Где так вольно дышит человек!»
Краткое содержание будущих серий:
1. Лирические слова об общем и целом: что думали, что брали с собой. Что пригодилось, что нет.
2. День 1 и 2 - дорога.
3. День 3 -Сбыча моей самой большой мечты. Segla. Путешествие удалось.
4. День 4 - Трек на Hesten (Та же Segla, но вид справа). Попытки заигрывать с погодой и ее прогнозами.
5. День 5 - Сенья попросила на выход. Наш караван держит путь на Andoya.
6. День 6 – Удачный! Royken и Andhue в одном флаконе.
7. День 7 - Langoya - опять мимо. Короткий день отдыха
8. День 8. - Лофотены опять и снова! Не обещайте деве юной easy трек - Tjeldbergtinden.
9. День 9 – ежики в тумане номер раз! Одинокая Kleppstadheia.
... и т.д. буду добавлять по мере написания
Три лирических слова.
Наша поездка на Лофотены в прошлом 2018 году была чистой случайностью. Обычно в нашей семье за креатив отвечаю я. И я убей не помню, когда муж предложил мне Норвегию.
Я заранее считала, что это по-сумасшедшему красиво, но крайне далеко и безумно дорого. И надо сказать, я ни в чем не ошиблась! Но Норвегия в лице Лофотен поделила, жизнь на ДО и ПОСЛЕ. И вот теперь я действительно не знаю, что хочу ПОТОМ, вернувшись всего пару дней назад. Два лета подряд.
Состав экспедиции: я, муж, собака оригинальной породы Муди (среднего роста, но неудержимого нрава).
Цели: залезть выше, дальше, больше (с учетом неспортивности нашего дуэта). Время: три недели в июле (сын поступает, успели между выпускным и поступлением). Бюджет: как можно меньше (забегая вперед, могу сказать, что бюджет составил около 140 тыс).
Все наши треки многократно описаны, фотографии выложены, эмоции высказаны. Пишу для того, чтобы неспортивные люди могли оценить свои силы на моем примере. И для себя тоже пишу, чтоб оставить в истории свои впечатления. И для всех старожилов форума, чьи отзывы и советы сильно помогли!
Мы и спорт – вещи противоположные.
Чтобы наглядно оценить уровень своей неспортивности (у мужа, как мне кажется, потенциал есть), могу резюмировать, что за всю историю походов мы смогли обогнать всего лишь две компании людей: тетушку с красными волосами на Segla и ее подружку, которые вообще не дошли до вершины, и семью французов с капризной дочкой на Tjelbergtinden. В остальном народ активно обгонял нас, а я не переживала и делала вид, что у меня фотостоп)) Но тем не менее, реальная оценка моего состояния и предстоящих треков помогли нам составить такой маршрут, в котором мы увидели красоту сверху, а если и поворачивали обратно, то по другим причинам, а не из-за физической неподготовленности.
А, ну, и еще, наверно, мне помог год спортзала. После прошлогодней поездки, в которой мы с трудом осилили 7, но потрясающих треков, я записалась в спортклуб и по мере возможности ходила туда. Там я тоже достижениями не блистала, но когда было тяжело, меня вдохновляла Сегла, я закрывала глаза, видела ее и крутила педали, махала ногами, качала пресс, когда что… Но она меня реально мотивировала и давала силы. Не могу с точностью сказать, что чувствую, как сильно спортзал мне помог. По ощущениям не помог ни разу. Но треков было 13 в этом году, все-таки, вероятно, польза была.
Про братьев наших меньших.
Собака. Муди по имени Кири.
В палатке спит, не шелохнувшись, в чем ее большое преимущество. Есть у нас вторая собака, орущая на каждый шорох. Вот с ней было бы трудно. Муди же отлично ведет себя в жилье (если не бросать ее одну). Скачет аки горный козел по камням. Но имеет один недостаток. Может в порыве свалить тебя с ног. В пропасть. Поэтому я с ней не ходила, ее вел муж. Он был похож на норвежских лосей, несущихся в гору и с горы. То ли он такой спортивный, то ли Кири ему придавала ускорение, не знаю. Думаю, оба варианта.
Много вопросов приходило с форума по поводу документов на собаку. Я за все поездки за границу выработала правило: минимум за месяц ставим бешенство, перед походом в ветеринарку ставлю в паспорт наклейку Мильбемакса, дату ставлю и время. И иду в ветеринарку не накануне, а за день, потому что у них то электричество отключат, то еще что-нибудь. Еще очень опасаюсь карантинов по бешенству. Каждое лето они нас со всех сторон окружают. Думаю, когда в районе карантин, документы не дадут. Придется думать, что с этим делать. В общем, вывод: не делать в последний момент. Но в этом году я нарушила это правило, пошла в последний день, забыла, что нужен номер машины, место пересечения границы. В итоге назвала по обычаю Светогорск, а потом слушала мнение мужа по этому поводу, когда мы делали крюк по дороге в Светогорск через местную ужасную дорогу и наскончаемые ремонты. Муж, естественно, был счастлив такой моей недальновидности. Поэтому ЗАРАНЕЕ продумываем не только адрес, который мы назовем, но и не забываем номер машины и МЕСТО пересечения границы тоже продумываем заранее.
И да, мы по документам ездили в Финляндию. Норвегии там не фигурировало. Не хотелось усложнять.
Проживание с собакой в домике ни разу не было причиной отказа. На паромах Кири сидела в клетке в машине. Это ее любимое место, у нас собаки всегда ездят в клетке. Удобно и практично. Видела, как владельцы сидели по 4 часа на ветру на палубе с питомцами, я не пожалела ни разу, что оставила собаку в машине. Ей там гораздо спокойнее, чем на жужжащей дребезжащей палубе.
БОМЖи (без определенного места жительства)
Проживание нигде не бронировали. По прошлому году я поняла, что это лучший вариант путешествия по Лофотенам (но в этом году усомнилась, получая по телефону многочисленные отказы). На карте были отмечены домики и кемпинги, а также места для диких стоянок. То ли мы не гении планирования, то ли просто неудачники))), но ни разу за оба года у меня не получилось приехать к намеченной точке стоянки (дикой) в нужное время. Проскакивали мы их совершенно не в то время, когда пора было думать о ночлеге. Так что мой отчет, надеюсь, будет полезен таким же, как мы, горе-планировщикам. Постараюсь рассказать, как иногда неуклюже искали место для ночлега мы. В итоге все всегда получалось хорошо, иногда даже отлично! Кроме одного случая: обязательным итогом в деревне А должен был стать, как и в прошлом году, кемпинг Москенес Траумен Кемпинг. Там есть возможность бронировать домик или поставить кемпер, палаток нет. Заплатили мы приличную сумму за три ночи. Для тех, кто не дочитает мой отчет до конца, сразу скажу: не надо было это делать ни в коем разе! Это самый ужасный мой опыт пребывания в съемном жилье за всю мою историю. Да, увы, ложка дегтя((
Без наличных.
Из полезного: оформила перед отъездом карту Тинькоф блэк, открыла счет в норвежских кронах, привязала к нему карту, платила практически все время ею. Однажды на пароме не смогла по ней купить кофе в кофемашине, и в конце путешествия на заправке платили сбербанковской кредиткой, потому что 1500 крон для блокировки на Тинькофе не было, покупать, чтобы потом остаток опять продавать было бессмысленно. Да, имейте в виду, что многие заправки автоматические, некому пойти и заплатить ту сумму, на которую заправился. То есть нужно минимум 1500 НОК на карте, которые разблокируются не всегда сразу. Я вспомнила, почему в прошлом году я хотела именно наличкой расплачиваться. Чтобы избежать блокировки. В Швеции на заправке в Абиско никак не хотела возвращаться сдача, а чека не было. Я переживала, но в итоге оказалось, деньги давно вернулись, но сбербанк просто не сказал мне об этом. Также было и в следующие разы. О разблокировке средств я узнавала интуитивно по балансу. С наличкой были проблемы в прошлом году, когда на заправке не хотели принимать 500 НОК купюру, с зеленой полосой на ней, купленную в Москве на Лермонтовском проспекте. Так что варианты бывают и с картами, и с наличными. Никогда не угадаешь. Тинькоф продавал НОКи по курсу 7,5, что вполне хороший курс. Наличку в Москве продавали за 8 там, где мне удобно. Интернет выдавал еще Россельхоз банк с курсом 7.7, но мне туда ехать было совсем не с руки.
Обмундирование.
В этом году мы сильно поурезали список. Муж отказался писать завещание и оставил свою надувную лодку с мотором дома. Вторую большую палатку оставили тоже за ненадобностью. Я не взяла зимнюю куртку и теплые штаны. Вместо плиты и 5л баллона газа купили плитку в пластиковом боксе и 10 баллонов газа. В итоге места в машине почему-то не стала многим больше. Завидовала велосипедистам. Как у них так получается, не знаю, мы были забиты битком. Только зарядок был целый рюкзачок.
Из полезного: мембранные куртки и быстросохнущие штаны. Одноразовая посуда. Пластиковый прозрачный бокс, куда влезла почти вся еда и нужные в хохяйстве мелочи. Вместо пяти пакетов достаешь этот бокс. Он с крышкой, иногда ночевал на улице у палатки. Подсмотрели у местных в прошлом году – весчь!
Из бесполезного: экран-ветрозащита (бокс из-под плиты гораздо устойчивее и легче в использовании),
Обычно было вот так:
тушенка, доширак. Каюсь, переборщила.
Горе-планирование.
В целом, я планирую хорошо. Но не умею планировать так, чтобы и запланировать, и в случае непогоды перепланировать, иметь в запасе 5 вариантов, быстро сориентироваться и - бинго! Была программа maps me, которая в целом работает хорошо, но иногда показывает магазины и заправки там, где их нет. Треки абсолютно все - начало брали на maps me. Я пыталась заранее копировать координаты, наносить на карту… Ничего не пригодилось. Все наши easy треки легко находились на maps me. Удобно, не то слово. Заранее, конечно, все треки были на карте найдены и обозначены. Но пунктирная линия трека на карте всегда соответствовала реальности. Начало трека по ней найти проще простого.
Кемпинги и домики тоже искались на maps me. Есть очень многое. Пару раз воспользовалась http://www.norcamp.de, пару раз открыла google в поиске жилья, он показывает много лишнего, видимо, проплаченного.
«Как без интернета прожить?»
Никак. И это не проблема. Пользуюсь не первый год картой prepaid Saunalahti.
Куплена в Финляндии несколько лет назад. Евро в день - интернет. В Норвегии и Швеции этот тариф не работает, но пользовалась в том году интернетом достаточно свободно, снимают с карты копейки. В этом году приближаясь к границе, зашла на их сайт. Мне был предложен пакет за 24.90 евро с интернетом в пределах 4 гигов, звонки и смс бесплатно – все это включая Северные страны. Поразмыслив, что уж Норвегия точно северная страна, я купила этот пакет. Общалась с родственниками, пользовалась картами, смотрела сайты, читала Форум - интернета хватило с головой. Звонила в кемпинги. В итоге карта себя полностью оправдала!
Итак, погнали
Долгие сборы, долгая дорога. День 1 и 2.
Выехать в субботу мы не смогли. Смешно, но мы не успели собраться. Весело отгуляли на выпускном, а потом как в анекдоте «ну, не шмогла я, не шмолга…» Плюнули и поехали в воскресенье. Выезжаем в 4 утра (Подмосковье). Гугл показывает новый открытый кусок платной трассы, ведущий вокруг Клина, Солнечногорска и заканчивающийся почти у самой Твери. Ура – думаем мы. Но дорога заканчивается сразу за Клином, возвращая нас на бесплатную грешную землю. В чем прикол, - подумали мы. Муж не туда уехал, - думала я. Не может же Гугл врать?!
Дальше все как маслу, в 12 приезжаем в Питер, состояние отличное. А вот теперь нам на Светогорск (как я уже написала, благодаря моим волшебным усилиям). Дорогу в Светогорск делают капитальную – это плюс. То, что она вся перерыта, движение на многих участках одностороннее – это минус. Все время, выгаданное на платной трассе, теряем по дороге в Светогорск. Зато на границе никого нет – утешаю я нас. Документы на собаку, пиво в дьюти-фрии, рыба в Дизасе - и мы едем дальше.
Да, кстати, нам гринкарту распечатали вверх ногами. Сказали, что так сойдет. Сошло, но лучше так не делайте, требуйте нового бланка. Финнам это очень не понравилось.
Про ночевку задумались к вечеру, подъезжая к Куопио. Дорога через Куопио мне, кстати, понравилась. Хорошая трасса. Сначала заехали без сил на стоянку к супермаркету, муж сказал, что вздремнет прям в машине. Не хорошо так начинать отпуск – подумала я и на карте google maps спутник стала искать какую-нибудь дорогу в никуда. Дорога быстро нашлась. Координаты: 62.824439, 27.611049
Не могу сказать, что это место прям супер. Находится между главной дорогой и второстепенной, но в густых кустах. Поставили палатку.
Никого вокруг не видно, кусты не просматриваются. Шум с дороги есть, но поздно вечером желающих было не так много. Утром проснулись под шум машин и поехали дальше.
Второй день – это длинный перегон до Senja. После Оулу сплошной ремонт. Никаких 100 или 110. Тащимся 50-60. Останавливаться желания нет. Погода портится на глазах. Тучи, периодически накрывает дождем:
Прогноз погоды: Абиску +4 и снег! Ersfjorbotn +6, дождь. Прекрасное начало. Едем по Абиско, я жду, когда же градусник покажет +4, чтобы выложить фотку в инстаграм и всех напугать. Градусник замирает на +5. Обидно)
Начинается настоящая ранняя зима. Не можем проехать мимо сугробов. Нам пока по приколу. Собачка рада. Мы пока еще не замерзли, радуемся:
После границы Норвегии трасса Е06 – рулим по очереди. Противный моросящий дождь. Уже ненавижу эту дорогу, с ужасом думаю о людях, которые предпочитают ее парому. Я бы ни за что! Въезжаем на Senja часа в 2 ночи, настроение - в предвкушении! На дороге какая-то перекладина красная с желтым, знамо дело, объезжаем ее и….. упираемся в ремонт дороги. Дороги, вернее, нет. На ее месте бульдозер и яма:
Что ж, белые ночи нам в помощь. Месю грязь на обочине, миднайтсана не вижу, но и дождь потихоньку на убыль. Минут через 30 нас пропускают и мы вырываемся навстречу мечте! Пока мечта маячит где-то там, снова начинается дождик. Спрашиваю в пустоту: что ж мы не остановились там, где дождя не было?! Теперь ставить палатку в дождь!! Пустота не ответила, у нее нерабочие часы, видимо.
Этот момент сложно передать! Когда ты мечтаешь увидеть ЭТО весь год, и вдруг начинают выплывать знакомые очертания гор, пляжей, каменистых склонов…
Надо сказать, снега в этом году побольше (в прошлом мы были позже недели на две), все какое-то чужое, отстраненное. Но мы не унываем! Водички набрали из водопада, замерли при виде такого восхитительного Ersfjordbotn-a, но со знанием дела быстро ищем место, пока муж ставит палатку, я грею воду. Почти весь день без еды!
В такую погоду маленькой девочке внутри меня хочется плакать и взывать к справедливости, но большая девочка пытается улыбаться и радоваться. Мечта же сбылась! Чего еще тебе надо?! Кажется, мы еще хлопнули водочки за приезд. Я ее обычно не пью. Но это же необычный отпуск, поэтому «напитки покрепче, слова покороче»…))
День 3. Сбыча моей самой большой мечты. Segla. Путешествие удалось.
Как я уже писала, я полюбила Сеглу. В треках прошлого года она у меня не значилась. Но ее вид меня поразил в самое сердце. Я жила этой мечтой. Когда в спортзале тренерша яростно заставляла меня крутить быстрее педали на велосипеде – или умереть - я выбирала первое! Мне же надо увидеть Сеглу! Мне же надо залезть! Я хотела спать и прогулять скандинавскую ходьбу в субботу утром. А Сегла говорила мне: встань, тряпка, и иди. В общем, она затмила в моем сознании даже Reinebringen (хилую попытку влезть на который я предприняла, меня даже бросил там муж, сказав, что пусть ненормальные погибают в одиночестве, а мужья и собаки не при чем). Я не знала, что меня может остановить. Вернее, чувствовала, что ничего меня не остановит. Мужу и собаке так и сказала, чтобы они морально готовились.
Утром Senja сжалилась надо мной. Просыпались мы под лучами солнышка.
Горы выглядели добрее и значительно веселее. Завтрак мечты:
Утро мечты:
И, конечно, я подумала сразу: Сегле быть!
Несемся в сторону Fjordgard, проезжаем мимо подозрительной желтой таблички при въезде в тоннель, где на их тарабарском что-то написано и числами украшено… Но нам некогда отвлекаться, мы заняты делом!
Снега, как я уже сказала, гораздо больше, чем в прошлом году! Завораживает наш непривыкший взгляд:
Начало трека прекрасно отмечено на mapsme, по количеству машин сразу понятно, что Сегла вдохновляла не только меня. Итак, переодеваемся, берем воду, не забываем собаку и топаем.
До перевала мы шли на одном дыхании. Это был самый легкий подъем. Дальше на треках мне именно первые сто метров подъема давались почему-то труднее всего. А мы идем, болтаем, не замечаем, как долина вырастает в холм, холм в гору… Мне все нравится, мне легко и весло шагать по просторам. Выбираю себе медленный темп, который позволяет не задыхаться и не останавливаться. Тестирую программу, имени которой не помню. Удалила сразу. Показывает положение гор весьма примерно. Но Сеглу угадала:
На перевале аншлаг. Погода сказочная (одна из лучших за все треки). И небо голубое, и тучки что надо!
Отдыхаем и на самый крутой подъем!
Внизу видно женщину с красными волосами – единственную, которую мы обогнали) И немножко крутизна тоже видна. Народу откровенно много, трек очень популярен.
Ну, что я могу сказать про Сеглу. Страшных камней, мест, куда надо опасно лезть, нет совсем. В других треках были сомнительные места. Тут совершенно нет. Крутой подъем, да. Вес переносить постоянно на одну ногу, на одну коленку, да. Но зато не страшно. На самом верху плита такая скользкая была, но я без страха перемахнула и оказалась у таблички.
Каменюки на вершине, но даже мне было лазить не сильно страшно.
Собака наша пыталась спать на каждом камне, устала, бедолага, скакать по камням.
И вообще вся дальнейшая тактика собаки была такая: падай и спи как только хозяева остановились. Спала она у нас не только лежа, но и сидя и стоя.
Я усталости не чувствую. Счастье в чистом виде.
Виды на 100 баллов. Снега много! Облачность драматическая. Все, как я люблю!
Даже не понятно, что дальше –то три недели делать будем. Мечту я уже убила, счастье есть, его не может не быть. Кстати, неспортсменам лучше подниматься по красным меткам. Заметили, что там выбран наиболее удачный путь подъема и спуска. Отклонившись от меток на спуске мы зашли куда-то вбок, где нащупать нижний камень становилось проблематично.
Вернулись к меткам, путь пошел веселее. Радуга нам улыбалась!
Спустившись на перевал, оглядываемся назад: неужели мы стояли на самом верху? Не может быть! Сегла кажется какой-то для нас невероятно крутой (в прямом и переносном смысле). Стою спиной к Breidtinden-у, поэтому уже от одного вида Сеглы чувствую себя клевой хайкершей. Ну, да, не прям какая высота, есть горы и повыше (но я-то к ним спиной), поэтому гордость меня распирает. Гуляем в сторону Barden, красиво во все стороны!
Глаза просто разбегаются, в кучу не собрать! Представляю форумчан на всех вершинах вокруг, укол зависти… Но потом отпускает. Спускаемся счастливые, усталость есть, но она приятная.
Переодевшись, запрыгиваем в машину, мчим на пляж Ersfjord, где у нас палатка, очень хочется пить и есть. И…. снова натыкаемся на поперечину красного и желтого цвета, которая перегораживает нам въезд в тоннель. Осторожно подкрадываемся, тут я и вспоминаю желтую табличку на въезде, которую мы видели по дороге туда…. Ах, вот оно в чем дело! Ремонт тоннеля.
Он закрыт с вечера до утра, но, как мы понимаем, окошки у него все же есть в 23 вечера и часа в 3 ночи… Не верим своим глазам. Муж хочет проверить «наощупь», я отговариваю. Возвращаемся в деревню. Нам популярно объясняют, что да, действительно ремонт. Что объездная дорога только до второго тоннеля, а закрыты они оба. Я вспоминаю про отчет Mike111, где он писал про чудесную беседку в конце деревни. Предлагаю там поужинать, благо бокс с продуктами у нас с собой. Но нам перегораживает дорогу забор. Все перекопано, роют какой-то карьер. Что ж, не судьба. Возвращаеимся к тоннелю. Достаем стол, стулья, плитку, готовим еду.
Закат бесподобный, цвет желтый, теплый – все как я люблю. Правда, долго сидеть холодно. Но мы быстро ужинаем и садимся греться в машину. Нам сказали, что, возможно, откроют в 22, а не 23. Надеемся. За нами выстраивается очередь. Кто-то пытается объехать первый тоннель по объездной. Им это удается. Издалека видим, как они ныряют во второй тоннель… И у них это получается. По крайней мере обратно они не вернулись. Нетерпение нарастает. Что получилось у одного, должно получиться у другого. А потом русскому человеку пойти наперекор правилам – это почти дело чести. Кто у нас следует правилам? – ботаны и неудачники. Четкие пацаны правила сами придумывают. Вероятно, так думал мой муж. Или не думал, но в районе 10 как только показалась навстречу машина, он тут же рванул навстречу. Потом пришлось сдавать назад, чтоб пропустить колонну навстречу, но это уже мелочи. Локомотив ничто не остановит. На приличной скорости влетаем в самую большую яму в истории всех тоннелей Норвегии, валит то ли дым, то ли пар… Я, не успев толком проснуться, высказываю все, что накипело за 20 лет совместной жизни…. Слава богу, это был не дым и не пар, это была пыль цементная. Норвежцы внутри тоннеля покрывают стенки, укрепляя их. В тоннеле все в цементной пыли. Хорошо, что с машиной все хорошо. Выезжаем. Пытаюсь вернуть свое благостное состояние. Закат сказочный. Муж, чувствуя, что мы переборщили, вызывается провести вечер на Приливных ваннах. Это был сказочный закат. Один из лучших!
Народ на солнышке сидел на камнях, фотографы ловили брызги волн, я училась снимать таймлапсы… Вечер закончился на позитивной ноте!
Продолжение будет!