доставляет удовольствие. Вождение по горам и снегу не мой конек, а вот Наталья была даже очень за. Поэтом северные дороги осенью нас не пугали, даже если будут снежные перевалы.
Тяга к приключениям, которых очень не хватает в обычной жизни.
Под все эти параметры лучше всего подходило путешествие в стиле roadtrip, привязанное к одному-единственному ограничению – обратный рейс из Осло.
Итак, с концепцией определились, даты 9-21 октября, билеты в Осло куплены с обеих сторон, машина в аэропорту Осло (350 евро+ потом еще пришел счет на разные платные дороги на 65 евро) заказана. Наталья растворяется в своей жизни на ближайшие пару месяцев, а я начинаю планировать маршрут, штудировать форум и запасаться информацией. В результате я составляю такой маршрут, который не проехать и за месяц, не то что за 11 дней. Я кручу его и так и этак, но понимаю, что это невозможно. В итоге я впадаю в черную меланхолию и говорю себе «к черту все. мы поедем как попало, осматривая то, что попадется по дороге. Не хочу никаких обязательных мест, не хочу ничего, хочу открыть эту страну сама, все эти «обязательно загляните» не для меня». Отбрасываю все то, что «стоит посмотреть» и оставляю лишь несколько точек. Решаю, что поедем из Осло до Нордкапа по Норвегии, потом вернемся в Тромсе и сдадим машину, а обратно в Осло полетим на самолете. Но не тут-то было. Я всегда знала, что сдать машину в другом месте – это сильно дороже, но не знала насколько. 350 евро превращаются в 2000 евро и становится понятно, что это не вариант. Я даже поискала услугу по перегону машины обратно в Осло, в надежде, что это будет дешевле, но не нашла. Лететь сразу в Тромсе не помогало, я сталкивалась с той же проблемой машины в один конец. В какой-то момент я нашла недорогую возможность взять машину в Осло, а вернуть в Тромсе, цена почти не отличалась. Ожидая подвоха, очень внимательно читала условия договора, и вот уже почти нажав кнопочку «заказать», я разглядела крошечную звездочку и текст «за возвращение в другом пункте назначения, в местном офисе взимается плата 2000 евро». Выругавшись, я поняла, что обратной дороги нам не миновать. Построила приблизительный маршрут (в основном направление) до Нордкапа, с возвращением через Швецию (времени катастрофически мало), вернулась на форум за дополнительной информацией. И зависла над мыслью, что ближе к концу октября перевал на обратном пути запросто может быть закрыт, а у нас привязка к рейсу из Осло. Я уже участвовала в гонке на самолет по маршруту Бухарест-Будапешт ночью, и мне не понравилось. Поэтому решено было маршрут перевернуть против часовой стрелки, доехать по Швеции до севера, поскольку он нас интересует больше, а дальше спускаться по Норвегии на юг, захватив Лофотены и что получится. Вот здесь С Лофотен в Осло за 4 дня - требуется помощь. я просила помощи у форумчан по составлению маршрута, уже достаточно начитавшись и понимая, что меня за мой маршрут серьезно раскритикуют. Из того, что реально хотелось посмотреть остался Нордкапп, Лофотены, 17-я дорога, которая скорее всего закрыта, и почему-то озеро Oppstrynsvatnet. Хотелось еще много чего, например, северного сияния и золотой осени, тропы троллей, 55 дороги, но было очевидно, что это все не от нас зависит. А больше всего, на самом деле, хотелось просто ехать и зависать просто так где попало, без времени и обязательств. Главное, чтобы тихо и природа. На этом месте я и оставила составление маршрута, запасшись ссылками на все необходимые сайты (карта дорог в реальном времени, сайт погоды и сайты кемпингов – понимая, что большинство из них будут закрыты).
На самом деле, я до последнего не была уверена, что эта поездка состоится – с Натальей мы не общались с того момента как обсудили все технические детали и до начала октября. Она переезжала в новый дом, я была занята своими делами. Мы, типа, договорились и купили билеты – что еще надо. Списались мы за неделю до поездки, и с удивлением обнаружили, что мы обе таки собираемся ехать. Содержание поездки все так же оставалось туманным – я знала, что может быть плохая погода, «нет смысла ехать на Нордкап», ветер, дождь, закрытые дороги, короткий световой день, не сезон и прочие пируэты. Но поскольку мы решили, что главное - это дорога, меня все возможные передряги не особо огорчали: что будет то будет, это часть трипа. И приключений оказалось достаточно.
Подводя итог вступления. Две путешественницы на Seat Leon на зимней резине (просили специально в Hertz, автоматически они в Осло начинают ставить зимнюю резину только с 15 октября), даты 10-21 октября 2019 года (11 дней). Пробег за все время - 5720 км. Глобальный маршрут: Осло – Нордкап - Лофотены – Осло, но он сам по себе ничего не значит, потому что бог в мелочах.
Общие замечания по поездке в октябре:
С погодой, я так понимаю, нам страшно повезло. Ни разу и нигде не было дождя, вообще. Ни разу, да? Я уже поняла, что новичкам везет. На севере, в основном на перевалах – снег. Лежит и идет, то больше, то меньше. Температура держалась от +10 до -5-7 в самых холодных точках. Небо по большей части было ясным, но солнце уже высоко не поднималось, так что иногда в час дня было ощущение легких сумерек. Золотая осень и вообще краски – совершенно потрясающие. Мне кажется, таких переливов на небе и в воде я не видела нигде и никогда. Воздух совершенно прозрачный. Я так понимаю, что все это чистое везение. Золотая осень и цветная тундра - да! Заснеженные перевалы - да! Полузамерзшие озера - тоже да!
Людей почти не встречали за все путешествие. Очень-очень изредка, два-три человека. Никаких туристов, никаких толп нигде. Люди только на паромах, заправках и в супермаркетах. На природе никого не было, вообще. Города мы по возможности объезжали. Кемпинги большей частью закрыты, за редким исключением. Кому нужны – придется искать.
Основная проблема – короткий световой день. На севере совсем, чем южнее, тем лучше, разумеется. Из-за короткого дня часть пути приходилось ехать в темноте. Во-первых, жалко, что ничего не видно, во-вторых, чуть сложнее водить. Но мы это пережили. Ехали и бродили безмятежно до наступления темноты, дальше Наталья вела уже в темноте, а я искала по дороге жилье. С которым, кстати, тоже нет проблем, но мы были относительно свободны в бюджете, поэтому выбирали через букинг/эйрбиэндби/на месте.
Из-за того, что я подготовилась весьма относительно, а Наталье было вообще все равно куда ехать, лишь бы ехать – у нас не было никаких ожиданий. И разочарований тоже не было. И это было огромное счастье – самим открывать Норвегию, чувствовать себя первопроходцем. Тем более, везде было пусто, только природа и мы. Этот отчет я смогла написать только благодаря гуглу и его геолокациям на фото, потому что мы зачастую не знали ни где мы едем, ни что мы видим, ни что мы увидим из окна утром, приехав туда в полной темноте. И знаете, было несколько очень приятных сюрпризов, когда открываешь глаза – и ах! А ты даже не думал, что здесь так красиво. Да,было несколько мест, в которые я ехала целенаправленно, почитав отзывы на форуме. Но в основном мы совершенно не интересовались в тот момент как называется то или иное место, просто впитывали и пытались почувствовать себя частью этого пейзажа. Только сейчас, разбирая фотографии, по гугл локациям понимаю где мы были и как называется то, что видели.
Уфф, с общей частью закончила, дальше уже собственно путешествие. Заглавную фотографию выбрать не смогла, слишком много разного мы посмотрели, невозможно обозначить одним снимком.