Остров появлялся в мечтах и исчезал из них, появлялся на экране в каком-нибудь фильме и оставлял след в памяти. Жюль Верн отправлял своих героев к центру Земли через потухший кратер на острове. У друзей на стене висела карта острова и приковывала взгляды. Пепел от извержения оставил без авиасообщения половину Европы, но название вулкана произнести все равно было сложно - «Эйя-как-его-там...».
И все равно этот кусочек суши оставался далеким, невероятным и таинственным, как дымка над его фьордами и заливами, даже после нашего последнего скандинавского путешествия.
Еще несколько лет назад, прикидывая расстояние до Бергена, я не верил, что когда-нибудь мы довольно спокойно доберемся не только в гости к Григу, но и за три недели не спеша объедем с детьми всю южную Норвегию. Времена меняются...
«А что вы думаете насчет Исландии? Почему бы нам туда не съездить этим летом?» - вопрос друзей заставил задуматься и мгновенно вихрем поднял со дна озера памяти все те следы и мечты, которые таинственный остров оставлял там на протяжении последних лет.
Внезапность начала работы мысли впечатляла. На мечты сразу же начала накладываться сетка реальности — как все это осуществить? Оказалось, что все не так уж сложно, и даже не так дорого, если планировать только взрослый маршрут и использовать имеющиеся туристические навыки.
Оставалось главное — решиться. Прочее — детали, хотя они тоже могли помогать или мешать принятию решения. Детей две недели согласились воспитывать бабушки-дедушки и другие родственники, а самим детям было обещано путешествие на теплое море в августе. Основная проблема возникла со стыковкой отпусков, но вот и она решена, отступать некуда — впереди Исландия!
--------------------
*** Disclaimer: предупреждения, ограничения, отказ от ответственности и проч. ***
Поскольку Исландия уже описана во множестве отчетов и путеводителей с разных сторон, и художественные возможности автора отчета весьма ограничены, нам показалось, что лучше один раз выразить перманентное двухнедельное «Вау!!!!», неплохо описывающее самое употребительное восклицание и характеристики красот природы. В это слово вмещаются многочисленные «Восхитительно!!», «Бесподобно!!», «Волшебно!!!», «Какие чудесные краски!!!» и т. д. и т. п. с многочисленными восклицательными знаками. Далее постараюсь сосредоточиться в основном на техническом описании.
Все события реальны, люди тоже, за любые случайные несовпадения автор ответственности не несет.
Автор и спутники благодарят участников форума Винского (awd.ru) и персонально ruslendingur-а - «Исландия для чайников» - за неоценимую помощь в виде разнообразнейшей информации для планирования, организации и осуществления этого путешествия.
--------------------
Техническая врезка: маршрут, билеты, визы, снаряжение и прочее
К счастью, в интернете есть достаточное количество отчетов о путешествиях по Исландии — организованных, пеших, велосипедных, и, конечно, автомобильных — тот вариант, который мы для себя выбрали основным. В нашем случае он давал возможность познакомиться со страной в наибольшем числе мест, сохраняя свободу выбора направлений, а наличие автономного набора — палаток, спальников, горелок — давало свободу выбора мест для ночевки, благо кемпингов в Исландии много, они есть даже в центральных районах страны.
Маршрут получился более-менее стандартный — кольцо вокруг острова + радиалки в центральную часть, с возможностью гибко изменять его по ходу дела.
Все это оформилось в список мест, которые мы хотим посетить, и примерную карту маршрута.
Перебрав несколько вариантов с билетами, остановились на комбинированном. В Исландию: ночным поездом до Санкт-Петербурга, далее прямым рейсом из Пулково с прибытием в Кефлавик в субботу утром. Эти прямые рейсы появились только в июне 2013 г. Обратно в Москву: самолетами с пересадкой в Берлине с прибытием в Домодедово в 16 часов вечера. Преимущества: максимальное время пребывания собственно в Исландии и удобное время вылета и прибытия.
--------------------------
Наступил декабрь 2012 г. Отпуска внесены в график, билеты заказаны, оплачены, в местной прокатной конторе забронирована и оплачена машина Suzuki Grand Vitara. На последнюю ночь бронируем недорогой гостевой дом в пригороде Рейкьявика - «бронь отеля» для формально полного соответствия требованиям посольства и для приведения себя в порядок перед прогулкой по столице, запланированной на последний день.
Дабы избежать проблем с визами, друзья на мартовские праздники совершили выезд в дружественную Прибалтику, чтобы иметь в паспортах свежие Шенгенские визы. Датчане, делегированные стоять на страже визовых вопросов, очень не любят быть первыми в этом вопросе и отправляют новичков с чистыми паспортами в турагентства (говорят, что летом-2013 уже не отправляли и давали с меньшим скрипом).
Подаем в визовый центр стандартный набор документов, включая «письмо консулу» с описанием маршрута, картой, координатами мест ночевки, ответами из кемпингов «приезжайте, место на полянке есть всегда». Без проблем получаем визы на указанные даты.
Снаряжение стандартное — палатки-спальники-пенки-коврики, кухня в виде двух основных горелок и одной запасной под разные стандарты баллонов, посуда, одежда-обувь под местные условия, включая качественные непромокаемые куртки и штаны, шапки-шарфы-варежки (обязательно!), хорошие трекинговые ботинки.
Продукты с собой берем из соображений экономии и привычки — из расчета разрешенных 3 кг на человека. Крупы: гречку (ее там просто не купить), рис, геркулес, немного соли, сахар-песок, шоколад. Остальное есть полный смысл покупать на месте - цены на продукты сопоставимы с московскими, что-то чуть дороже, что-то дешевле, но все очень вкусное.
Для аренды машины в фирме BlueCarRentals требуется МВУ — международное водительское удостоверение.
--------------------
На финальную укладку рюкзаков уходит примерно два часа. Родственники на даче смотрят на все это действо с ехидными, но добрыми ухмылками: «И это ВСЕ вы берете с собой?» «Так в этих двух рюкзаках у нас действительно ВСЕ — и дом, и кровати-постели, и одежда, и кухня, и даже немного еды!» - отвечаем мы и продолжаем утрамбовывать поклажу.
Прощаемся с родными, дедушка отвозит нас на станцию, садимся в оговоренную ранее электричку, где уже едут из Коломны наши дорогие спутники.
Провожать нас на поезд на Ленинградский вокзал приходят друзья.
В поезде просыпаемся среди ночи от звука удара, замедления и остановки в чистом поле — похоже, что в тормозной механизм попал камень. Машинисты и проводники ходят с фонарями, переговариваются, а мы лежим и про себя молимся, чтобы эта задержка не привела к проблемам. К счастью, через полчаса поезд медленно трогается, осторожно набирает скорость. На Московский вокзал мы прибываем почти без опоздания. Нас уже ждет заранее заказанное такси в Пулково. Настроение отличное — ночной поезд дал возможность лучше переключиться с московских и рабочих проблем на отпускной режим.
Вылет в 9:40, прилет в 9:40, разница во времени 4 часа.
За 40 минут до посадки показывается берег Исландии — восточные фьорды. Они и были единственной землей, которую мы увидели - далее все затянуто плотным слоем облаков.
Приземляемся в дождь, температура 10 градусов тепла.
Пока ждем встречающего нас представителя прокатной конторы, покупаю в магазинчике «10-11» в зале прилета местную SIM-карту от Vodafone за 2500 крон. Она оказалась «сразу рабочая», т. е. ничего активировать не пришлось. Забегая вперед, скажу, что имеющихся денег на счете нам хватило практически на все время путешествия, кроме последних двух дней. За это время мы сделали несколько местных звонков, через день смотрели почту, даже бросили несколько фотографий в Facebook.
Около аэропорта также довольно живописно, радужные композиции оживляют серую дождевую пелену. Из гигантского яйца высунул клюв милый исландский птенчик.
Нас с рюкзаками провезли 600 метров до конторы. Выдали почти новую Судзуки Гранд Витара с пробегом 22 тыс. км.
Загружаемся, устанавливаем навигатор, задаем первую точку — центр Рейкьявика, и выдвигаемся в путь.
Постоянно идет дождь, видимость «никакая», т. е. видно ровно столько, сколько надо для комфортного вождения, но никаких захватывающих пейзажей и перспективы — все в серой пелене.
- местный житель - травник, или красноножка.
Заехать в Рейкъявик в первый же день нам надо, чтобы забрать оставленные для нас нашими знакомыми, уехавшими неделю назад, газовые баллоны и продукты. У них была большая группа, поэтому не удивительно, что не все закупленное оказалось использованным.
Благодаря этому у нас образовался запас газовых баллонов трех типов («дихлофосы», резьбовые и цанговые CampinGaz) под все наши горелки. Баллонов было столько, что в конце путешествия неиспользованную половину мы оставили в прокатной конторе при сдаче машины — надеюсь, они пригодились следующим туристам. Также радостно встречены были извлеченные из большой сумки консервы - банки с рыбными шариками, чай, сахар.
Пообедали в тайском ресторане на центральной улице города с извилистой проезжей частью, закупились продуктами в местном «Бонусе» и выдвинулись по направлению на Гюдльфосс и Гейзир.
«Родитель» самого слова и интернационального понятия «гейзер» - горячий фонтанирующий источник Гейсир сейчас не извергается, за него «отдувается» Строккур (Строккюр), выплевывающий фонтан горячей воды высотой до 20 метров каждые 3-5 минут.
Термальная площадка с ручьями из кипятка (кто-то пошутил - наверное, авария на водопроводе - трубу с горячей водой прорвало ) :
«В ожидании извержения Строккура»
Начало извержения:
«Вот он, красавец!!!»
«Голубые лужи» с температурой воды 80-100 градусов.
«Старина Гейсир отдыхает»
Несмотря на дождь, многолюдно.
Видео (HD, хорошо смотреть, развернув на полный экран и выбрав в "шестеренке" максимально возможное качество):
С экшн-камеры:
Поехали на «Золотой водопад» (Гюдльфосс). Зрелище восхитительное. (См. выше: двухнедельное «Вау!!»)
Видео (HD, хорошо смотреть, развернув на полный экран и выбрав в "шестеренке" максимально возможное качество):
Тингведлир решили оставить на последний день, т.к. почти все время идет дождь, а там хочется погулять.
35-я дорога становится гравийной, вечереет.
- Вид на ледник Лангйокудль.
Ночуем в аскетичном кемпинге Hvitarnes, проехав 8 км по параллельной F-дороге и преодолев брод глубиной с колесо. Этого можно было не делать, но на нашей карте значок кемпинга стоял как бы «с другой стороны реки», и мы решили «перебдеть», в итоге получив водную переправу. Зато интересно!
Около кемпинга стояли два «Урала» с буровыми установками.
В наличии дом с большой комнатой, где размещается 4 двухъярусных кровати, кухонный уголок и большой круглый стол. Электричество от дизель-генератора. В этом западном «центре пустоты» сотовой связи не было, соответственно, оплатить карточкой не получилось – в ход пошли наличные евро.
Поставили палатки, помылись в аскетичном душе с подогревом газовой колонкой из привозного баллона, поужинали и легли спать. Ночью шел дождь, полночи дул ветер (спать было прохладно), потом стих.
Итого, 223 км на колесах. Маршрут дня: