По итогам двух путешествий последних месяцев (Москва-Краков и Москва-Север Италии) обогатился опытом и спешу им поделиться:
Итак сначала про Краков. Всего мы получили 4 чека из них 2 голубых систем GLOBAL BLUE или GLOBAL REFUND, а два чека представляли собой обычные счет-фактуры (в нашем понимании) с надписью по-польски ZWROT VAT. Я впервые увидел подобные бумаги и засомневался, однако продавцы в обоих магазинах уверили меня, что проблем не будет. Причем вопреки утверждениям коллег в данном топике, это были не обычные придорожные лавочки, а такие магазины как ЕССО (обувь) и PRETTY ONE (польский бренд женской одежды, имеет сеть из примерно 20 магазинов по Польше).
Image (38).jpg
Image (39).jpg
Польский таможенник в Домачево-Славатыче эти чеки принял, проштамповал и вернул нам, т.е. это проблемой для него не являлось. Т.к. обменника в Славатыче нет, мы привезли эти чеки в Москву и жена отправилась с ними в Мастер-банк. В банке приняли только "голубые" чеки, а обычные фактуры не приняли со словами, мол обращайтесь с ними в магазин, где покупали. Путешествие в Краков в ближайшие несколько лет нами не планировалось, поэтому я вступил в переписку с сетями. Из PRETTY ONE сразу же откликнулась ассистент менеджера по маркетингу, мы с ней долго переписывались и по итогам переписки она заверила меня, что я могу получить эти деньги в любом из магазинов их сети, причем получить НДС назад полностью, а не с вычетом комиссии, как по "голубым" чекам. Переписка велась на английском языке, её я сохранил и распечатал. Во время нашей поездки в марте мы посетили торговый комплекс "Сфера" в г. Бельско-Бяла в котором был магазин PRETTY ONE. К счастью, это был будний день. Продавщица сразу сказала мне, чтобы я обратился в Краков. Я достал переписку, она прочитала и начала звонить в Варшаву в центральный офис. Ассистент менеджера по маркетингу была на месте и сказала, что да, нужно принять чек. Продавщица напряглась ещё больше, выяснилось, что она вообще не знает, как это делать, начала звонить в бухгалтерию и вместе с бухгалтером пошагово делать данную проводку в программе. В итоге я получил в карман около 200 PLN (примерно 2000 руб.) т.е. игра стоила свеч. Совершенно иная ситуация сложилась (а точнее складывается, т.к. пока не закончилась) с ЕССО. На мой запрос на сайт ЕССО пришел туманный ответ, что мол мы отношения к DUTY FREE не имеем, т.е. отвечавший даже не понимал разницу между TAX FREE и DUTY FREE!!! Все дальнейшие обращения ответа не имели. Во время моего визита в Польшу 2 недели назад я посетил один из магазинов ЕССО в Польше с вопросом, что же мне делать? Продавщица ожидаемо ответила, что я должен вновь посетить Краков. Я уперся и сказал, что Краков мне не по пути и мне нужны координаты их офиса для решения вопроса. Девушка долго совещалась с кем-то по телефону и итогом стало то, что я получил координаты (телефоны и адреса электронной почты) по которым мне вроде должны ответить. Забегая вперед скажу, что этот проштампованный ранее чек мы доблестно предъявили даме в обменнике на Варшавском мосту в минувшее воскресенье и она ожидаемо предложила нам вновь отправиться в Краков.
Наученные столь горьким опытом мы в мартовской поездке уже намного более внимательно стали относиться к качеству оформления чеков, обязательно спрашивать перед оформлением, по какой системе будет осуществляться возврат, но и тут не обошлось без четырех случаев, о которых считаю нужным упомянуть. Первый был связан с оформлением чека по ситеме GLOBAL BLUE в магазине сети H&M рядом с г. Катовице. Менеджер попросил паспорт, записал на бумажке наш адрес и попросил подойти через полчаса (довольно обычная практика). Через полчаса мы подошли, получили чек и уехали. Следующий ТЦ в этот день мы посетили в г. Бельско-Бяла. Там сделали покупки в магазине PULL & BEAR. При оформлении попросили недостающие данные и я предложил им воспользоваться уже оформленным чеком. Менеджер магазина взглянула на него и сразу сказала, что там ошибка. После строки с номером паспорта, шла строка "выдан в стране" в которой менеджер H&M написал POLSKA. Она искренне пыталась нам помочь и даже пошла с нами в магазин H&M в этом же торговом комплексе, чтобы фиктивно осуществить возврат и перевыписать чек, но в этом магазине сети H&M TAX FREE не оформляли. Чек в итоге у нас приняли в обменнике на Варшавском мосту. К чести H&M должен сказать, что на мой запрос через сайт об ошибке в оформлении они ответили и предложили её исправить. Второй был в Словении. На мой вопрос о том, по какой системе будет осуществляться возврат, дама за прилавком достала кипу квитанций какой-то системы типа TAX FREE SLOVENIA. На вопрос, а где денежки получать, она показала лишь два адреса - офис и погранпереход на границе с Хорватией. Вопрос для нас сразу был решен, лишние мучения были не нужны и наши денежки в том магазине не остались. Третий случай был в Италии. Сначала продавщица распечатала чек криво, потом вместо жены, там вдруг оказалась какая-то другая, потом выяснилось, что программа не вставляет в распечатываемый лист собственно сумму возращаемого, продавщица взялась писать от руки, вновь с ошибками и т.д. Цена вопроса была велика и мы победили: раза с шестого мы получили документ требуемого качества. Четвертый случай произошел опять в Польше на обратном пути в обувном магазине WOJAS (тоже сеть магазинов по всей Польше). На наш первый вопрос о системе оформления TAX FREE, менеджер сказал, что это будет их собственная фактура. Я насторожился и сразу задал проверенные вопросы о том, смогу ли я вернуть деньги в любом магазине или только в их и попросил электронный адрес офиса, чтобы подтвердить перепиской. Менеджер сказал, что проблем не будет и начал оформление. К нашему ужасу мы увидели обычную счет-фактуру, без каких-либо данных, да ещё и чек парень выдать отказался. Я начал ему объяснять, что это просто лист бумаги, тем более без чека (дискуссия о том, должен ли быть чек проходила в январе и в PRETTY ONE и там четко сказали продавщице, что оригинал его должен остаться у меня обязательно!). Парень много звонил, выяснял что-то но в итоге ничего не поменялось. Тогда я попросил скидку и мы "разошлись".
Подозреваю, что утомил читающего столь долгим рассказом, однако теперь кратко подведу итоги:
1. В стороне от туристических маршрутов или мест массовых закупок гражданами не из Евросоюза, продавцы могут оформить чек с ошибками и он автоматически превратится в бумажку. Поэтому надо быть предельно внимательным при оформлении, внимательно проверять все внесенные данные и лишь после подписывать и уходить с чеком.
2. Прежде чем оформлять TAX FREE целесообразно поинтересоваться по какой системе он оформляется, т.к. если это не GLOBAL BLUE или GLOBAL REFUND, шанса вернуть деньги у путешествующих редко или путешествующих разными маршрутами практически не остается (Обменник на границе или банк в Москве не примут, а ехать опять в тот же город нет смысла). В этой ситуации советую просить скидку.
3. Чеки, оформляемые даже по одной системе, могут иметь отличающиеся друг от друга бланки. В нашем случае чеки одной и той же системы имели совершенно разный набор граф, что сильно усложняло процедуру проверки.
4. Обязательно должен быть чек (его тоже гасит штампом таможенник), причем если он приклеивается с обратной стороны наклейками, то это делается по углам, а не как-то иначе.
5. Проблемы эти могут возникнуть и в магазине сети известного бренда, все завист от того, насколько часто оформляются там эти чеки и "набита рука" у менеджера.
6. В разных магазинах одной и той же сети чеки могут как оформляться, так и не оформляться.
7. Даже если нет значка TAX FREE на кассе или на дверях магазина, все равно, если Вы уверены, что покупка подходит по сумме под оформление, есть смысл спросить о возможности оформления (в последней поездке три чека из пяти оформлялись в магазинах, не имеющих подобного значка).
Ну вот как-то так.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.